$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Взгляд в прошлое

«Цены вне конкуренции»


«Цены вне конкуренции»

Красивый двухэтажный каменный дом в Уфе на перекрестке улиц Карла Маркса и Коммунистической построен в 1875-1902 годах. Он принадлежал известному купцу, владельцу колбасной фабрики и магазина Густаву Нагелю, располагался как раз напротив Большой Сибирской гостиницы (Дом офицеров) и гостиницы "Сибирское подворье" Вавилова. Красивая башенка, венчающая центральный вход в здание, не имела прикладного значения, но она все же не случайно построена, так как немцы любили такой западноевропейский стиль архитектуры. Из башни можно было легко попасть на крышу. Нагелевский дом до 1917 года считался доходным, так как большая часть помещений сдавалась с большой финансовой пользой арендаторам. Это место с коммерческой точки зрения было очень выгодным, так как находилось в самом центре Уфы - на Верхне-Торговой площади. А сюда постоянно съезжались покупатели и продавцы со всей Уфимской губернии и купцы из других регионов.

Кто же арендовал нагелевские помещения? Естественно, успешные предприниматели. Так, например, на первом этаже располагались "Европейский магазин готового платья торгового дома Александры Шуровой", оружейный и часовой магазин мещанина Густава Петтера, врачебный кабинет доктора
В.И. Склярова, мастерская по изготовлению штампов и печатей И. Кибанова, типография и переплетная мастерская Леонтия Милюкова и К, табачный магазин, первоклассная парикмахерская
В.Г. Алексеева, Уфимское отделение крупнейшего магазина России - московского универмага "Мюр и Мерилиз", оптовый склад и магазин Товарищества русско-французских заводов резиновых, гуттаперчевых и телеграфных проводов под фирмой "Проводник", основанный 26 июня 1888 года в Риге.
Изящная и интеллигентная Александра Шурова обладала очень тонким вкусом, хорошо знала пристрастия и слабости горожан, особенно постоянных покупателей, она баловала их модной европейской одеждой. У Шуровой одевалась вся городская знать, купечество, чиновники и их дети. Магазин, чтобы привлечь как можно больше покупателей, в рекламе непременно указывал: "Постоянно большой выбор мужского, дамского и детского платья модных фабрик. Цены вне конкуренции". Недавно мне удалось найти близкого родственника мадам Шуровой - инженера Александра Охотникова, который более полувека работал на Уфимском заводе резиновых технических изделий. Он передал нам уникальные фотопортреты Александры начала ХХ века и ее дочери Марии Ильиничны. Александру Анатольевичу этот дом очень дорог. Он хранит в своем семейном архиве дореволюционную отрытку с изображением дома Нагеля, а вся его родня сфотографировалась на фоне здания, потому что с ним связана судьба Шуровой. По некоторым сведениям, сама Александра после революции уехала от греха подальше на Украину, потому что новая власть большевиков преследовала людей, занимавшихся до революции торговлей и имевших частную собственность.
Густав Петтер торговал ружьями, револьверами, всеми охотничьими и рыболовными принадлежностями, порохом Русского общества, звериными и птичьими искусственными глазами для чучел, настенными часами, оптическими приборами (биноклями), швейными машинами системы "Зингер", спортивными товарами (коньками, лыжами, велосипедами), клетками для певчих птиц, принимал заказы на изготовление чучел и звериных ковров. Магазин также ремонтировал ружья, револьверы, швейные машины. Увы, здесь в начале позапрошлого века вооружались революционеры-боевики, но они никогда не афишировали цели своих покупок. Густав Людвигович Петтер в 1902 году получил в городской думе разрешение на устройство на окраине Уфы порохового погреба (склада), так как на этот товар спрос был большой. Охотников и рыболовов
в Уфе и ее окрестностях было очень много.
Что касается парикмахерской
В.Г. Алексеева, его фирма создана в 1861 году. Она находилась в крыле по улице Александровской, имела два зала - мужской и женский. Там по самому высшему классу выполняли модельные прически по образцам, опубликованным в парижских и венских журналах, брили, также окрашивали и завивали женские волосы, торговали, выражаясь современным языком, сопутствующими товарами - париками, театральным гримом, парфюмерией, правили (точили) опасные бритвы и хирургические инструменты (маникюрные ножницы и щипцы).
В доме со стороны улицы Александровской (Карла Маркса) располагались служебный кабинет и квартира начальника Уфимского губернского жандармского управления Николая Алексеевича Красногорского. Это говорит о том, что апартаменты у Нагеля были самого высокого класса. Видимо, и другие знаковые жители Уфы, прибывшие на различную царскую службу, снимали комнаты в этом же крыле.
"Проводник" торговал, как подчеркнуто в рекламе, "лучшими в мире" техническими, хирургическими и асбестовыми изделиями, галошами, детскими игрушками, мячами, линолеумом, клеенкой, дорожными вещами, автомобильными, велосипедными и экипажными шинами, рессорами и колесами. Галоши в дореволюционный период были одним из ходовых товаров и практичных видов обуви. В них в сырую погоду щеголяли даже уфимские модницы. "Проводник", выпускавший 10 миллионов пар резиновой обуви в год, в своей рекламе указывал: "Лучшие в мире галоши". В Первую мировую войну они пользовались большим успехом у солдат, воюющих на фронте.
Головной магазин "Мюр и Мерилиз" (ныне - ЦУМ возде Большого театра) имел в столице России 43 отдела, в Уфе торговал всеми видами товаров для людей среднего класса, кроме продуктов. Можно было выбрать женские украшения, шляпы, предметы домашней обстановки, строительные материалы, галантерею и прочие товары по фирменному каталогу, которые рассылались бесплатно. Универсам, чтобы завлечь покупателей Уфы, писал в рекламе: "Цены на товары одинаковы для Москвы и для провинции".
Говорят, что Густав Нагель и сам жил в собственном доме, а на первом этаже располагался его колбасный магазин, в котором шла торговля оптом и в розницу собственной продукцией. Вход в магазин находился с угла здания. Сама колбасная фабрика работала во дворе усадьбы. Въезд во двор с улицы Александровской сохранился до наших дней, потому что дом никогда не перестаривался. Густав Карлович имел за городом также кишечное заведение, которое находилось около городских боен скота. Купец был на виду у всего губернского города: состоял членом Уфимского городского по раскладочному промысловому налогу присутствия, Уфимского биржевого комитета, одним из директоров Уфимского губернского общества попечительского о тюрьмах. За семьей Нагеля в Уфе также числилась усадьба с жилым домом и надворными постройками по улице Гафури, 73.

Рашит АЮПОВ.
НА СНИМКАХ: знатная уфимка Александра Шурова (публикуется впервые); ее дочь Мария Ильинична; правнук и правнучка Александры Шуровой Алексей Охотников и Ольга Шабаева на крыльце дома Нагеля (фото 2003 года из семейного альбома Охотниковых); доходный дом купца Густава Нагеля на Большой Успенской - памятник архитектуры (открытка дореволюционного периода).


«Цены вне конкуренции» «Цены вне конкуренции» «Цены вне конкуренции»

Дата создание новости 17-10-2014   Комментарии (0)   Просмотров: 2 115     Номер: 200(12598)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.