Взгляд назад
А бриллианты были величиною с лесной орех...
Сейчас в Уфе чрезвычайно много торговых точек по продаже золотых изделий, хотя, например, в советское время миллионный город обслуживали всего два магазина "Союзювелирторга", находящиеся в разных концах столицы - "Рубин" (улица 50-летия Октября, 3) и "Топаз" (улица Первомайская, 24). Ну а как по этой части обстояли дела, скажем, около ста лет назад?
Пожалуй, самой крупной точкой в Уфе (под фирмой "Уральский магазин") владел купец М. Коц. Он торговал в арендованном здании на перекрестке улиц Бекетовской (ныне - улица Мустая Карима, 2) и Большой Успенской, 47 (Коммунистическая, 49), в доме купчихи Веры Трифоновны Поповой - напротив гостиницы "Россия", принадлежащей Ревель-Муроз. Вывеска магазина "Коц", отличавшаяся крупными буквами и расположенная вдоль части здания между первым и вторым этажами, отчетливо видна на черно-белых фотооткрытках дореволюционного времени. И такой же второй магазин находился рядышком - на улице Центральной, 26 (Ленина), в доме купца первой гильдии Николая Андреевича Першина. Последний снесли в довоенную пору при строительстве здания Башпотребсоюза. Коц торговал также бриллиантами и уральскими драгоценными камнями. Может быть, поэтому и его точка получила название "Уральский магазин".
В Уфе были и другие торговцы золотом и серебром. К примеру, в 1911 году к оным можно отнести таких купцов, как Х.Ф. Войцехов (улица Большая Успенская, 57, дом Николая Пушкарева между Центральной и Суворовской; ныне - улица Крупской), Капилевич (Центральная, 24), Ф.С. Максимов (Центральная, 5, здание гордумы), А. Одинцов, Л.Т. Шпиро (оба - Центральная, 26, дом принадлежал Пелагее Агафьевне Першиной), С.Х. Элькинд (Большая Успенская, 51, здание городской управы между Бекетовской и Центральной). Из этого списка явствует, что все пункты реализации драгоценных металлов сосредоточены были в центре города на самом бойком месте - вокруг Верхне-Торговой площади, куда со всей губернии стекался народ для продажи или покупки продовольствия, одежды, обуви, строительных и хозяйственных товаров...
Купец первой гильдии Петр Одинцов торговал золотыми, серебряными изделиями и часами, бриллиантами еще с XIX века. Фирма была образована в 1862 году, о чем ее хозяин всегда с гордостью рассказывал покупателям. Петр Андреевич снимал помещение в каменном доме, построенном в 1878 году потомственным почётным гражданином Уфы, купцом первой гильдии, Уфимским городским головой в 1887-1888 годах Федором Егоровичем Чижовым. Тот универсальный магазин располагался недалеко от главного базара. В нем также скупали бриллианты, лом золота, серебра, продавали детские игрушки, музыкальные инструменты, пианино, камертоны, велосипеды английских фабрик, приводные ремни, ремонтировали ювелирные изделия, часы и швейные машинки. Еще в конце позапрошлого века Одинцов торговал в Уфе драгоценными камнями из Сибири. Ассортимент был огромным: браслеты, броши, серьги, колье, запонки, цепочки для часов, брелоки, а также сервизы, жбаны, солонки и ложки из серебра... Он вообще моментально реагировал на покупательский спрос и привозил мельхиоровые ножи, вилки, ложки, сахарницы, масленки... Швейные машинки "Зингер" были слишком дорогими, поэтому Одинцов вынужден был торговать ими в кредит с рассрочкой по пять рублей в месяц. Это, кстати, вам не сегодняшние пять рублей, ведь по тем временам "пятерка" считалась чуть ли не целым состоянием...
И не случайно, думаю, крупные землевладельцы, хозяева мукомольных и лесопильных производств и мельниц Чижовы сдавали в аренду Петру Одинцову недвижимость. Они знали толк в ювелирных изделиях, особенно этим отличалась одна из самых богатых женщин Уфимской губернии Ириада Алексеевна Чижова - жена Федора Егоровича. Вот какие воспоминания оставила ее внучка:
"Приезжала она (Ириада Алексеевна) всегда на черной тройке в изящном солидном экипаже, обитом черной кожей, в шляпке с вуалеткой и с неизменным ридикюлем в виде маленького чемоданчика, где хранила все важные документы и векселя. В ушах у бабушки сверкали одни и те же серьги - бриллианты величиной с лесной орех, такое же кольцо на пальце".
