$ - 91.7791
€ - 98.0270

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Наболело

Два пишем, один в уме

О крепостничестве в здравоохранении


Два пишем, один в уме

Ходишь-ходишь в поликлинику, а потом - бац - и открепили! Именно так впору переиначить знаменитую фразу из кинофильма "Большая перемена".

Шестнадцатилетний Артем Н. в ноябре прошлого года простудился. Отправился в третье отделение второй детской поликлиники Уфы, где уже несколько лет обслуживается по месту жительства. В регистратуре ему, чихающему и кашляющему, от ворот поворот: "Вы, юноша, теперь не наш, вас студенческий медицинский центр забрал. На Цюрупа, 4, ступайте".
Родители в полном недоумении с вопросами кинулись к заведующей отделением - как так? Та разъяснила ситуацию. В начале учебного года всех пациентов, поступивших в средние и специальные учебные заведения, переводят в так называемую студенческую поликлинику. Артем поступил в колледж? Вот его и открепили.
Действительно, в Уфе уже много лет работает специальная поликлиника, обслуживающая студентов вузов и ссузов южной части города. Ее открыли по инициативе тогдашнего главного врача поликлиники №1 Веры Рябухи. Вверенное Вере Поликарповне медучреждение было переполнено, и она нашла отличный выход для хворающей студенческой братии - выделила ее в отдельное подразделение. Креативное, как сейчас бы сказали, было решение и в организационном, и в чисто медицинском плане.
Студенты, а это большей частью молодежь в возрасте от шестнадцати до двадцати трех, - особая категория пациентов. С ними и профилактическую работу нужно специальным образом проводить, и лечение требуется отличное то того, что людям постарше назначают. Отвоевали под студенческую поликлинику здание, открыли врачебные кабинеты при общежитиях, в учебных корпусах, которые стали опорными пунктами здоровья. В итоге снизили заболеваемость среди студиозусов.
Некоторое время назад в рамках оптимизации студенческий медицинский центр вошел в состав городской поликлиники №1 и, сохранив филиалы, переехал на четвертый этаж ее главного корпуса. Сегодня он обслуживает свыше 42 тысяч студентов 13 высших и 13 средних специальных учебных заведений. Их принимают терапевты, гинекологи, кардиологи, неврологи, ревматологи, травматологи, офтальмологи, хирурги, работают процедурные физиотерапевтические кабинеты, делают УЗИ и рентгенологию.
Но речь сейчас не об этом. Согласно Закону РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" граждане РФ имеют право на выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования. Проще говоря, человек вправе решить, в каком медицинском учреждении он хочет обслуживаться. Выбрал - написал соответствующее заявление. Вроде все просто.
Ан нет. Оказывается, с тех пор, как введено подушевое финансирование медицинских организаций - то есть средства выделяются на то количество населения, что закреплено за данным учреждением - доктора стали бороться за число приписанных. Тут первым делом приходит на ум повышение качества обслуживания пациентов, внедрение передовых технологий, современное оборудование. Конечно, разумеется. Только есть, оказывается, и методы попроще. Например, перетасовать людей по своему усмотрению. Человек знать не знает, а его раз - и перевели в другую поликлинику.
- Почему сына открепили? Нам сюда, на Кувыкина, 14, удобнее ходить! - кипятились родители Артёма.
- Самим, честно признаться, эти порядки студенческой - как ножом по горлу. Ежегодно у нас пациентов забирают. А ведь это денежки... Наверное, Артем написал заявление и забыл? - ухватилась, как за соломинку, завотделением.
- Нет! На память не жалуюсь! - настаивал первокурсник.
В конфликтную ситуацию вмешалась "Вечерняя Уфа". Как удалось выяснить редакции, юноша действительно был переведен в студенческий медицинский центр с нарушением инструкций. Соответствующее заявление молодой человек не писал. На медицинском осмотре, который в октябре прошли его одногруппники, отсутствовал. Артем, будучи студентом колледжа, продолжает учиться в 10-м классе гимназии, и
