Как жить с аллергией правильно?
По плану, составленному врачом, – уверена главный специалист горздрава Елена Галимова
По данным Всемирной организации здравоохранения, каждые десять лет число больных аллергическими заболеваниями в мире увеличивается в два раза. Сегодня почти каждый третий житель планеты страдает теми или иными формами аллергии. О причинах появления болезни и о том, насколько она поддается лечению, мы беседуем с доктором медицинских наук, доцентом кафедры пропедевтики внутренних болезней Башкирского государственного медицинского университета, главным внештатным аллергологом Управления здравоохранения Администрации столицы Еленой Галимовой.
- Елена Станиславовна, прежде, чем непосредственно приступить к теме нашей беседы, хотелось бы узнать - как Вы пришли в медицину и почему выбрали именно это направление?
- Окончила школу № 39 с золотой медалью и в 1983 году поступила в медицинский институт. А до этого два года ходила сюда в научный кружок для школьников. Назывался он "Павловская школа" в честь великого русского физиолога. На лечебном факультете получила специальность терапевта. Интернатуру проходила в только что открывшейся городской клинической больнице № 21. Из всех подразделений, где пришлось побывать, больше всего понравилось в отделении аллергологии. Встретилась там с профессором Ганцевой, главным аллергологом республики, которая, собственно, его и создавала. Оно стало первым и до сих пор остается единственным в республике отделением аллергологии клинического профиля. Халида Ханафиевна буквально заразила меня любовью к своей специальности. Поехала в Казань, где уже тогда была очень сильная школа в этой области, получила там первичную специализацию. В 1992 году пришла в отделение врачом-аллергологом и проработала там восемь лет.
Под руководством профессора Загидуллина защитила кандидатскую диссертацию по бронхиальной астме, одному из самых распространенных аллергических заболеваний, и перешла работать к нему на кафедру в качестве ассистента. А в отделении продолжала вести больных. Позже Шамиль Зарифович руководил и подготовкой докторской диссертации по той же теме. Сейчас веду курс аллергологии у интернов и клинических ординаторов, продолжая консультировать пациентов.
- То есть практику не оставляете. И какие проблемы видите здесь как преподаватель и ученый?
- Если говорить об аллергологии как о практической дисциплине, то проблема в том, что врачи общего профиля, терапевты плохо знают особенности наших заболеваний. Так построена учебная программа, что подробно их не изучают, а больных огромное количество и это число постоянно растет. Поэтому в нашем университете и ввели курс для интернов. Более глубоко изучают курс клинические ординаторы. Через два года они получают специализацию "врач аллерголог-иммунолог".
Практическим врачом остаюсь до сих пор. Помимо того, что курирую профильное отделение в клинике (сегодня только с заведующей обсуждали всех тяжелых больных), провожу обходы, консультирую, и ни один пациент мимо меня не проходит. С нашими докторами мы очень тесно взаимодействуем именно в плане диагностики и лечения. Кроме того, уже десять лет работаю врачом-аллергологом в республиканской клинической больнице № 2, консультирую там и в поликлинике, и в стационаре. Так что от практической работы не отхожу ни на день. Просто люблю своих больных. А их становится все больше. Начав заниматься проблемой более чем два десятка лет назад, имею возможность сравнить динамику роста заболеваемости. По сравнению с теми временами сейчас просто лавина идет, и тяжелых больных стало больше. С лекарственной аллергией сейчас много пациентов стало, и кожные проявления увеличились, и респираторные.
В России статистика такая же, что и в мире. Стараюсь участвовать в международных конгрессах, и приводимые там данные это подтверждают. Волна аллергических заболеваний растет независимо от уровня развития страны и состояния системы здравоохранения. Можно говорить уже о пандемии. По прогнозам ВОЗ к 2030 году страдать он них будет каждый второй житель планеты.
- Чем вызван такой рост?
- Факторов очень много. Аллергия - это иммуноопосредованное хроническое заболевание. Оно связано с состоянием иммунной системы, нарушением ее баланса, равновесия. Эта система защищает организм от внешних воздействий. В нормальном состоянии она работает против бактерий, вирусов и других вредных для человека агентов. Но при некоторых условиях происходит сбой, который проявляется чрезмерным, гипериммунным ответом против разнообразных аллергенов. Ими может выступить все, что угодно - домашняя пыль, пыльца растений, химические вещества. Подсчитано, что сегодня человека в повседневной жизни окружает 85 тысяч различных химических соединений и каждое из них в принципе может стать аллергеном. Представляете, какая нагрузка на иммунную систему, совершенно несравнимая с тем, что было, скажем, сто лет назад! Влияет урбанизация, техногенные изменения, состояние экологии...
