$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Заметки на волне

Так река нашей жизни течёт


 Так река нашей жизни течёт

Кто из фанатов речных круизов не говорил себе в конце лета: "Пожалуй, это было последнее путешествие. Вряд ли на будущий год получится взойти на теплоход". Но наступает новая туристическая навигация, и оказывается, что почти все каюты разобраны... Не хватает только вас! Трудно отказаться от увлекательных экскурсий по городам и сказочных закатов. К реке прирастаешь навсегда. Вот и я выкроила-таки в июне девять дней, чтобы пройти на теплоходе "Башкортостан" новым маршрутом - до Самары.

"Своих не бросаем"

Началось наше водное путешествие... с происшествия. Пожилая дама с красивым именем Людмила отстала от теплохода на первой же стоянке, в Бирске. Многие туристы видели, как она в нарядном костюме, милой шляпке спускалась по трапу, опираясь на трость. На берегу ее встречали бывшие коллеги по работе. Все начиналось так трогательно... Но на радостях Людмила перепутала московское и местное время. К тому же она нарушила важное правило - не сдала ключ на вахту. У дежурного не было повода бить тревогу, когда туристы вернулись из города: на гвоздиках ни одного ключа, значит, все уже в своих каютах.
Наблюдая, как отдаляются, прячутся за кромкой реки бирские окраины, мы и не подозревали, что в течение двух часов в рубке ведутся оперативные переговоры. Капитан Загит Султанов, зная, что к ближайшей пристани в Дюртюлях подойти не удастся - там как раз ремонтировали причал, предложил коллегам действовать в условиях учебной тревоги. К обсуждению активно подключилась начальник службы пассажирских перевозок БРП Ольга Сущенко. Пока Людмилу везли по шоссе, в Дюртюлях ее уже поджидал катерок речфлота. И вот посреди акватории состоялась передача пассажирки с борта на борт. Надо было видеть, с какой невозмутимостью английской королевы перенесла пенсионерка перемещение, а матросикам пришлось-таки попотеть, поднимая ее на более высокое судно. Операция прошла блестяще, и до конца круиза Людмила купалась во всеобщем внимании.
- Вам, наверное, пришлось заплатить кругленькую сумму? - интересовались туристы, зная, что за такие проделки ответственность ложится на пассажира.
- Ни копейки! Я не заплатила ни копейки. Вы поймите, они сами были заинтересованы вернуть меня на судно - ведь на кону репутация команды, престиж речфлота!
"В принципе она права. Мы своих не бросаем", - отшутился позже капитан. Не скрою, мне, не раз опаздывавшей на поезда и самолеты (они меня не дожидались!), было приятно услышать такое... Словом, после этой нештатной ситуации наша любовь к "домашнему" теплоходику только возросла.
Приключения в Бирске вовсе не затмили впечатлений от старинного города, где нам удалось за время недолгой стоянки полюбоваться образцами деревянного зодчества и каменными купеческими домами. Но все меркнет на главной площади перед величием Свято-Троицкого кафедрального собора, который наконец-то, к 350-летию города, отреставрировали. Работы начинались еще в 2000-м черепашьими шагами, но результат потрясает. Свет от золотых куполов, кажется, освещает весь город. И какой подарок судьбы получили туристы, посетившие собор, - именно в час, когда они бродили под величественными сводами, сюда доставили раку с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеймона, привезенную с горы Афон. Для православных это стало огромной радостью.
Наверное, покривлю душой, если не скажу, что главным открытием этого дня стали для многих не достопримечательности уездного города, а восемнадцать воспитанников реабилитационного центра для детей с болезнями опорно-двигательного аппарата из города Кусы Челябинской области, которые плыли вместе с нами в каютах трюма.
Время от времени кто-то из них поднимался на верхнюю палубу, опираясь на костыли, и мы замечали, что у одних на ногах специальные фиксаторы, у других - следы от аппарата Илизарова... И вот все восемнадцать отправились пешком в центр Бирска, а мы, остальные туристы, застыли от испуга: не осилят же ребята дорогу, да еще крутой подъем... Но они осилили! И когда маленькие герои возвращались на борт за пять минут до отплытия, мы смотрели на них восхищенными глазами.
И в Нижнекамске, и в Елабуге, и в Ульяновске кусаровцы не пропустили ни одной экскурсии, наравне со здоровыми путешественниками преодолевали большие расстояния, крутые спуски и подъемы. Даже в бункер Сталина, на глубину 12 этажей спускались в Самаре. В один из вечеров руководители группы познакомили нас со своими подопечными поближе. Оказались ребята победителями соревнований, конкурсов, чтецами, певцами. Это общение очень много дало остальным отдыхающим, особенно "домашним" детям. Они с готовностью предлагали подержать костыли, если товарищу с обездвиженными ногами хотелось подняться по крутой лестнице на верхнюю палубу. И канючить рядом с мужественными сверстниками никто бы не решился.
К слову, люди с ограниченными возможностями здоровья постоянно совершают круизы на теплоходах БРП. Однажды, вспоминает капитан "Башкортостана", на борт приняли 180 колясочников от спортивного клуба "Идель". И всем был обеспечен полноценный отдых.
Под Президентским мостом через Куйбышевское водохранилище, который соединяет две части Ульяновска и область, мы проходили молча: каждый мысленно загадывал желание. Знаменит этот мост, уходящий словно в никуда, не только тем, что самый длинный в Европе, - около двух километров. Он требует отдельного рассказа и как самый многострадальный долгострой, переживший распад СССР, дефолт и все последующие финансовые кризисы. 28 лет потребовалось на возведение этого "заслуженного ветерана" неспокойной новейшей истории.

