Заметки на волне
Так река нашей жизни течёт
Кто из фанатов речных круизов не говорил себе в конце лета: "Пожалуй, это было последнее путешествие. Вряд ли на будущий год получится взойти на теплоход". Но наступает новая туристическая навигация, и оказывается, что почти все каюты разобраны... Не хватает только вас! Трудно отказаться от увлекательных экскурсий по городам и сказочных закатов. К реке прирастаешь навсегда. Вот и я выкроила-таки в июне девять дней, чтобы пройти на теплоходе "Башкортостан" новым маршрутом - до Самары.
"Своих не бросаем"
Началось наше водное путешествие... с происшествия. Пожилая дама с красивым именем Людмила отстала от теплохода на первой же стоянке, в Бирске. Многие туристы видели, как она в нарядном костюме, милой шляпке спускалась по трапу, опираясь на трость. На берегу ее встречали бывшие коллеги по работе. Все начиналось так трогательно... Но на радостях Людмила перепутала московское и местное время. К тому же она нарушила важное правило - не сдала ключ на вахту. У дежурного не было повода бить тревогу, когда туристы вернулись из города: на гвоздиках ни одного ключа, значит, все уже в своих каютах.
Наблюдая, как отдаляются, прячутся за кромкой реки бирские окраины, мы и не подозревали, что в течение двух часов в рубке ведутся оперативные переговоры. Капитан Загит Султанов, зная, что к ближайшей пристани в Дюртюлях подойти не удастся - там как раз ремонтировали причал, предложил коллегам действовать в условиях учебной тревоги. К обсуждению активно подключилась начальник службы пассажирских перевозок БРП Ольга Сущенко. Пока Людмилу везли по шоссе, в Дюртюлях ее уже поджидал катерок речфлота. И вот посреди акватории состоялась передача пассажирки с борта на борт. Надо было видеть, с какой невозмутимостью английской королевы перенесла пенсионерка перемещение, а матросикам пришлось-таки попотеть, поднимая ее на более высокое судно. Операция прошла блестяще, и до конца круиза Людмила купалась во всеобщем внимании.
- Вам, наверное, пришлось заплатить кругленькую сумму? - интересовались туристы, зная, что за такие проделки ответственность ложится на пассажира.
- Ни копейки! Я не заплатила ни копейки. Вы поймите, они сами были заинтересованы вернуть меня на судно - ведь на кону репутация команды, престиж речфлота!
"В принципе она права. Мы своих не бросаем", - отшутился позже капитан. Не скрою, мне, не раз опаздывавшей на поезда и самолеты (они меня не дожидались!), было приятно услышать такое... Словом, после этой нештатной ситуации наша любовь к "домашнему" теплоходику только возросла.
Приключения в Бирске вовсе не затмили впечатлений от старинного города, где нам удалось за время недолгой стоянки полюбоваться образцами деревянного зодчества и каменными купеческими домами. Но все меркнет на главной площади перед величием Свято-Троицкого кафедрального собора, который наконец-то, к 350-летию города, отреставрировали. Работы начинались еще в 2000-м черепашьими шагами, но результат потрясает. Свет от золотых куполов, кажется, освещает весь город. И какой подарок судьбы получили туристы, посетившие собор, - именно в час, когда они бродили под величественными сводами, сюда доставили раку с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеймона, привезенную с горы Афон. Для православных это стало огромной радостью.
Наверное, покривлю душой, если не скажу, что главным открытием этого дня стали для многих не достопримечательности уездного города, а восемнадцать воспитанников реабилитационного центра для детей с болезнями опорно-двигательного аппарата из города Кусы Челябинской области, которые плыли вместе с нами в каютах трюма.
Время от времени кто-то из них поднимался на верхнюю палубу, опираясь на костыли, и мы замечали, что у одних на ногах специальные фиксаторы, у других - следы от аппарата Илизарова... И вот все восемнадцать отправились пешком в центр Бирска, а мы, остальные туристы, застыли от испуга: не осилят же ребята дорогу, да еще крутой подъем... Но они осилили! И когда маленькие герои возвращались на борт за пять минут до отплытия, мы смотрели на них восхищенными глазами.
И в Нижнекамске, и в Елабуге, и в Ульяновске кусаровцы не пропустили ни одной экскурсии, наравне со здоровыми путешественниками преодолевали большие расстояния, крутые спуски и подъемы. Даже в бункер Сталина, на глубину 12 этажей спускались в Самаре. В один из вечеров руководители группы познакомили нас со своими подопечными поближе. Оказались ребята победителями соревнований, конкурсов, чтецами, певцами. Это общение очень много дало остальным отдыхающим, особенно "домашним" детям. Они с готовностью предлагали подержать костыли, если товарищу с обездвиженными ногами хотелось подняться по крутой лестнице на верхнюю палубу. И канючить рядом с мужественными сверстниками никто бы не решился.
