$ - 91.7791
€ - 98.0270

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Странные люди

Как я раскатал Губу


Как я раскатал Губу

Тех, кого безудержно манила дорога и обуревала охота к перемене мест, называли в стародавние времена… странными людьми. Странничество - характерная черта и сегодняшнего героя "Вечерки" путешественника Александра Шандора, путевые заметки которого мы предлагаем вашему вниманию. В свои поездки он отправляется на необычном мотоцикле, отличающемся от многих городских байков. Это Honda Transalp, класс "Эндуро" - махина, предназначенная для длительных туристических поездок. Такой мотоцикл способен проходить и бездорожье и спокойно передвигаться по трассе.

Александр очень любит путешествия. На мотоцикле он покоряет города и страны начиная с 2006 года, а до этого предпочитал автостоп. Свою профессиональную деятельность также связал с поездками - сейчас Шандор соучредитель туристической фирмы. Все свои приключения мотоциклист описывает в блоге - электронном дневнике. На своем "железном коне" Александр выезжает каждый год.
- Был в Турции, Иордании, Белоруссии, Украине, - рассказывает он. - Гонял ночью по пустыне в Сирии, а однажды застрял в болоте где-то в Карелии...
И манит, и манит дорога меня
Маршрут этой поездки не был известен вплоть до самого отъезда. Первоначально у меня были планы доехать наконец до Санкт-Петербурга, так как многие из прошлых попыток заканчивались выездами в другие страны. Но Петербурга было бы слишком мало для отпуска, а меньше месяца я путешествовать не люблю. Тогда начал подумывать: не прокатиться ли заодно по Финляндии... Но ближе к делу становилось ясно, что бюджет не позволит вырваться за границу. Тогда закрались мысли скататься до Карелии.
В конечном итоге собрался ехать с другом Алексеем на Yamaha TTR Raid. Решено не мелочиться и штурмовать сразу самую северную точку Кольского полуострова, полуостров Рыбачий - мыс Вайда-Губа. Уже за день до старта я почувствовал, как путешествие начинает пульсировать во мне - знакомое ощущение... Вещи собраны, "кони" подготовлены, наш путь под названием "Русский Север" начинается.
Стоит рассказать небольшую предысторию: за три дня до старта я встретил человека, едущего на велосипеде, всего увешанного вещами. Их у него было больше, чем мой типичный багаж. Велосипедист Чен добирается с Тайваня в Европу уже два месяца, прошёл шесть тысяч километров. Я предложил ему переночевать у меня, и он отдыхал и гулял по Уфе еще два дня. У путешественников принято помогать друг другу - сегодня я впускаю в свой дом очередного искателя приключений, а завтра и у меня будет ночлег с удобствами и приятной беседой. В день Чен проходит километров сто, так что спустя двое суток мы с Лешей его догнали.
Хочу уточнить: поездка наша состоялась в 2009 году, а тогда по всей России горели леса, и на дороге стоял плотный дым. Ехать было очень тяжело. Мало того, что невыносимо жарко, так еще и дышать нечем. Короче, мы решили удалиться от трассы М7 и свернули на Вологду. Дыма стало меньше, машин тоже, качества дорог не помню, на "эндурах" на это внимания обычно не обращаешь.
На четвертый день достигли Карелии. Она разительно отличается от остальной части России, природа совсем другая. Вдоль дороги красивые леса, много озер, чистый воздух. Доехали до Медвежьегорска. Место для стоянки искали наобум. Завернули на первое попавшееся озеро и удивились его красоте. Сомнений нет - ночуем здесь. На поверхности озера нет ни одной волнинки, полный штиль. Смотрится эта картина даже немного сюрреалистично.
Говорят, что север - крайний
До поездки нас предупредили, что в Карелии очень редко стоят заправки, так что заполнять бак рекомендуется чаще. Но несмотря на эти предостережения, мы чуть не умудрились остаться без бензина.
Наконец, пересекаем Полярный круг. Сразу же становится значительно прохладнее. Ночью была мощная гроза, сверкало так, будто апокалипсис уже близко. Нам объяснили, что не стоит пугаться резкой перемены погоды. Здесь может светить солнце и уже через пятнадцать минут идти снег. Едем в Кировск, знакомимся с Андреем Стрижом, который прокатил нас по живописнейшим дорогам Хибин. Здесь добывают минерал под названием апатит (отсюда и название города). Как объяснили местные, это одно из двух мест на земле, где его вообще добывают.
Следующее утро встретило нас пасмурно. Моросил мелкий дождик, который и не видишь, но ощущаешь - через десять минут уже весь до ниточки промок. В Мурманск мчались с ощущением, что вот-вот небо прорвет и начнется великий потоп. Но этого так и не произошло, более того, после Мурманска небо прояснилось и вышло солнце. Над головой ни тучки. Вот тебе и перемена погоды.
