Улов добывай, но о приличиях не забывай…
«Освободите, пожалуйста, уловистую лунку. А то хуже будет!» - балагурим мы иногда с друзьями на рыбалке. Ясное дело, в дружной компании никаких ссор быть не может и в помине. Но конфликты на водоемах между незнакомыми рыболовами возникают – увы – нередко. В большинстве случаев причиной этого становится нарушение кем-то неписанной рыбацкой этики…
Говоря о культуре поведения и конфликтах, сегодня не хочется останавливаться на совсем ужасных происшествиях, которые стали следствием пьянки на льду. Не укладывается в голове: в республике за последние годы было целых два случая, когда рыбаки не поделили лунку, и один убил второго, проломив голову ледобуром. Виноват, конечно, зеленый змий. Но изначально возникшая ссора между двумя взрослыми людьми из-за обычной, пусть и уловистой лунки – разве это нормально?
По большому счету рыбацкая этика основывается на общечеловеческих правилах приличного поведения: не будь бесцеремонным, навязчивым, нахальным, не досаждай другим шумом… Но существуют и специфические, рыбацкие законы приличия. Сейчас в разгаре зимний сезон, а потому давайте поговорим об этике зимнего рыбака…
На водоеме считается неприличным занять пробуренную кем-то лунку. Она может быть обозначена лежащим возле нее предметом: рукавицей, коробочкой со снастями, шумовкой… Но и не обозначенную пробуренную именно сегодня лунку занимать негоже (если, конечно, ее «автор» не уехал домой). Оговорюсь сразу: нередко к конфликту ведет такая ситуация – кто-то занял, разбурив, вчерашнюю, уже замерзшую лунку. Тут явился другой и начал предъявлять претензии – мол, это я вчера здесь рыбачил, я эту лунку бурил, и значит, место мое. Вот тут «вчерашний» хозяин в корне неправ. То, что он здесь рыбачил, не дает ему никакого особого права на это место. Узнаете похожую ситуацию в иных дворах: «Я всегда тут машину ставлю»? Но это не распространяется на особый случай – когда кто-то регулярно прикармливает одну лунку, например, на озере. Такое можно наблюдать на том же Кандрыкуле. В преддверии весеннего сезона последнего льда, начиная уже с февраля, каждый лещатник обильно прикармливает одну или две-три лунки, высыпая порой в каждую по кастрюле ароматной каши. Охраняют такие лунки ревностно – чужака и близко не подпустят. Причем все хорошо знают, где чьи на водоеме места. Если я оказался на Кандрыкуле, а мой местный друг Амир по какой-то причине мне составить компанию не может, то доступ к его прикормленным лункам мне откроет только звонок моего друга рыбакам-лещатникам, которые сейчас на льду. Но это действительно особый случай. Ловить на прикормленных, или, как еще говорят, кормленных, чужих лунках неприлично и некрасиво. Как-то, пробурившись на озере Сосновом, что тянется вдоль Алексеевки, я вдруг вытащил неплохого леща. Потом еще одного. И только тут я заметил рядом прикрытую круглой дощечкой лунку и остатки каши вокруг. Кто-то леща прикармливал, и не один день. На озере не было никого, и, наверное, можно было бы половить еще, но у меня возникло чувство, будто я ворую чужое. Я предпочел сменить место…
Но вернемся к типичной, стихийной рыбалке. Кто-то приехал на реку пораньше, набурил лунок… Вот тут, кстати, многие позволяют себе такую бестактность: делают много лунок на уловистом месте. И все, ловить на них нельзя. Приличная дистанция для бурения своей лунки – пять метров. А там может и не клевать. Но такое вероломство встречается не так уж и часто: в большинстве своем рыбаки – народ доброжелательный и не наглый.
