Азбука душевного здоровья
Когда работа в радость
«Истинный жизненный смысл для человека - это прежде всего тот смысл, который не «загоняет» его в синдром выгорания, не приводит к «эрозии души», - эти слова принадлежат американскому психологу Кристине Маслак, которая одной из первых начала изучать эмоциональное выгорание. Психотерапевт Республиканского клинического психотерапевтического центра, заведующая консультационно-диагностическим отделением Наталья Чевпецова расскажет о выгорании школьников, что особенно актуально накануне нового учебного года.
Выгорание
Не за горами 1 сентября. И опять юные пациенты пойдут потоком - к педиатрам с частыми простудами, к неврологу с головными болями и нарушениями сна, к гастроэнтерологу с болями в животе или синдромом раздраженного кишечника, к кардиологу - с жалобами на сердце… Не останутся в стороне и психологи, пытаясь выяснить причины низкой мотивации ребенка на учебу, отсутствия общего языка со сверстниками и учителями, увлечения не секциями и кружками, а только компьютерными играми.
Что же случилось? Ведь летом все было хорошо. Чтобы проявились болезни и психологические проблемы, нужны условия, так называемый стресс. Почему же посещение школы стало стрессом? И почему учебу, общение с одноклассниками ребенок воспринимает как "негатив", "проклятие", уклоняется от него, уходит в болезни тела или души, а иногда даже грозит суицидом"?
Тема эмоционального выгорания взрослых, в частности, «синдром менеджера», связанный с трудовой деятельностью, известна многим. Понятие «burnout» (выгорание) ввел в науку американский психиатр Х. Дж. Фрейденберг. В 1974 году он описал особое расстройство личности у здоровых людей, возникающее вследствие интенсивного и эмоционально нагруженного общения в процессе работы с клиентами, пациентами, учениками. Оно выражается в эмоциональном и физическом истощении, отчуждении от людей, с которыми человек взаимодействует, а также в отсутствии профессиональных планов и крушении надежд.
Что-то очень похожее происходит с нашими детьми. Во многих сферах жизни они счастливы. А заходит речь об учебе - и картина резко меняется: нет желания, пропал энтузиазм, дети не видят смысла в обучении. Настроение нестабильное, ребенка охватывает ощущение безысходности и безнадежности. Он жалуется на головные боли, тошноту, головокружение, бессонницу. Выделено около 150 симптомов выгорания.
Динамика процесса выгорания, согласно Кристине Маслак, протекает следующим образом:
- идеализм и чрезмерные требования;
- эмоциональное и психическое истощение;
- дегуманизация как средство противодействия;
- конечная стадия: синдром отвращения (против себя, против других, против всего) и, наконец, крах - уход, увольнение, болезнь.
Как врач-психотерапевт хочу обратить внимание родителей на то, что стресс, выгорание, депрессию легче предупредить, чем лечить. Мотивация и интерес помогают детям использовать внутренние ресурсы для познания мира.
С раннего возраста ставьте перед детьми задачу найти свой талант и принести его в служение людям. Знакомьте их с биографиями интересных и великих людей. Помогайте строить долгосрочные планы, разрабатывайте стратегии для их достижения, но с удовольствием занимаясь делами здесь и сейчас. Объясните, что они имеют право на ошибку. Не все вырастают в ученых, и не все отличники бывают успешными в жизни.
Пусть школьные годы ваших сыновей и дочерей будут наполнены смыслом, творчеством и радостными событиями.
Ведущий рубрики
Ильгиз ТИМЕРБУЛАТОВ, главный врач
Республиканского
клинического
психотерапевтического центра.
Ильгиз ТИМЕРБУЛАТОВ, главный врач
Республиканского
клинического
психотерапевтического центра.
10-08-2018 (0) Просмотров: 1 557 Номер: 64(13244) Версия для печати