медосмотр прошел там.
- В сентябре на основании личных дел поступивших мы формируем списки первокурсников. Артем в таком списке есть. Вот его и перевели к нам, - говорит Елена Шарипова, на тот момент - заведующая студмедцентром.
- Но личное заявление в медкарте отсутствует!
- Виноваты. Упустили этот момент. Согласитесь, случай исключительный, что юноша одновременно и школьник, и студент.
Случай и правда редкий. Да не в этом суть. Даже будучи только студентом, Артем до 18 лет вполне мог остаться пациентом своей родной детской поликлиники. Почему ему не оставили выбора?
После вмешательства журналистов юношу студенческая официально открепила, и с 1 декабря прошлого года он в ее базе не числился.
Конфликт, казалось бы, исчерпан. Увы. После майских праздников Артему понадобилась помощь врача. Участковая пришла по вызову на дом, велела через два дня явиться за справкой. А в регистратуре вновь отказ: "Не числитесь у нас. Прикрепляйтесь по-новой".
Родители опять к заведующей. Та руками разводит: "Чтобы вас на обслуживание взять, требуется личное заявление. Такой порядок". Подтверждает слова своей подчиненной заведующая второй детской Эльвира Бикметова: "В медицинском обслуживании ребенку не отказывали. Написать заявление - дело нескольких минут. А как мы без документа проверяющим докажем, что не силой пациента заполучили?"
Такая вот петрушка: открепить, значит, без всяких заявлений можно, а обратно - никак. И вековое правило: взял чужое, извинись и верни на место - уже, получается, не действует.
Частный, вроде бы, случай. Однако на страничке студмецентра в социальной сети только за январь и февраль - два аналогичных недоуменных вопроса. Одну девушку без ее ведома прикрепили, другую, наоборот, перевели в больницу №13.
Если в поисковой строке, например, Яндекса задать "неправомерное открепление от медучреждения", система выдаст тьму-тьмущую примеров. Оказывается, подобные проблемы регулярно возникают у тех, кто зарегистрирован по одному адресу, а живет по другому. И, понятное дело, желает ходить в ближайшую к дому клинику. Нужно писать заявление. Действует оно лишь год. Потом - опять бери авторучку. Еще вопрос: прикрепят или нет. Могут отказать - якобы терапевтический участок переполнен.
Коллега поделилась мытарствами. Ее, что ни год, уговаривают обслуживаться по месту регистрации. Она - ни в какую: не жалуют ту поликлинику, специалисты в ней никудышные. Так и мается.
Мы с вами как бессловесные винтики огромного механизма. Получается, нас, как в 18 веке, крепостными сделали?
Можно, конечно, в страховую медицинскую компанию позвонить. Там заступятся. Врачи штрафов как огня боятся. Но разве это дело, всякий раз разруливать конфликты на повышенных тонах?
Кстати, президент Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе Алексей Старченко считает, что приписка граждан к медучреждениям по месту жительства превращает страховую медицину в "крепостническую". Сам по себе страховой принцип предполагает, что пациент может обратиться за помощью в любое медучреждение и к любому врачу, а страховая компания за это заплатит. И при этом не требуется законодательного закрепления права на выбор клиники. А по мнению системоаналитика, доцента МЭСИ Сергея Любкина, страхование и подушевое финансирование вообще понятия взаимоисключающие.
Такой вот коленкор. Но бороться с системой, действующей в масштабе страны, только нервы трепать. С конкретными нарушениями - да, спуску давать нельзя. И "Вечерка", если кого из уфимцев обидят, поможет непременно. А во избежание неожиданностей во время визита к врачам советуем время от времени заглядывать на портал rb.k-vrachu.ru, где в личном кабинете пациента указано, к какой поликлинике он прикреплен.

Мила ДОРОШЕВИЧ.

Дата создание новости 26-05-2017   Комментарии (0)   Просмотров: 1 135     Номер: 42(13118)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.