Дорога до города Заполярный шикарна. Ее построили недавно, видно, здесь будет торговый путь в Северную Европу, ведь от Заполярного до Норвегии всего шестьдесят километров.
Рыбачий просто усыпан военными дотами. Начинаются первые лужи, как я подумал - первые броды. Маленькие водостои, которые кажутся подозрительными, стараемся объезжать по траве с краю. Добрались до Баренцева моря. Вдоль берега сушатся морские водоросли. Решил прокатиться по ним, но быстро понял, что зря - они с виду только сухие, а под первым слоем очень скользкие. Да и вонь ужасная!
Один из бродов я решил взять на абордаж. С виду лужа как лужа, думал, перееду с разбегу. Понял, что она глубокая, только тогда, когда очутился на середине - по колено в воде. И мотоцикл начал медленно увязать в грязи. Адреналин заиграл не на шутку. Завел и медленно стал выкарабкиваться. Леша ехал по обочине, но и его попытка не увенчалась успехом. Застрял почти на самом выезде. Я перестраховался и глянул: как там воздушный фильтр? Слава Богу, вода туда не попала. С трудом, но все-таки удалось выкарабкаться.
Через пару километров мы добрались до нашей заветной точки Вайда-Губа. Приятное чувство вызывает эта маленькая победа. Ведь мы прошли чуть больше четырех тысяч километров, чтобы здесь очутиться. Чайки гогочут - охотятся на крабов, океан плещется, ударяясь о камни. Впереди тысяча километров водной бестии, а дальше начнутся льды Арктики. Позвонили на родину, в Уфу, рассказать о нашем достижении. И хотя ты знаешь, что на этом месте были уже тысячи человек, всё равно чувствуешь себя первооткрывателем. Алексей выпил торжественную порцию коньяка, я съел шоколадку.
По времени уже вечер, но за Полярным кругом по темноте сложно что-то определить, поскольку здесь, когда день подходит к концу, темнота не наступает всю ночь.
Для очередного ночлега нашли уникальное местечко - некое растение, наподобие мха, усыпало большую территорию, образуя, так сказать, природный ковролин. Ходить по нему босиком очень приятно, мягко и не холодно. Да и вся поляна в придачу была усыпана морошкой и черникой. Пока готовился ужин, я отправился созерцать океан. Ощущения бесподобные. Лежишь на краю земли, на мхе, любуешься водной гладью, слушаешь истошные вопли чаек. В такие моменты понимаешь, как прекрасна жизнь.
Искупались для галочки в океане. Нас пугали, что от холода ноги может свести судорогой, но после Вологодского святого источника Северный Ледовитый показался нам тепленьким. Это я преувеличил, конечно, но всё равно терпимо. Возвращаться не хотелось, и мы приняли решение на обратном пути объехать полуостров Средний по западному побережью. Дорога здесь оказалась еще сложнее, чем на Рыбачьем - броды, грязь. Когда пересекали мост из бревен, мне вспомнился один из фильмов про Индиану Джонса. Мысленно представляя, как подо мной рухнет прогнившее бревно, я думал о том, что сейчас на своей шкуре испытаю выпавшие на долю главного героя приключения. Но мы благополучно пересекли опасное место и продолжили путь.
Вдоволь накатавшись, решили: пора вставать на ночлег. Выбрали очень живописное для этого место. Вечером спать не хотелось, и мы пошли гулять по побережью. Сидели, какое-то время глядели на океан, думали каждый о своём.
Край холодный - край чудесный
Обратный путь показался еще тяжелее - то ли я все силы потратил, когда спасал байк, то ли дорога после дождя стала более скользкой... Да и холодно было. Выбирались с полуострова часа три. Решили в Заполярный не заезжать, а направляться сразу в Мурманск. Дождь усилился. Я к тому времени уже был мокрый не только снаружи, но и, как мне показалось, изнутри. По дороге было очень холодно, руки просто коченели. Вдобавок обнаружил дырку в дождевике, так что ехал всю дорогу... в луже.
Ночевали с комфортом в Апатитах. Следующая точка - город Кемь, откуда мы планировали отправиться на теплоходе на Соловецкие острова. Оставили своих "коней" в гараже у товарищей, найденных через специальные интернет-сайты мотопутешественников. На причале нас уже поджидал "Василий Косяков". Конечно, не сам лично. Это я о теплоходе, названном в его честь.
На палубе - яблоку негде упасть, не говорю уже о внутреннем помещении. Тут мы с Лешей сделали ход конём - расстелили пенки прямо на козырьке и улеглись спать. Плыть три часа, а ночью нам не удалось хорошо отдохнуть. В общем, проснулись, уже на подходе к Соловкам.
