Послесловие к выставке
“Уфа-Ладья” дала крен?
Последние дни марта пространство главного павильона ВДНХ-ЭКСПО являло собой яркую мозаику - здесь проходила IV выставка-фестиваль “Уфа-Ладья. Арт. Ремесла. Сувениры”. По левую руку от центрального входа раскинулось богатое торжище, где публику завлекали двести пятьдесят мастеров из сорока пяти городов и районов плюс гости из семнадцати регионов России.
Справа же, на сцене, выступления коллективов художественной самодеятельности перемежались с показами коллекций одежды и украшений, за столы приглашали всех желающих овладеть основами кружевоплетения, ткачества на бердо, корнепластики, резьбы по дереву, макраме и войлоковаляния... Умопомрачительные запахи разносились по площадке, когда за дело принимались шеф-повара десяти уфимских ресторанов: в ходе фестиваля Национальных кухонь они делились секретами изготовления фирменных блюд нашего многонационального края, и в том числе башкирских тутырмы, чак-чака.
Едва “нырнув” в один из выставочных коридоров, автор этих строк поймала добрую улыбку Светланы Саитовой из Альшеевского района. Хозяйку “пятачка” окружают национальные ковры и паласы. Заметив огонек в глазах, Светлана Раяновна предложила: “Какой ковер хотите? Заказывайте, сделаем!”
“Погодите с заказом, поделитесь, кто научил ремеслу”, - прошу женщину, и та охотно рассказывает, что ковры на ручном станке ткали все в их роду - и бабушка, и мама. Это не основная работа, скорее, хобби. Промысел непростой, тяжелый. Но душу радует. Сначала стригут овечью шерсть, прядут нить, красят, потом ткут - на палас уходит до двух месяцев.
Людно возле стенда Салавата Камалова из Ишимбая. Народ разглядывает плетеные из лозы кресла-качалки, группы из журнального столика и стульев, корзинки.
- А это что такое? - интересуется кто-то, указывая на предмет непонятного назначения.
- Переносная дровница. Полезнейшая в хозяйстве вещь, - объясняет Салават Сабирьянович.
По его словам, мебель из лозы спросом пользуется. Чаще всего покупают к юбилеям. Понимают, что двенадцать-восемнадцать тысяч рублей - вполне приемлемая цена за эксклюзивный подарок ручной работы, который будет радовать долгие годы.
Курсируя по площадке, я “зависала” возле чишминцев с их кошмами, изделий из яшмы, представленных Сибайским районом, стерлибашевских пуховых шалей, предметов из бересты из Аскинского и резного дерева из Мишкинского района. Красотища! У стола, возле которого за пяльцами сидела Венера Галиакбарова (Белокатайский район), попала на импровизированный мастер-класс. Посетители попросили Венеру Мазитовну показать, как вышивают тамбурным швом. Она без лишних разговоров взяла крючок (на северо-востоке республики тамбурный шов кладут им, а не иглой) - техника только поначалу кажется сложной.
- Нашей народной студии “Тамбур” шестнадцать лет. Самой молодой вышивальщице - шестьдесят три года, а старейшая скоро отметит семьдесят второй год рождения. Нам удалось возродить технику тамбурного шва в районе. Едва застали бабушек, которые владели ремеслом. Раньше девушка на выданье несколько лет вышивала приданое: платье себе и рубаху жениху, полотенца посаженым отцу и матери, кисеты, платочки гостям... Мы восстановили старинную традицию, создали коллекцию народного костюма и текстиля. Этнографы подтвердят: до 60-х годов прошлого века еще встречались образцы башкирской тамбурной вышивки, а потом - провал. Студия “Тамбур” пытается этот пробел ликвидировать, - рассказывает Венера Галиакбарова.
Вот стайка студенток делает селфи в башкирских нагрудниках. Последние привезла в Уфу из Федоровского района дочь Халисы Багаевой. Всю жизнь та проработала учителем, вышла на пенсию и занялась национальными украшениями. Все женщины их фамилии были швеями, вот на заслуженном отдыхе у Халисы Шагибаловны и проснулся интерес к родовому занятию. Расспрашивала стариков об орнаментах, традициях плетения. Оказывается, сейчас охотно покупают детские нагрудники. На себя семь тысяч жалко потратить, а за обережное украшение для дочери или внучки полторы-две тысячи выкладывают без раздумий. А в дни Всемирной Фольклориады национальные украшения пойдут на ура. Добавим, что в рамках фестиваля состоялся показ дизайнерских нагрудников Александры Хисаметдиновой и Саимы Хасановой, имевший большой успех. Прошли и мастер-классы.
