Пассажирская навигация-2014
И один на реке воин
Теплоход “Башкортостан” совершил за лето десять многодневных туристических маршрутов
...Мысленно представляю, как неспешно отходит от речного порта Астрахани милый сердцу старичок “Башкортостан”, и по-хорошему завидую тем, кто в эти минуты на его борту любуется волжскими далями. В полдень еще плюс тридцать, в каютах аромат сахарных арбузов спорит с запахом вяленой корюшки...
16 сентября теплоход прибудет на Сафроновскую пристань Уфы, и для любителей водных путешествий трехмесячный туристический сезон завершится.
С июня наш речной долгожитель неутомимо бороздил Белую, Каму, Волгу, лишь на три-четыре часа заходя между многодневными рейсами в родную уфимскую гавань, чтобы подзаправиться и принять новую партию пассажиров. А фанатов речных круизов у нас предостаточно. И не только из Уфы и Башкортостана. В путешествиях до Казани, Москвы, Нижнего Новгорода, Костромы всегда много челябинцев. Они готовы восемь часов трястись в поезде, чтобы, прибыв в наш город, подняться на белоснежное судно. И пусть двухпалубный теплоход 1962 года постройки круизным лайнером можно назвать с натяжкой, но если забыть о его возрасте, во всем остальном отдых на “Башкортостане” фирменный. За это ручается капитан Загит Султанов, на счету которого ни много ни мало - 53 навигации!
Этим летом на экипаж судна из 27 человек выпала особая ответственность - “Башкортостан” единственный представляет бельских речников в сфере туристического отдыха на воде, и ударить лицом в грязь никак нельзя. Но об этом и речи нет. В портах, где запланированы стоянки, встречают как редкого гостя. Реки пустынны, и даже по безбрежным Камскому и Горьковскому водохранилищам мы (я совершила короткое путешествие в августе до Чебоксаров) шли в полном одиночестве - лишь звезды, целующие воду, и буи оживляли акваторию. За семь дней пути нам встретились только два (!) теплохода - двухпалубник шел навстречу, а трехпалубный однажды обогнал. Даже в Казани, где в прошлом году у речного порта в час нашего прибытия, помнится, было восемь пассажирских судов, нынче - ни одного. Так что в каком-то смысле “Башкортостан” хочется именовать последним из могикан.
“Транспортными артериями наши реки язык не поворачивается назвать. А этим засушливым летом Горьковское и Рыбинское водохранилища так обмелели, что и без того вялое судоходство разбилось на отдельные участки, - констатирует Загит Султанов. - На Каме и Волге теплоходы курсируют только до Нижнего Новгорода, от Нижнего - исключительно в северном направлении, до Санкт-Петербурга. Затруднено прохождение крупногабаритных судов”.
А вот у такого плоскодонного транспорта, как “Башкортостан”, в засушливые годы, выходит, преимущество. При осадке 1,4 метра, если до дна остается хотя бы двадцать сантиметров, объясняет капитан, движение можно продолжать! Но не только глубина реки влияет на судовой ход. Даже на знакомых до последнего бакена маршрутах, которые капитан может пройти, считай, с закрытыми глазами - благо радиолокационные и иные приборы на теплоходе новейшие и отслеживают ситуацию на реке до 60 километров, а человека в воде заметят на расстоянии 800 метров, - бывают ситуации, требующие повышенной бдительности. Например, туман... Из-за густого “молока” мы пару раз стояли в предрассветное время, чтобы не наскочить, упаси боже, на опору моста или движущийся объект. И каждую ночь, когда река и небо образуют сплошную черную завесу, у штурвала только капитан и кто-то из его помощников. “По инструкции один человек не может нести вахту. На любом участке у нас - по два члена экипажа”.
Как же удается Загиту Султанову оставаться на плаву, когда по стране большинство теплоходов, поставленных Венгрией Советскому Союзу по проекту 305, давно ушли на пенсию либо в бессрочный ремонт, из которого вряд ли вернутся?
- Это заслуга каждого члена нашей команды - от матроса до капитана, - говорит Загит Закирзянович. - Профилактические работы ведутся и на ходу, ежедневно. Если в чистоте и исправности содержать все узлы и агрегаты, при правильном обслуживании судно послужит людям еще 15-20 лет.
Чтобы “плавучее государство” три месяца работало на маршрутах без потрясений и неувязок, каждый член экипажа исполняет свои обязанности как часы. С этим у Султанова строго, хотя и зовут его матросы за глаза ласково - папаней. “Если уж быть точным, для матросов я “дедушка”, а “папаня” - для штурманов. Подсказать, постоянно держать в поле зрения... Стараюсь не висеть над подчиненными карающим мечом, понимаю, что молодым и побегать, и побороться охота. Но все знают, что и после вахты, прежде чем отдыхать, я несколько раз обхожу палубы, и перед тем как заступить на дежурство, и во время дискотеки на корму загляну...”
Костяк коллектива перешел на “Башкортостан” с теплохода “Муса Гареев”, который Загит Закирзянович водил по рекам России с 1984 по 2011 год. Люди бесконечно преданы реке и своему “папане”. Пополнение - тоже высшей пробы. Например, старший помощник капитана Фидарит Шайдуллин перешел на судно с легендарного “Мулланура Вахитова”, на котором ходил с 1986 года. Настоящий речной волк!
“У Шарипыча - глаз-алмаз, реку знает досконально, навигационно-технические характеристики судна - на пять с плюсом. И человек он прекрасный - коммуникабельный, добрый, на подчиненных не кричит”.
Второго штурмана Евгения Петрова капитан ценит за целеустремленность и молниеносную реакцию, которая не раз выручала в нештатных ситуациях. А они возникают и при шлюзовании, и во время маневров, да и просто рулевой может задуматься, глядя на убаюкивающую воду, и неправильно воспринять команду.
Молодое пополнение - это курсанты Уфимского командного речного училища, ныне филиала Московской академии водного транспорта, и профтехучилища № 5 из Чистополя. Для них летние круизы - производственная практика, а капитан присматривается к смене - по 10-12 толковых ребят за навигацию в речники выводит. А самых способных берет в основной состав. Так стала в этом году рулевым золотоволосая девушка Оксана Ахметзянова (на фото в центре).
Есть на судне и старожилы - это механик Николай Кузнецов и первый помощник механика Мансур Махмутов, старшая проводница Наталья Блохина. А супруга капитана Рауза Абдрахимовна, директор ресторана, на реке с 1972 года! Ее фирменное блюдо - боярскую кашу - туристы долго помнят и ждут под занавес путешествия каждый год. А салаты, над которыми колдует кухня, отдыхающие фотографируют и переправляют друзьям, загорающим на турецких и египетских берегах, - мол, завидуйте!
Этой осенью “Башкортостан” встанет на плановый усиленный ремонт. Трудоемкая и дорогостоящая процедура растянется до весны: предстоит вытаскивать многотонную 78-метровую махину на берег.
Пассажиры немного тревожатся: вернется ли их плавучий остров счастья на реку? У большинства уже есть планы на новые маршруты. Много интересных задумок и у директора круиза Людмилы Трофимовой... Капитан успокаивает: экипаж не подведет.
Надежда ИГНАТЕНКО.
Фото автора.
НА СНИМКАХ: Загит Султанов, Оксана Ахметзянова, Фидарит Шайдуллин; спуск шлюпки во время учебной тревоги.
12-09-2014 (0) Просмотров: 1 861 Номер: 177(12575) Версия для печати