Компетентно
Не надо слёз...
Когда Международный паралимпийский комитет (МПК) опубликовал решение об отстранении сборной России от Паралимпиады в Рио-2016, в средствах массовой информации появились весьма эмоциональные отклики на это, безусловно, шокирующее событие: “чистая политика”, “нас не любят”, “как же так”...
Мой стаж работы в спорте высших достижений - 28 лет. Занимался в том числе и спортом среди инвалидов - в 2000 году на Паралимпийских играх в Сиднее был главным врачом сборной России, в 2002-м готовил паралимпийцев к играм в Солт-Лейк-Сити, в 2004-м - к Афинам. А еще в 2005-2006 годах готовил спортсменов к Олимпиаде в Турине. Так что времени подумать о проблемах спортивной медицины было достаточно.
Мы должны смотреть на вещи трезво и отдавать себе отчет в том, что спорт высших достижений невозможен без адекватного фармакологического сопровождения. Это общеизвестный факт, который не является секретом. Но проблема заключается в другом, а именно - Что, Как, Сколько, Когда, Куда и Кому. Возможно, я высказался с учетом специфики профессии, но вы тоже меня поймите: говорю о том, что никто еще не отменял необходимости для спортивных медиков серьезных знаний по физиологии и фармакологии тренировочного и соревновательного процессов.
Сложность в том, что глубокие теоретические знания должны соотноситься с практикой всей жизнедеятельности спортсмена, и это режим, тренировки, восстановление, соревнования, индивидуальные особенности. Прибавьте сюда специфику вида спорта, и вы получите насущную необходимость в подготовке такого рода профессионалов - спортивных врачей, еще раз подчеркиваю, до тонкостей разбирающихся в физиологии тренировочного и соревновательного процессов. Увы! Вот с этим как раз дело обстоит неважно. И последние горькие “новости” из мира спорта высших достижений - печальное тому доказательство.
На мой взгляд, причин низкого уровня спортивной медицины несколько.
Это отсутствие систематической подготовки спортивных врачей в нашей стране. В настоящее время спортивными врачами работают выпускники медицинских вузов, которые, в лучшем случае, прошли подготовку во врачебно-физкультурных диспансерах. А кто учит самих специалистов этих диспансеров? Спортивная медицина - это отдельная умнейшая специальность, так как в ее задачу входит достижение высочайших результатов с минимальными потерями для здоровья. И то, что для спортсмена является необходимой “нормой”, для обычного человека - прямая угроза жизни. Вот и снижают нагрузки и отменяют тренировки... Потому что не знают. В итоге падают не только результаты, но и авторитет спортивных медиков.
Вторая причина - отсутствие адекватной специальной литературы по физиологии, патофизиологии и фармакологии спорта высших достижений. Мы с этим столкнулись. Пришлось даже писать самим.
Не только врачи, но и тренеры в большинстве своем слабо ориентируются в вопросах спортивной физиологии. Поэтому часто тренер надеется на врача (“сделай что-нибудь”), а врач при этом или начинает применять стимуляторы, в том числе и запрещенные, либо просто занимается медицинским контролем здоровья спортсменов, назначая им какие-нибудь витамины. А дальше - допинг-скандалы или отсутствие результатов.
Теперь вопрос: а где спортсмены-инвалиды взяли допинговые препараты? Извините, а кто доставил и ввел в организм запрещенный препарат? Тренер, врач, жена?.. Неужели слепой или безногий человек приходил в поликлинику или аптеку “за допингом”? Все это требует расследования. И почему должен страдать преимущественно спортсмен? И конечно, принцип коллективной ответственности нельзя применять к порядочным атлетам, тем более, к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Было ли неожиданным решение МПК? Конечно, нет. Все предвестники “болезни” спортивной медицины в нашей стране налицо. Ведь предупреждали, и не раз. И допинговый скандал с мельдонием, и отстранения-реабилитации... Что же теперь голову пеплом посыпать и всех обвинять? Сами виноваты. Не устану повторять, что главная вина здесь лежит на спортивных функционерах. Качество их работы не выдерживает никакой критики.
Справедливости ради необходимо добавить, что в нашей стране, может быть, и поздно, но принято решение об ответственности, в том числе и уголовной, за несанкционированное применение у спортсменов препаратов, входящих в список запрещенных Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА), поскольку их приравняли к сильнодействующим.
Ну а сейчас бессмысленно гадать на кофейной гуще: допустят - не допустят. В такие сложные моменты имеет смысл вспомнить нашу добрую спортивную традицию: собраться и продолжать работать вопреки всем обстоятельствам. А уж это наши замечательные спортсмены умеют. Мы же все-таки будем не только надеяться на победу здравого смысла, но и, главное, решать свои стратегические проблемы.
Михаил ДАВЫДОВИЧ,
доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации, руководитель Центра эндокринологии БГМУ.
доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации, руководитель Центра эндокринологии БГМУ.
12-08-2016 (0) Просмотров: 1 049 Номер: 138(13036) Версия для печати