ИСТОРИЧЕСКОЕ СТРАНОВЕДЕНИЕ
По Англии без гида и переводчика.Следы нешуточной борьбы: огонь и воды
Историческое путешествие по английскому алфавиту на страницах "Вечерней Уфы" продолжается. Сегодняшняя беседа - о стихиях, несших беды и радости как в прошлом, так и в настоящем Британских островов...
Fish
Великобритания, туманный Альбион, не просто островная страна. В прошлом - это Владычица морей. Жизнь англичанина, прямо или опосредованно, связана с морем. Его значение символически подчеркивает традиция службы королевских отпрысков мужского пола во флоте Британии. Отношение к морю с глубокой древности было двойственным. Море - это страх и надежда, горе и спасение, защита и угроза. Сколько раз бурная стихия спасала страну от неприятеля с континента, как это произошло, например, во время правления Елизаветы I Тюдор в XVI веке. Огромная флотилия Испании, ее "Великая Армада" погибла в шторме, не успев высадить на английский берег ни одного солдата. Надежды норманнов на поддержку моря многократно гасли в череде захватов восточных поселений Англии. Но море не щадило и самих британцев... Жуткие наводнения, особенно в Восточной Англии происходили не только в прошлом, но и в совсем недавнем настоящем страны. Море уносило жизни, но и давало жизнь, а вернее - питало эту жизнь.
Рыба (fish) - со времен раннего христианства была символом веры, умеренности, смирения и скромности. Ее употребление в качестве постной пищи было утверждено первым Вселенским собором христианского духовенства еще в 325 году. В средние века рыба в христианских регионах занимала особое место в рационе питания, так как на постничество в католическом календаре для мирян приходилось 166 дней, а для монахов - 215 дней в году. Постные дни еженедельно соблюдались по пятницам, а также в продолжительные зимние посты, которые следовали чередой от Рождества до Пасхи.
С X века сельдь кормила всю область датского права - северо-восток Англии, особенно Йорк. Эта рыба была едой бедняков и простонародья. Очень редко она потреблялась в свежем виде - в основном, соленой и копченой. Сельдью расплачивались с королевской казной портовые города, ею кормили солдат английского флота. Короли Англии закупали соленую рыбу и для благотворительных нужд: в приюты для бедных распределялось до 130 тысяч штук сельди в год. Сохранился любопытный документ, свидетельствующий о том, как некий крестьянин из Линкольнширского поместья заплатил 12 селедок, чтобы жениться на своей невесте.
С XIV века на стол английского простолюдина пришла треска. В путину ее заготавливали впрок, чтобы доставить соленую рыбу в Великий пост в далекие от моря графства. Пик торговли морской рыбой в Англии наступил в XIV-XV веках, когда круглогодично только в Лондон поставщики на 300 лошадях везли живую рыбу в больших бочках с южных берегов Англии.
Впрочем, соленая треска закупалась и для богатых домохозяйств, которые могли позволить себе и более дорогую морскую рыбу - лосося, скумбрию, угря. С XVII века морская рыба стала едой бедноты. Она заменяла белковую пищу в связи с уменьшением количества дорожающего мяса. На ловле трески к XVIII веку возникли многие состояния торговцев Англии.
Но не забудем и про внутренние водоемы. Они были еще одним источником пополнения продовольственных запасов. Живая рыба для состоятельных людей сохранялась в так называемых рыбных садках, расположенных в запрудах у мельниц. В них содержали живую рыбу до ее употребления в пищу. В Англии свидетельства о мельницах и угрях появились ранее всего в "Книге Страшного суда" в 1080 году. Угорь, как и лосось - это ценные виды рыбы, поднимающейся на нерест из моря по рекам. О масштабах такого рыбоводства говорит то, что в середине XIV века вышел королевский указ, обязывающий владельцев поновить свои мельницы на реках Темзе, Северне и Тренте, так как их запруды и отгороженные садки мешали проходу судов. Такими же прудами владели не только светские лорды, но епископы и монастыри.
В средние века было освоено культурное рыбоводство в прудах. Ценными сортами пресноводной рыбы считались карп, форель, лещ. Низшие сословия довольствовались рыбной мелочью, иногда щукой, которая не считалась деликатесом. Наиболее распространенная рыба - карп, которого выращивали до определенного размера, обычно от 40 до 60 сантиметров в течение долгого времени - от 4 до 6 лет. Вылов карпа совпадал с началом Великого поста. К 1300 году карп стал обычной прудовой рыбой в странах Западной Европы. Знаменитые пруды епископа Винчестерского, созданные в XII веке, бесперебойно действовали до прошлого столетия. Здесь на площади 150 гектаров водной глади разводили лещей. Лещи давали быстрый прирост массы, а их популяцию регулировала щука, которая и сама была желанной рыбой на столе. Раз в 5 лет разбирались дамбы и запруды, дно прудов чистилось и дренировалось на случай засухи. Это было настоящее рыбное хозяйство из 12 водоемов! Такие пруды кормили только элиту общества, в том числе и монахов. Средняя норма потребления рыбы в постные дни монастырской братии составляла от 600 до 900 граммов на человека. Что же касается простолюдина, то его постная диета сводилась чаще всего к соленой рыбе, которая будила жажду. Нет ничего удивительного в том, что посты сопровождались пьянством, согласно английской поговорке "Fish must swim" - "Рыба должна плавать".