Итак, вы подошли к месту, где обычно клюет и где сконцентрировались рыбаки. Верх неприличия – видя, как кто-то ловит, начать бурить ему прямо под ящик, или, как мы говорим, «пробуривать плащ». Такому умнику сделают замечание, и поделом. Как мы уже говорили, приличная дистанция - не менее пяти метров. Хотя частенько бывает и такое. Все хорошо ловят. Работая ледобуром даже на почтительном расстоянии, ты можешь распугать всю осторожную «бель». В этом случае очень часто кто-то из рыбаков предлагает: «Не бури, не шуми. Вон моя лунка, занимай ее». И занимайте, только не забудьте поблагодарить…
Если вы пришли на лед и видите свободные лунки, то нет ничего зазорного поинтересоваться, чьи это лунки и можно ли их занять. Скажу по опыту: положительный ответ бывает чаще отрицательного. И вовсе не потому, что рыбаки такой великодушный народ, а потому, что все в данный момент ловят там, где клюет лучше… Есть такое понятие «оббурить». Это именно тот случай, когда вокруг удачливого рыбака начинают кучковаться остальные. Редко кто в такой азартной ситуации соблюдает правило пяти метров. Но я как-то с удивлением заметил, что даже в пределах нашего Башкортостана на разных водоемах существуют разные понятия о рыболовной этике. Например, я был просто потрясен, видя, как именно «под плащ», самым бессовестным образом оббуривают друг друга лещатники и густерятники-сопятники на Каме в районе Нефтекамска. Какие там приличия! Поймает один рыбку – и все кидаются к нему без всякого зазрения совести. На больших водоемах вроде водохранилищ на Волге есть даже такие «стервятники»: сидят на снегоходах с биноклями и высматривают. Стоит кому махнуть рукой, подсекая рыбу, как к нему на всех парах устремляются моторизованные нахлебники…
Неприличным на рыбалке считается приставать к постороннему с разговорами, просто громко балагурить. Ведь многие приехали сюда отдохнуть от городской суеты и хотят побыть в тишине. Но опять же существуют особые случаи. Если вы вдруг подцепите огромную рыбину и начнете на всю ивановскую орать: «Мужики, у кого есть багор?!» - это не просто никого не возмутит, а, напротив, вызовет оживление и деловую суматоху. Настоящие рыбаки всегда готовы помочь ближнему – и щуку подбагрить, и, если надо, поделиться приманкой, дать крючок, грузило…
Есть такой деликатный момент: мужики на льду, конечно, нещадно грешат ненормативной лексикой. Лично меня это ничуть не смущает, ибо действительно все приехали выпустить пар, и крепкие словеса здесь звучат очень даже органично. А как быть, если на водоеме оказалась женщина? Культурные рыбаки выражаться по матушке прекращают. Но если толпа огромная, то считаться с единственной рыбачкой тут не станут. И это даже не из неуважения или еще чего, - это просто по привычке. И правильно ли будет в такой ситуации делать замечания, урезонивать все «собрание»? Если женщину сей лексикон смущает, то ее спутнику (представительницы прекрасного пола крайне редко бывают на рыбалке одни) будет правильнее просто сменить место и устроиться подальше… Я не делаю замечания матерящимся мужикам в другой похожей ситуации – на хоккее. Ну знала ты, уважаемая, куда идешь. Претит сие нежным ушкам – значит, смотри матч дома…
Этично ли по общечеловеческим меркам обманывать? Нет, конечно. Но существует безобидное рыбацкое лукавство, на которое грех обижаться. Сидите вы на льду, поймали неплохо и весь улов предусмотрительно спрятали в рюкзак. Вот подходит компания и интересуется, мол, как рыбалка, клюет или нет. Вы прекрасно понимаете, что, расскажи сейчас о своем улове – оббурят нещадно, начисто испортив тебе рыбалку. И приходится лукавить – мол, клев мог бы быть и лучше. На вопрос, каков улов, можно ответить – да немного. Все же в этом мире относительно…
Есть много способов не провоцировать наглецов. Самый надежный – устроиться в палатке. И никто не видит, клюет у тебя или нет. Если вы без палатки, то, подсекая и вываживая, не надо размахивать руками, или «шить», как говорят зимники. «Стервятники» только и высматривают, кто махнет…
А вообще, в подавляющем большинстве своем рыбаки – народ замечательный. Если ты ведешь себя прилично и доброжелательно, то быстро станешь своим в любой компании. И чайку тебе нальют, и ты их печенюшками угостишь. И вот вы уже будете весело болтать, словно знаете друг друга сто лет…
Артем МАКСИМОВ.
12-03-2021 (0) Просмотров: 713 Номер: 17(13487) Версия для печати