Былое
"Следующая станция – "Башкирская"
На станции московского метро "Выставочная" в центре "Москва-Сити" открылась экспозиция "85 лет уникального опыта", посвященная юбилею Мосметростроя. В ней - пожелтевшие от времени документы и фотографии, инструменты строителей разных лет, уникальные артефакты, которые находили во время проходки тоннелей в тридцатых годах прошлого века. Единственным регионом, представившим на выставке свою экспозицию, стал Башкортостан. Согласно архивным данным, самый большой отряд добровольцев поэтапно прибыл на помощь Метрострою в 1933-1937 годах именно из Башкирии, из села Николо-Берёзовка.
"В марте 1933 года из республики проводили в Москву первую группу из 326 человек, в апреле еще 500, а в мае - целый эшелон из 1300 человек. В итоге к июню 1933 года каждый шестой строитель московского метро оказался выходцем из Башкирии. А в целом на строительстве первой очереди метро из БАССР был каждый 15-й", - пишет краевед Маргарита Халилова из Краснокамского района.
Наша экспозиция "Следующая станция - "Башкирская" подготовлена по материалам музейных архивов республики. Здесь вырезки из газет тридцатых годов прошлого века, трудовая книжка, награды и личный дневник самого юного, 16-летнего метростроевца, фотографии из домашнего архива семьи Азяр и Галима Галеевых.
На церемонии открытия выставки руководители московского метро - генеральный директор ОАО "Мосметрострой" Сергей Жуков и начальник ГУП "Московский метрополитен" Дмитрий Пегов - отметили большой вклад в строительство метро добровольцев из нашей республики. "Их труд достоин того, чтобы быть увековеченным, в том числе и в названии одной из станций метрополитена", - подчеркнул Сергей Жуков.
Еще несколько лет назад на подписании договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Башкортостан и Москвой тогдашний мэр столицы Юрий Лужков сообщил, что новая станция московского метро будет называться "Калтасинская". "Московский метрополитен начинался в Калтасах", - заявил он тогда.
Почему небольшой районный центр, что в двухстах километрах от Уфы, удостоился такой чести? Об этом уфимцам рассказал на страницах "Вечерки" краевед Юрий Узиков.
Вот что он писал: "Первая очередь московского метро сооружалась в 1932-1935 годах. Это была всенародная стройка. Трудились здесь и посланцы Башкирии, особенно много добровольцев было из Калтасинского района.
И это не случайно. В начале 1933 года в район приехали метростроевцы на заготовку сельскохозяйственных продуктов. В райцентре состоялся митинг молодежи. Москвичи рассказали о своих проблемах: стройке нужны рабочие. Секретарь райкома комсомола заверил их, что на Метрострой готовы выехать сто юношей и девушек. А когда подготовили договор между Калтасинским районом и Метростроем, то уточнили цифру: добровольцев, будущих метростроевцев, оказалось ни мало ни много - пять тысяч человек!
Сохранилось выступление первого секретаря райкома партии П.Звездина на проводах первой группы комсомольцев-добровольцев:
- Вы поедете в Москву не в гости. Через несколько дней вольетесь в славную семью метростроевцев. Вам выпало большое счастье быть участниками величайшего в нашей стране необычного сооружения.
Готовились к встрече калтасинцев в Москве. В газете "Ударник Метростроя" было опубликовано постановление парткома предприятия в связи с этим событием.
Метростроевцы-калтасинцы стремились держать марку родного района. В открытом письме землякам они сообщали:
"Вы послали нас на стройку Московского метрополитена, дав нам наказ встать в первые ряды строителей, показать образцы ударной работы. Многие из нас уже имеют большие успехи. Мы можем с гордостью назвать имена товарищей-калтасинцев: Шакирова, Зайнетдинова, Байгильдина, Сагдеева и других, которые в борьбе за стройфинплан идут в ногу с лучшими ударниками, кадровыми работниками".
Попасть на стройку было нелегко. Тех, кому не было восемнадцати, не брали. Вот некоторые и прибавляли года. Молодые стремились в Москву, но и "старики" норовили обмануть комиссию и завербоваться.
Калтасинский краевед Алексей Исекеев побывал в музее Метростроя в Москве, изучил архивные документы. Он написал книгу "Наши земляки на строительстве московского метрополитена", в которой приводит воспоминания башкирских метростроевцев.
Возведение подземного дворца было чрезвычайно сложной задачей. Кривые улицы, хаос в сетях, подземные реки и озера, проблемы грунта... Только на одном небольшом участке "Охотный ряд" - "Сокольники" метростроевцам пришлось пересечь четыре водных потока, спрятанных под землей в трубах: Неглинку, Ольговку, Чечеру и Рыбинку. Техника простейшая: лопаты и тачки. Не было ни землеройных машин, ни технически подготовленных кадров. Но они выдержали нечеловеческие перегрузки.
Вот отрывки из книги, воспоминания некоторых первопроходцев.
Манюк Шамиданов,
деревня Сазово:
- По комсомольской путевке в марте 1933 года я приехал в Москву на Метрострой. С самого начала мы столкнулись с невероятными трудностями. Работать приходилось все время в воде, в грязи. Хотя было лето, но в котловане было холодно. Вылезали из шахты совершенно продрогшими. Породу приходилось разрабатывать кувалдой и отбойным молотком.
Некоторые бригады не справлялись с планом, а наша ежемесячно перевыполняла задание на 180 процентов, мы считались лучшими не только на участке, но и на всей стройке. За это нас премировали костюмами, награждали деньгами и почетными грамотами.
Ильчигул Семекеев,
деревня Нижняя Татья:
- До сих пор удивляюсь, как мы, совершенно неподготовленные, неопытные, физически неокрепшие 18-летние парни, выдерживали нечеловеческие перегрузки при выемке тяжелого, мокрого глинистого грунта. С утра до вечера приходилось работать по колено в жиже, болели руки, спина.
"...Все колхозы района, а их было 216, очень активно откликнулись на строительство метро и посылали своих лучших юношей и девушек. Так, например, из... Сазово - 18 (из одной семьи Русаковых - сразу четверо: Темыркай с женой и два его брата), из Старой Мушты - 12 и т.д. О бригаде Яшкина (из д.Сазово) газета "Ударник Метростроя" 1 сентября 1933 года писала: "Бригада Яшкина свои обязательства выполнила на 148%. Но образцовая производственная работа - это еще не все. Бригада активно участвует в общественной работе, в технических кружках. Все члены бригады занимаются на курсах бетонщиков. "Легкая кавалерия", общественный контроль в столовой - тоже боевые участки бригады. Но и это не все. Спросите коменданта барака: "Чья комната лучшая?" - и он вам укажет комнату, в которой живет бригада Яшкина"...
Галина ГРИГОРЕНКО.
4-11-2016 (0) Просмотров: 1 089 Номер: 162(13060) Версия для печати