Сюда же можно добавить и пищевые добавки, красители, консерванты, которые мы потребляем с едой. Разнообразные медикаменты, например, антибиотики, которые широко применяются и в производстве пищевых продуктов. Они остаются в мясе выращенных на фермах животных и попадают в организм.
Кроме того, бич нашего времени, особенно у нас, в России - самолечение. Мы часто, не задумываясь, пьем таблетки - надо это или не надо. Как давно уже подметил мудрый Бернард Шоу: "Мы внушили больным веру в лекарства, и теперь они ходят не к врачам, а к аптекарям". Иногда прихожу в аптеку, слышу, что говорят покупатели в очереди, и едва сдерживаюсь, когда они начинают перечислять провизору свои симптомы, а тот советует, что взять. Ведь он же не клиницист, у него совсем другое образование, да и как вообще можно оценить состояние человека по нескольким фразам!
Наши люди вообще очень интересные, любят идти своим путем, испытывать всякие нетрадиционные методы, а профессиональным врачам не очень доверяют. Читают различные журналы псевдомедицинские, смотрят такие же телепередачи. Начитаются, насмотрятся и начинают принимать или делать совершенно невообразимые вещи. Иногда приходят на прием пациенты, рассказывают, чем лечились, и думаешь - господи, да как вы додумались до такого!
Одна женщина, например, где-то услышала, что тому, кто хочет, чтобы кожа на пятках и подошвах была гладкой, нужно растолочь аспирин, смешать со спиртом и делать примочки на ночь. Она сделала и получила то, что и должно было получиться, - сильнейший ожог, ходить потом долго не могла. И вот таким странным советам часто следуют вроде бы неглупые люди, с высшим образованием.
Или взять увлечение биодобавками всякими - восточными, китайскими, которые к нам привозят в огромном количестве. Что там содержится, достоверно никто не знает.
Есть же веками сложившиеся пищевые традиции. Желудочно-кишечный тракт человека, живущего в том или ином регионе, генетически настроен на то, чтобы переваривать определенные виды продуктов. Сегодня часто встречается аллергия на моллюски, креветки и другие подобные им морепродукты из японской кухни. Но ведь для нашего региона такая пища не характерна - ни мы, ни наши предки ничего подобного не ели. Для нас это агрессивный чужеродный белок, который так и воспринимается организмом.
То же относится и к экзотическим растениям, растущим на Востоке, которые входят в состав этих биодобавок. Сами по себе они, может, и неплохи, но для нас по определению чужды и потому не всегда полезны. А люди с предрасположенностью к аллергическому ответу такие биодобавки воспринимают особенно болезненно.
Нюансов много. Взять больных с поллинозами, особо чувствительных к пыльце различных растений. Первая рекомендация здесь - не использовать фитотерапию. Ведь это лечение растениями, к которым у них может быть аллергия. Тем более, что может возникнуть перекрестная реакция - при употреблении в пищу, в виде примочек, лекарственных средств. Например, если у вас аллергия на березу, то может появиться и пищевая - на яблоки, орехи или даже морковь. Надо быть осторожными и знать, что вам можно, а что нельзя. Это очень сложный набор рекомендаций, который пациент должен соблюдать. Чтобы знать их, надо прийти к аллергологу. Только он может составить для вас индивидуальный план жизни - проведя обследование, собрав анамнез, сопоставив все данные.
А когда человек читает статьи в интернете, интересуется у соседа или коллеги, у которого, якобы, то же самое, то он, скорее всего, заблуждается. У него не то же самое! Ведь каждый человек уникален, и реакции организма на один тот же раздражитель могут быть совершенно разными. Вот на Западе не так, там доверяют врачу, и подавляющее большинство лекарственных средств отпускается строго по рецепту. А у нас, к сожалению, в какой-то момент это доверие оказалось потерянным. Чтобы вернуть его, нужны усилия с обеих сторон - и самих врачей, и пациентов.
- Достаточно ли у нас врачей вашей профессии?