Не исключаю, что даже сегодня многие дамы-модницы и доки по части бриллиантов позавидовали бы Ириаде Чижовой, чьей купеческой семье до событий 1917 года принадлежала почти половина первого квартала одного из престижнейших уголков Уфы - улицы Большой Казанской (ныне - Октябрьской Революции). Сейчас некоторые дома Чижовых безвозвратно утеряны, в том числе и при строительстве во второй половине ХХ века главного корпуса Башкирского государственного педагогического института (ныне БГПУ). Во всяком случае, можно сравнить сегодняшнюю улицу с той, что запечатлена на фотооткрытках столетней давности.
...Купец И.А. Удалов торговал ювелирными изделиями в Уфе еще в 1883 году. Не исключено, что он вышел на этот сегмент рынка гораздо раньше. Имел магазин на перекрестке Большой Казанской и Губернаторской (Советской) в доме знаменитого купца Николая Блохина. На углу здания Николая Кондратьевича до сих пор находятся огромные уличные часы, которые связывают две разные эпохи - царскую и современную. Удалов в своих рекламных объявлениях писал скромно: "Цены на все самые умеренные". В ответ на заявки клиентов он рассылал часы, золотые цепочки, золотые, серебряные и бриллиантовые изделия как по почте наложенным платежом, так и транспортом. Замечу: советская власть потом использовала этот любопытный опыт, устраивая торговлю "Товары - почтой".
Купец Ф.С. Максимов рядом с городским банком (на перекрестке современных улиц Коммунистической и Ленина) тоже имел большую торговлю золотыми, серебряными, бриллиантовыми, мельхиоровыми изделиями, часами и будильниками первоклассных швейцарских фабрик. Он был единственным в Уфе и Уфимской губернии представителем фабрики часов "Зенит", и между прочим сам занимался продажей. Именно поэтому в рекламе Максимов подчеркивал: "Часы отпускаются в продажу лично мною проверенные и с ручательством". Другие купцы такую гарантию не давали. Им некогда было сидеть в лавке, а иные ювелиры и просто имели в Уфе своих представителей.
Е. Леберь снимал помещение для торговли на Большой Успенской в доме Стахеева (напротив нынешнего авиационного университета - по улице Коммунистической). Изделия из накладного серебра, алюминия и никеля можно было купить на западной стороне Верхне-Торговой площади - в магазине А. Сенникова по улице Александровской (Карла Маркса, 25) в доходном доме купца, Уфимского городского головы в 1909-1913 годах Сергея Петровича Зайкова.
Любопытный факт: в начале ХХ века уфимская барышня Андреева, проживавшая на улице Ильинской (ныне - Заки Валиди) носила золотой панцирный браслет. С таким названием мне пришлось столкнуться впервые. Если бы она случайно не потеряла его, мы и не знали бы, что сто десять лет назад в моде были такого рода изделия.
Но в Уфе были и серьезные происшествия, связанные с золотом. К примеру, в апреле 1905 года местная газета поместила информацию следующего содержания:
"Мошенничество. 10 апреля в 3 часа дня в часовой магазин "Швейцария", принадлежащий мещанину Арону Литвину и находящийся на Большой Успенской улице, в доме Поповой, явился прилично одетый молодой человек и, назвав себя служащим мануфактурнаго магазина Ивановой, предложил продать ему карманные часы, при этом он просил дать несколько часов для выбора с другими служащими в магазине Ивановой. Доверенный магазина - Элькинд согласился на эту просьбу и дал четверо часов, на сумму 57 рублей 50 копеек. Получив часы, служащий магазина Ивановой скрылся, а по справке в магазине Ивановой оказалось, что он в числе служащих означеннаго магазина никогда не был и никому неизвестен. Полицией приняты надлежащие меры к розыску преступника".
Сведений о том, что мошенник обнаружен и задержан, я не нашел. Скорее всего, он тут же покинул наш город, исчезнув из поля зрения полицейских...
Рашит АЮПОВ.
22-07-2015 (0) Просмотров: 1 870 Номер: 140(12788) Версия для печати