Рыба и мясо в питании европейцев - давние антагонисты и символы воздержания и обилия, поста и обжорства во всех культурах Старого Света. Знаменитый англичанин Джеффри Чосер в "Кентерберийских рассказах" упоминает отнюдь не овсянку, а жареный бекон и яйца как обычную еду англичан XIV века. Впрочем, со временем мало что изменилось. В наши дни это нехитрое блюдо наиболее любимо и даже получило название "английский завтрак", как безальтернативная утренняя еда.
Можно сказать, что борьба Поста в виде рыбы и Масленицы в виде мяса закончилась в Англии победой не постной диеты. А приход Реформации в XVI веке фактически уничтожил все пищевые запреты и предписания. Рыба как была, так и осталась деликатесом и в наши дни. В отличие от мяса или привычной свинины в виде ветчины, рыба не только не преобладает, но вообще редко предлагается в общественном питании современных англичан.
Fire
Карнавал и огонь издавна ходили рядом. Городские власти средневековой Англии активно боролись с древними языческими праздниками, сопровождаемыми факельными шествиями и играми с огнем.
Раскопки в Лондоне в конце прошлого столетия привлекли внимание общественности, так как выявили очень любопытные черты средневекового облика английской столицы. Оказалось, большинство строений в городе были деревянными. К 1200 году только в некоторых частях Лондона стояли каменные дома, главным образом - на Чипсайде и вдоль линии Темзы. Уже с XIII века английские города надеялись на службу "ночных дозоров", которые боролись не с грабителями, а были своего рода группой реагирования на пожарные ситуации. С 10 часов вечера деревянные города наполнялись колокольным звоном, напоминающим о времени гасить очаги и освещение на ночь. Законами королевства поджог приравнивался к государственной измене, и его виновник предавался смертной казни. Причем такой вид преступления и наказания неоднократно подтверждался законодательством Британии еще в XIX веке.
Однако карнавальные радости оказались сильнее, и в 1378 году решением лондонского муниципалитета "олдерменам" округов было предписано выставлять стражу и следить за пожароопасными факельными шествиями в своем районе. Впоследствии стража и пожарные в красочных костюмах стали самостоятельной парадной частью праздника, который с начала XVI века традиционно проводился в 6 городах Англии.
Пожары в Лондоне, как и в других городах средневековья, были частым явлением. Но самым страшным, настоящим бедствием, стал пожар 1666 года, длившийся 5 дней, с 12 по 16 сентября. Очевидцы оставили потрясающие описания этой катастрофы. Грандиозные объемы и скорость распространения пожара объяснялись плотной застройкой средневекового Лондона. Вообще города в Англии той эпохи имели улицы, ширина которых в среднем соответствовала длине копья - около 2,5 метра. Нависающие над такой улицей балконы и эркеры также проверяли копьем. Если всадник, держащий у ноги копье, проезжая под балконом, задевал его, то владелец препятствия обязан был оное снести.
Ряд очевидцев свидетельствовал, что пожар Лондона в 1666 году начался в помещении магазина королевского булочника в центре города, недалеко от Рыбной улицы, ведущей к мосту через Темзу. Анонимный германский путешественник записал, что этот район очень тесно застроен, а большинство домов - деревянные, многие просмолены и некоторые покрыты штукатуркой. Дул сильный ветер, огонь невозможно было остановить. Через считанные дни пожар уничтожил большую и лучшую часть города, где проживали, в основном, купеческие семейства. По окончательным подсчетам, в огне того грандиозного бедствия сгорело до 13 тысяч домов и 87 церквей, а также одна из главных достопримечательностей столицы - центральный лондонский собор Святого Павла.
Отголоском Великого Лондонского пожара является в наши дни самая распространенная социальная реклама современной Великобритании, гласящая "Fire kills" - "Огонь убивает". После этого бедствия и до сих пор Лондон разбит на 4 пожароохранных округа с полным, согласно времени, противопожарным боекомплектом. Кстати, незаменимый при ликвидации стихии водомет появился именно в Англии после Лондонского пожара. В то время это был ручной насос с бочкой на колесах и пожарным кожаным шлангом.
По решению правительства и муниципалитета, после пожара 1666 года началась не реконструкция, а полная перестройка города. Дома возводились только из кирпича и камня, а крыши - из огнеупорного материала. Проект предусматривал 4 варианта жилищ - от просторных особняков богатых торговцев до небольших домов высотой от 3 до 5 этажей. На центральных улицах дома возводились высотой не менее 4 этажей. Притом ширина улиц должна была равняться высоте этих домов. Так возникли 100 улиц старого Лондона. Они отличались значительной шириной и чистотой...
Вполне понятно, почему в Лондоне - городе, имеющем такую богатую и продолжительную историю, фактически нет древних улочек и домов. Зато ныне столица страны радует безопасностью, приобретенной многовековой борьбой за жизнь и благосостояние Великобритании.
Авторы проекта:
Татьяна ЛЕОНОВА, заведующая Лабораторией методологии и методов гуманитарных исследований БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы; Ия ШУТЕЛЕВА, Николай ЩЕРБАКОВ, члены Лаборатории.
Фото из архива авторов.
Татьяна ЛЕОНОВА, заведующая Лабораторией методологии и методов гуманитарных исследований БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы; Ия ШУТЕЛЕВА, Николай ЩЕРБАКОВ, члены Лаборатории.
Фото из архива авторов.
18-07-2014 (0) Просмотров: 1 583 Номер: 140(12538) Версия для печати