- Нет, аллергологов не хватает. По всей России нас насчитывается менее трех тысяч. Очень мало их в муниципальном звене, а в сельских районах практически нет. Почему так - сложно сказать. Кое-где относятся к этой профессии как не самой важной. Дескать, болезнь не смертельная. Но это неправильно. Иной аллергик может и внезапно умереть - от анафилактического шока. А еще есть такое очень важное понятие, как качество жизни. Наше заболевание снижает его очень сильно. К примеру, качество жизни больного с аллергическим ринитом во многих случаях ниже, чем у тех, кто перенес инсульт. Конечно, имеются в виду не прикованные к постели, а те, кто сумел в какой-то степени восстановиться. Сложно поверить, но это официальные данные.
Вспомните, как вам плохо при ОРВИ, когда не прекращается насморк, течет из носа, слезятся глаза. Это очень мешает дышать, есть, спать, все раздражено. Но через три дня симптомы проходят, и вы возвращаетесь к норме. А вот пациенты с аллергическим ринитом ощущают такое состояние неделями, месяцами, а то и годами. Как им жить, особенно детям? У ребенка нос заложен, дышать толком не может, отсюда - гипоксия, кислородное голодание мозга. Из-за этого снижается мыслительная деятельность, что мешает учебе. Приходится пить антигистаминные препараты, обладающие снотворным эффектом. Но по ночам он плохо спит, потому что нос не дышит. Снижается внимание - у взрослых на работе, у детей в школе. Да и внешний вид страдает - разбухший нос, красные пятна от постоянного раздражения на лице. То есть возникает масса факторов, мешающих нормальной жизни.
А больные атопическим дерматитом, еще одним заболеванием аллергического характера, испытывают мучительный и почти постоянный зуд. Это заболевание часто проявляется у детей, раньше его называли диатезом. Младенцы, подростки, взрослые постоянно чешутся, отсюда и косметические проблемы в виде покраснения кожи, и нарушения со стороны нервной системы. А ведь это хроническое заболевание, иногда на всю жизнь. Мы их лечим, конечно, можем снизить проявления, но для этого надо с пациентом работать очень плотно, постоянно контролировать.
- Как сейчас лечат аллергию?
- Существует много мифов по поводу лечения аллергических заболеваний. Раньше перечень средств от них был весьма ограничен. Все знали, к примеру, про такой антигистаминный препарат, как супрастин. Им же большинство и лечилось. Но сейчас появилась масса новых методов и современных лекарств - безопасных и эффективных. Но о них не только пациенты, даже многие врачи общей практики просто не знают. Поэтому совместно с Министерством здравоохранения республики и Управлением здравоохранения Администрации столицы мы проводим конференции, мастер-классы для врачей, чтобы донести до них эту информацию. Рассказываем о новинках, говорим, как правильно назначать современные препараты.
Проблем на самом деле много. Этот рост аллергической заболеваемости начался с 60-х годов прошлого века. А наша система здравоохранения не успела, как следует к нему подготовиться. Да и система медицинского образования тоже.
Что остается нашим пациентам? Верить рекламе - того же супрастина или тавегила, А ведь не все так просто с антигистаминными препаратами. Они все разные. Так же, как и от гипертонии, существуют разные виды лекарств. Нельзя лечить одной таблеткой всех больных. Здесь опять уместно вспомнить о соседке, которой "помогло". Для каждого пациента препарат надо подбирать, ведь есть индивидуальная чувствительность. То же самое касается противоастматических препаратов. Они тоже все время обновляются, в том числе и ингаляционные. Мы до сих пор сталкиваемся с мифом о том, что ингаляторы вредны. Мол, к ним возникает привыкание. Это совершенная глупость. Специалисты называют их самым безопасным средством. Таблетки от астмы гораздо вреднее.
Весь мир это уже давно знает. Норвежская сборная команда по лыжным гонкам, не раз выигрывавшая мировые чемпионаты, наполовину состоит из астматиков. Пользование ингаляторами никак не мешает им ставить рекорды. Все это говорит о том, что аллергические болезни - не приговор, с ними можно жить и добиваться успехов в самых разных сферах. Конечно, это непросто, для этого нужно прилагать усилия, но прежде всего надо прийти к врачу.
- Но ведь к нему трудно попасть, не хватает их, как вы только что сказали...
- Трудно, но при большом желании можно. Электронная запись, которую некоторые критикуют, на самом деле - замечательная вещь. Наши больные хронические, особой срочности нет, они могут записаться и прийти в удобное для них время. Только не надо лениться. Аллергологи обслуживают население по районам. Сейчас пациент со страховым полисом может обратиться в любое медицинское учреждение, нет ограничений. Ты только соберись, приди, ведь это твое здоровье. Ты сам должен что-то для себя сделать. В большом городе всегда можно найти нужного специалиста. Да и жители районов могут попасть на прием - к специалистам республиканской клинической больницы и нашей, 21-й. В нашей поликлинике принимают два аллерголога, есть отделение в стационаре. С коллегами из "республиканки" мы тесно взаимодействуем.