К слову, люди с ограниченными возможностями здоровья постоянно совершают круизы на теплоходах БРП. Однажды, вспоминает капитан "Башкортостана", на борт приняли 180 колясочников от спортивного клуба "Идель". И всем был обеспечен полноценный отдых.
Под Президентским мостом через Куйбышевское водохранилище, который соединяет две части Ульяновска и область, мы проходили молча: каждый мысленно загадывал желание. Знаменит этот мост, уходящий словно в никуда, не только тем, что самый длинный в Европе, - около двух километров. Он требует отдельного рассказа и как самый многострадальный долгострой, переживший распад СССР, дефолт и все последующие финансовые кризисы. 28 лет потребовалось на возведение этого "заслуженного ветерана" неспокойной новейшей истории.
Приключения итальянцев... в Ульяновске
...Ульяновск утопал в цветущей липе, и мы буквально растворились в медовом аромате. Как, наверное, живописно смотрелись бы в этой роскошной зелени купола 29 церквей, соборы, мечети... Увы, городу Ленина все это было не к лицу, и культовые здания безжалостно сносили.
По ленинским местам нас, конечно, провели. Крошечный музей - первый дом, который купил директор школ Симбирской губернии Илья Николаевич Ульянов, семья жила в нем в 1878-1887 годах, а родился будущий вождь мирового пролетариата еще на частной квартире. Помпезный мемориальный комплекс из мрамора и гранита, возведенный к 100-летию Ильича, мы тоже осмотрели. Сегодня здесь гуляет ветер. Зато рядом, на набережной, ребятню не отогнать от необычного фонтана-гейзера - столбики воды начинают бить то там, то тут, и предугадать их появление невозможно, даже если вымокнешь до нитки.
Главный акцент экскурсоводы делают сегодня на "деревянный город" - в Ульяновске сохранились целые улицы невысоких строений в одной цветовой гамме; солидно смотрятся каменные симбирские доходные дома. В исторических зданиях располагаются музеи и различные учреждения. Остается только позавидовать ульяновцам, которые сберегли почти в первозданном виде целый пласт биографии города.
Ну а изюминка экскурсионной программы - конечно же Музей гражданской авиации, основанный в 1982 году. Здесь мы чуть не растеряли своих детей, потому что при виде стоящих вдоль аллей самолетов - 39 уникальных моделей - глаза у них расширились, и через мгновение кто-то гладил фанерное крыло АК-1, на котором в 1924 году был совершен первый полет Москва - Нижний Новгород - Казань, а позже в Китай; кто-то заглядывал в окошечко У-2. В годы войны этим самолетом управляли женщины ("ночные ведьмы"). Музейный экспонат использовался при съемках фильма "Небесные ласточки". После смерти авиаконструктора Н.Поликарпова У-2 переименовали в По-2.
Ценная реликвия, единственный экземпляр, найденный в болоте и восстановленный энтузиастами, - это АНТ-4. Цельнометаллический самолет выкрашен в оранжевый цвет. В 1925 году на нем был совершен перелет Москва - Нью-Йорк, а в 34-м борт участвовал в спасении челюскинцев.
Любопытная биография у Ту-134А с номером 65488 - самолет засветился в фильме "Приключения итальянцев в России" - только ульяновские авиаторы согласились осуществить задумку кинорежиссера Эльдара Рязанова: чтобы имитировать движение самолета по автомагистрали, стерли взлетно-посадочные полосы, поставили бочку с квасом и другой городской антураж. Говорят, Рязанов был восхищен результатом.
Сегодня на крыльях легендарных самолетов новобрачные устраивают фотосессии (за плату, разумеется).
Надо заметить, что распад СССР сильно подкосил авиационную промышленность Ульяновска. В 80-е здесь выпускали "Руслан" - самый большой борт в мире, Ил-76, Су-100. Ремонт "Суперджетов" производится и сегодня (покраска), а вот с "Русланами" нехорошо вышло. Экскурсовод рассказывает, что, когда президентом Украины стал Ющенко, доступ к документации был закрыт; только при Януковиче возобновились было переговоры о возрождении совместного производства, но тут подоспел очередной майдан...
Другое градообразующее предприятие - Ульяновский автомобильный завод тоже сдает позиции. Огромные площади уже продаются под жилищное строительство. В нынешнем году "УАЗов" выпустят в 3 раза меньше, чем в прошлом...
Надежда ИГНАТЕНКО.
(Окончание следует)
(Окончание следует)
7-07-2015 (0) Просмотров: 1 161 Номер: 130(12778) Версия для печати