Приключения итальянцев... в Ульяновске

...Ульяновск утопал в цветущей липе, и мы буквально растворились в медовом аромате. Как, наверное, живописно смотрелись бы в этой роскошной зелени купола 29 церквей, соборы, мечети... Увы, городу Ленина все это было не к лицу, и культовые здания безжалостно сносили.
По ленинским местам нас, конечно, провели. Крошечный музей - первый дом, который купил директор школ Симбирской губернии Илья Николаевич Ульянов, семья жила в нем в 1878-1887 годах, а родился будущий вождь мирового пролетариата еще на частной квартире. Помпезный мемориальный комплекс из мрамора и гранита, возведенный к 100-летию Ильича, мы тоже осмотрели. Сегодня здесь гуляет ветер. Зато рядом, на набережной, ребятню не отогнать от необычного фонтана-гейзера - столбики воды начинают бить то там, то тут, и предугадать их появление невозможно, даже если вымокнешь до нитки.
Главный акцент экскурсоводы делают сегодня на "деревянный город" - в Ульяновске сохранились целые улицы невысоких строений в одной цветовой гамме; солидно смотрятся каменные симбирские доходные дома. В исторических зданиях располагаются музеи и различные учреждения. Остается только позавидовать ульяновцам, которые сберегли почти в первозданном виде целый пласт биографии города.
Ну а изюминка экскурсионной программы - конечно же Музей гражданской авиации, основанный в 1982 году. Здесь мы чуть не растеряли своих детей, потому что при виде стоящих вдоль аллей самолетов - 39 уникальных моделей - глаза у них расширились, и через мгновение кто-то гладил фанерное крыло АК-1, на котором в 1924 году был совершен первый полет Москва - Нижний Новгород - Казань, а позже в Китай; кто-то заглядывал в окошечко У-2. В годы войны этим самолетом управляли женщины ("ночные ведьмы"). Музейный экспонат использовался при съемках фильма "Небесные ласточки". После смерти авиаконструктора Н.Поликарпова У-2 переименовали в По-2.
Ценная реликвия, единственный экземпляр, найденный в болоте и восстановленный энтузиастами, - это АНТ-4. Цельнометаллический самолет выкрашен в оранжевый цвет. В 1925 году на нем был совершен перелет Москва - Нью-Йорк, а в 34-м борт участвовал в спасении челюскинцев.
Любопытная биография у Ту-134А с номером 65488 - самолет засветился в фильме "Приключения итальянцев в России" - только ульяновские авиаторы согласились осуществить задумку кинорежиссера Эльдара Рязанова: чтобы имитировать движение самолета по автомагистрали, стерли взлетно-посадочные полосы, поставили бочку с квасом и другой городской антураж. Говорят, Рязанов был восхищен результатом.
Сегодня на крыльях легендарных самолетов новобрачные устраивают фотосессии (за плату, разумеется).
Надо заметить, что распад СССР сильно подкосил авиационную промышленность Ульяновска. В 80-е здесь выпускали "Руслан" - самый большой борт в мире, Ил-76, Су-100. Ремонт "Суперджетов" производится и сегодня (покраска), а вот с "Русланами" нехорошо вышло. Экскурсовод рассказывает, что, когда президентом Украины стал Ющенко, доступ к документации был закрыт; только при Януковиче возобновились было переговоры о возрождении совместного производства, но тут подоспел очередной майдан...
Другое градообразующее предприятие - Ульяновский автомобильный завод тоже сдает позиции. Огромные площади уже продаются под жилищное строительство. В нынешнем году "УАЗов" выпустят в 3 раза меньше, чем в прошлом...

Надежда ИГНАТЕНКО.
(Окончание следует)


 Так река нашей жизни течёт  Так река нашей жизни течёт  Так река нашей жизни течёт

Дата создание новости 7-07-2015   Комментарии (0)   Просмотров: 1 161     Номер: 130(12778)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.