ФИЗИКИ ИДУТ В НАСТУПЛЕНИЕ
И будет собственных Платонов земля башкирская рождать
- Ого! Вау! Ух ты! - учитель начальных классов уфимской школы № 45 Светлана Лобзова говорит, что поначалу ее четвероклашки на занятиях по занимательной физике изъяснялись исключительно междометиями. - Мы сложных опытов не проводим. Берем наглядные научные эксперименты, которые девяти-, десятилетний ребенок в состоянии осмыслить. Подвести под эти "фокусы" научную базу, зародить в детях интерес к инженерно-техническим дисциплинам - и есть моя главная задача.
Мастер-класс "Занимательная физика во внеурочной деятельности в начальной школе" Светлана Алексеевна проводила в рамках августовского педсовета. Школа № 45 с углубленным изучением отдельных предметов стала одной из его площадок. Более семидесяти учителей и руководителей методических служб муниципалитетов и районных объединений Башкортостана рассматривали вопросы "Комплексного сопровождения физико-математического образования в школе".
Светлана Лобзова, учитель высшей квалификационной категории преподает четырнадцать лет. Говорит, что о необходимости приобщать младших школьников к предметам естественно-научного цикла задумывалась давно. Но не выделялись на это часы. А новый федеральный образовательный стандарт "развязал" педагогам руки.
- Чаще всего учителя для внеурочной работы берут готовые пособия. Конечно, это проще - раздал ребятам рабочие тетради, те в них выполняют задания. Только это мало отличается от обычного урока. Совсем другое дело, когда дети сами ставят научные эксперименты. Пусть простенькие. Видели бы вы их восторг, округлившиеся глазенки - здорово, свечка под водой горит! Втянулись все, даже родители. Оказывают посильную помощь, ищут примеры опытов. Я вижу, что дети стали больше читать энциклопедий. Надеюсь, что так мы вместе делаем первые шаги к будущим профессиям - инженера, исследователя. - Светлана Алексеевна нашла абсолютную поддержку у кабинета, заполненного учителями физики. Кто же не знает о приоритете специальностей непроизводственной сферы у абитуриентов, о том, что башковитые выпускники, которые могли бы прославиться на научном поприще, пополняют ряды менеджеров и юристов?!
А потом Лобзова предложила аудитории на двадцать минут превратиться в четвероклассников - забросала "учеников" загадками, научила протыкать воздушный шарик спицей так, чтобы он не лопнул, делать автомобильный мост из обычного листа бумаги... Словом, на деле продемонстрировала, как в игровой форме учит подопечных анализировать и объяснять результат опыта с точки зрения законов природы, развивает у них наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, умение работать с оборудованием, мыслить обобщенно, сравнивать, классифицировать. По завершении мастер-класса все его участники оценили работу коллеги улыбающимися смайликами.
В соседних кабинетах проходили аналогичные обучающие занятия по физике, адресованные учителям, которые работают в среднем и старшем звене. Наталья Воронцова, учитель школы № 45, показывала класс в "Организации исследовательской деятельности восьмиклассников", Лилия Абдеева, преподающая в лицее № 153, делилась опытом "Решения графических задач как метод систематизации знаний". Отдельный блок семинаров организовали для математиков. Рассматривались системно-деятельные подходы в образовании в условиях ФГОС, в обучении геометрии, векторно-координаторный метод решения задач стереометрии.
Уфимская школа № 45 не случайно стала одним из "опорных пунктов" августовского педсовета. Здесь реализуется проект "Физико-математическая школа", ставящий целью предоставить учащимся дополнительные возможности в освоении предметов естественно-математического цикла, создать условия для развития творческих, инженерно-технических способностей школьников, их интереса к науке.
Ребята из 45-й - свои люди в "Физико-технической школе", базирующейся при Башкирском государственном педагогическом университете имени Мифтахетдина Акмуллы. Любопытство вызывает одно уже перечисление направлений данного центра молодежного инновационного творчества: и суперпопулярное у подростков 3D-творчество, и образовательная робототехника, и занимательная наука.
- Больше всего старшеклассников привлекает наш курс математики. Занимательной астрономией интересуются меньше. Скорее всего, потому, что в школе сейчас астрономия не изучается. В нынешнем году мы открыли новую специализацию - биофизику. - Регина Яфизова на выставке "Физико-технической школы", развернутой в вестибюле 45-й, "вербует" педагогов, рассказывает им об индивидуальных и групповых занятиях, олимпиадах и конференциях, каникулярных школах, воскресных погружениях с выездом в социально-образовательный центр "Салихово". Уже в сентябре учителя расскажут школьникам о шансе стать "чуточку учеными". Причем не открывая кошелька, ведь занятия бесплатны.
На одном из столов - квадрокоптер. Сначала дети собирают этот хитрый аппарат, а потом с его помощью осуществляют экомониторинг окружающей среды. Рядом - 3D-принтер, лабораторное оборудование. Есть чем "зацепить" школьников!
На пленарном заседании (а именно оно открыло работу, это "Вечерка" повела рассказ с самого эффектного) участники выслушали доклады об организационной базе преподавания точных наук в школе. И это были не сухие отчеты, под которые тянет в сон, но полезнейшие сведения для учителей-практиков.
- Давайте делиться опытом! Не жадничайте, рассказывайте о своих секретах, критикуйте, предлагайте. У всех нас общая цель - воспитать достойного ученика, - тормошил присутствующих модератор дискуссионной площадки, доцент БГПУ Эдуард Жданов.
Эдуард Рифович даже провоцировал учителей, бросая в зал непростые вопросы о поствузовском сопровождении олимпиадников, о том, сколько стоит подготовить конкурсанта всесоюзного уровня...
На часть из них ответила директор лицея № 153 Эльвира Минюк, рассказавшая о системе работы педагогического коллектива профильного лицея, о способах поощрения учителей.
Да, порой работаем за "спасибо", кивали участники большого республиканского совещания. И, не отрывая головы, строчили в блокнотах, фиксируя информацию о дистанционном обучении, о семинарах и методическом обеспечении, исследовательских проектах и математических чтениях...
Людмила КОНДРАШОВА.
12-08-2016 (0) Просмотров: 1 194 Номер: 138(13036) Версия для печати