Передвигаться по острову можно несколькими вариантами - от пешей прогулки до тряски на болотоходе. Мы выбрали нечто среднее: взяли напрокат велики. Забегая вперед, скажу: я до этого никогда столько не наматывал на велосипеде за раз. Начал больше уважать велосипедистов и понял окончательно, что это не мое. Амортизация никакая, тормоза плохие, постоянно хочется крутить ручку газа, плюс надо налегать на педали...
Итак, побывали мы почти во всех интересных местах острова: на Секирной горе, посетили Ботанический сад, затем отправились в другую часть - на дамбу. В Монастырской тюрьме узнал, что здесь когда-то сидел прадед Пушкина - фальшивомонетчиком оказался. Каково?!
После острова по плану Беломорские Петроглифы - наскальная живопись древних людей. Это как музей под открытым небом. Народ тут и там ходил босиком, так что мы решили не отличаться. Как подметил Леша: "Никогда еще я не ходил по музейным экспонатам ногами".
«Люблю тебя, Петра творенье!»
Финальная точка "Русского Севера" - мраморный каньон, а уж дальше мы покинем Карелию, держа путь на Санкт-Петербург. Каньон - моя заветная мечта.
Он поражает, завораживает красотой - живописнейший уголок Земли. Здесь в своё время добывали мрамор для многих дворцов Петербурга. Сначала мы обошли его пешочком, а затем взяли лодку напрокат. За эту поездку удалось не только на байке покататься, отжечь на велике, а еще и на весла навалиться.
Держим путь в сторону северной столицы России. Дорога местами хорошая, а кое-где совсем нет асфальта. Пейзажи, конечно, восхитительные.
По поводу Петербурга скажу лишь одно - сразу влюбился в этот город. За рулём тяжеловато одновременно следить за трафиком и оглядываться по сторонам, но смотреть есть на что.
Мне удалось наведаться почти во все интересные места пригородов Петербурга: Кронштадт, Петергоф, Павловск и Пушкин. Побывал и в древнем городе Выборге.
Сам Петербург просто пропитан энергией творчества и свободы. Может, конечно, я сам разукрасил его в такие оттенки, но, похоже, не зря столько творческих людей собралось здесь.
Город так понравился, что я отменил следующий этап - Золотое кольцо и решил провести здесь на пару дней больше. Эрмитаж не впечатлил, зато очень понравился музей Арктики и Антарктики. Был в "Камчатке" - это кочегарка, где работали в своё время Цой и Башлачёв.
Но время летит быстро, и мне пора в обратную дорогу.
«...возвращаюсь туда, где конец и начало»
Погода пренеприятнейшая. Моросящий дождь, вокруг всё серое, как будто ты находишься в облаке. С самого начала пришлось надеть дождевик.
Выезжая из северной столицы, опять наткнулся на Чена, который путешествует на велике. Его следующая цель - Петербург, и затем Финляндия. Если читатель помнит, я его встречал еще в начале пути между Уфой и Казанью, а теперь в Ленинградской области. Не зря говорят, что мир тесен.
В дороге часто бывает так, что в памяти всплывает какая-нибудь мелодия и "проигрывается" по кругу много раз. "В небе тучи уходят, сияет звезда, и несут нас усталые ноги. Наконец-то домой возвращаюсь туда, где конец и начало дороги..." По пути в Казань внезапно вспомнил эти строчки, и все вокруг как будто запело вместе со мной. Свет фары прорезает темноту, полуразмытая обочина мелькает сбоку - я еду домой, место, откуда начинаются путешествия и где они должны заканчиваться. Романтика дороги - вот что гонит меня вперед, не позволяя отсиживаться в четырех стенах.
Сотрудники ГАИ Татарстана так и хотели оставить меня без прав. В первый раз инспектор уже протокол выписал, а потом подумал и говорит: "А лучше езжай", и отдал документы. Во второй раз отделался штрафом за превышение. Наконец, въехал в Башкирию и сразу обомлел - а наша республика-то просто прекрасна. Облака, освещенные красным закатным солнцем, зеленые луга, лошади бегут по бескрайнему полю, стога сена, а запахи!
Накатал за поездку восемь тысяч шестьсот километров. Путешествие получилось отличное, побывал в самой северной точке европейской части России - на полуострове Рыбачий, покатался по Хибинам, посмотрел Карелию, погулял по Петербургу. А сколько хороших людей встретил на пути - не счесть! Спасибо всем, кто помогал, пускал на ночлег, желал удачи в пути и мигал дальним светом.

Александор ШАНДОР.

Как я раскатал Губу Как я раскатал Губу Как я раскатал Губу Как я раскатал Губу

Дата создание новости 16-08-2013   Комментарии (0)   Просмотров: 2 437     Номер: 157(12305)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.