Ходила я по рядам, плюсы и минусы в блокноте рисовала, размышляла, сравнивала. Дело в том, что еще в январе, когда оргкомитет только приступил к подготовке “Уфа-Ладьи”, в редакцию поступило открытое письмо от Татьяны Зданчук. Татьяна Германовна резко критиковала организаторов выставки за ее явную коммерционализацию, за непрозрачность конкурсного отбора, когда тайной за семью печатями остаются состав отборочной комиссии и перечень требований к выставляемым изделиям. Суть претензий сводилась к денежному взносу, который в нынешнем году обязателен для мастеров из Уфы. Представители районов и городов Башкирии приезжают бесплатно. “Почему я, единственная в республике, разрабатывающая тему традиционных башкирских узоров в технике свободно-ходовой машинной вышивки, должна платить оргвзнос только потому, что живу не в глубинке? Разве уфимские мастера народных промыслов не нуждаются в поддержке?” - писала Татьяна Зданчук.
Опираясь на опыт трех предыдущих арт-проектов, Татьяна Германовна требовала равных условий участия для всех мастеров и ремесленников Республики Башкортостан. А то районы везут на показ вещи из бабушкиных сундуков, поделки воспитанников детских студий или музейные работы. Предполагалось же, что “Уфа-Ладья” подтолкнет, оживит процесс восстановления НХП. Речь велась не о художественной галерее, не о выставке, а о реальной поддержке ремесленников.
Эти выступления Татьяны Германовны результата не возымели. Из Башкирской выставочной компании пришел официальный ответ: “Бюджетные средства будут выделяться исключительно на экспозиции муниципальных округов и городских образований Республики Башкортостан”.
Многие из уфимских мастеров (а среди них есть весьма заслуженные авторы, отстаивавшие честь республики на российских и международных конкурсах), разочарованные таким отношением, фестиваль проигнорировали.
Так вот, проинспектировав ряды участников четвертой “Ладьи”, однозначно принять чью-то сторону невозможно. Спору нет, интреснейшие мастера приехали! Но встречались стенды - и не один-два, - больше напоминающие сборную солянку: тут тебе и вышивка лентами, и текстильные цветы, и игрушки, и вязание крючком, и косметика ручной работы. Занятия, как понимаете, весьма отдаленные от НХП. Почему для хэндмэйкеров билет на “Ладью” оказался бесплатным? Проблему осложняет отсутствие четкого понимания: какие техники относятся к народным промыслам, кого считать ремесленником, а кого - любителем рукоделия. Нет нормативов, положений, которые бы регламентировали деятельность мастеров. И может быть, в этой непростой ситуации Башкирской выставочной компании стоило бы откликнуться на замечания, сделать отбор прозрачным? Тогда и обид не будет. Может, лучше заручиться поддержкой Администрации столицы республики, чтобы большее число уфимских умельцев смогли показать свое творчество? Один-единственный стенд всех желающих не вместил.
И обязательно заняться привлечением покупателя: участники дружно жаловались на то, что продажи в нынешнем году серьезно упали. Вероятно, причина в переносе сроков, ведь предыдущие фестивали проходили незадолго до 8 Марта, когда народ активно приобретает подарки.
Хотя республиканские ремесленники помимо прямых продаж ищут господдержки. Именно желание обратить на себя внимание чиновников, от которых зависит получение грантов, выделение площадей под мастерские либо госзаказов, что есть непосредственное развитие их бизнеса, подталкивает к участию в выставке-фестивале.
Успех форуму способна обеспечить только грамотно сбалансированная программа - одновременно рассчитанная на широкую публику, которая обеспечит торговцам выручку, и деловая, нацеленная на решение проблем отрасли. В свете внимания, которое сейчас в регионе уделяется возрождению ремесел и народного искусства, у “Уфа-Ладьи” - большие перспективы.
Мила ДОРОШЕВИЧ.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
4-04-2017 (0) Просмотров: 1 299 Номер: 27(13103) Версия для печати