Когда-то наше отделение имело статус аллергологического центра. Думаю, было бы неплохо его вернуть. Это позволило бы лучше координировать работу аллергологов республики - и лечебную, и образовательную. Повышать квалификацию врачей, а для пациентов создавать школы аллергических больных. Может, и штаты бы нам увеличили...
- А есть у студентов-медиков интерес к Вашей специальности?
- Есть. Можно говорить, что популярность ее заметно выросла. Молодежь живо интересуется темой, многие хотят стать аллергологами. Количество специалистов постепенно растет, они охотно устраиваются в частные клиники и кабинеты. Профессия востребована, и необходимость в ней будет только расти. Поэтому и нужен единый центр - городской, а лучше республиканский, который бы координировал наши усилия. Должно быть взаимодействие между врачами - и районными в том числе. И реестр больных пора создавать, эпидемиологические исследования проводить. Когда все это централизованно будет делаться, то и результативность нашей работы вырастет.
- Что еще может вызвать аллергию?
- Очень часто толчком становятся вирусные инфекции. А вирусы сегодня очень агрессивные и они являются мощнейшими иммунодепрессантами. Мы уже давно наблюдаем эту тенденцию, ведь в наше отделение попадают самые тяжелые больные, и часто первые проявления заболевания возникают именно после вирусных инфекций. Многие переносят такие болезни на ногах, чего делать категорически нельзя. Хронический стресс тоже подавляет защитную систему организма, сильно снижает иммунитет.
Сам темп современной жизни с ее постоянными эмоциональными перегрузками весьма способствует появлению аллергии, ведь заболевание это многофакторное. Поэтому приходится прилагать много усилий, чтобы найти причину и помочь пациентам. Но и от них самих многое зависит. Некоторые ждут, что им дадут волшебную таблетку, и у них все станет хорошо. Такого не бывает. Чтобы иммунная система восстановилась и заработала как положено, приходится менять образ жизни. Доктор дает рекомендации, которые надо обязательно выполнять. А если человек этого не делает, то, сколько бы таблеток он ни выпил, результата не будет. Так что взаимопонимание, взаимодействие между врачом и пациентом очень многое значат.
- Скоро весна. Что делать человеку, у которого в это время начинается поллиноз?
- Сейчас широко применяется аллергенспецифическая терапия. Этот метод известен уже более ста лет, но последние годы во всем мире он переживает второе рождение. В европейских странах были разработаны так называемые сублингвальные, то есть подъязычные аллергены. В небольшом количестве они как бы подготавливают организм к поступлению больших доз аллергена. И тогда весной пациент уже на них так остро не реагирует. Раньше их вводили в виде инъекций в течение нескольких месяцев до начала сезона, что было не слишком удобно.
Это единственный вид лечения, который влияет на иммунный ответ, то есть на патогенез заболевания. Особенно важно это для детей, у которых после такого лечения наступает длительная ремиссия - до пяти-семи лет, в течение которых ребенок почти не реагирует на пыльцу. Перспектива здесь очень большая. Ведь у большинства людей с годами проявления болезни усиливаются, а к одним аллергенам присоединяются другие. Такое предсезонное лечение помогает существенно облегчить течение болезни, уменьшить воспаление.
- А поддается ли вообще аллергия полному излечению?
- Это хроническое иммуноопосредованное воспалительное заболевание. Конечно, бывают острые аллергические реакции, к примеру, на какое-либо лекарство, и если его потом не принимать, то реакция не возобновится. Но такие заболевания, как аллергический ринит, астма, атопический дерматит - хронические. Это надолго. Человек может годами не испытывать приступов, иметь здоровую кожу, но в любой момент при нарушении баланса, появлении каких-то провоцирующих факторов все может вернуться. Поэтому и относиться к себе нужно как к хроническому больному. То есть это пожизненные рекомендации, как, например, при сахарном диабете или ишемической болезни сердца, и если их строго соблюдать, контролировать аллергические проявления, то можно жить без особых проблем.
Беседовал Марат САДРЕТДИНОВ.
Фото автора.
Фото автора.
14-02-2014 (0) Просмотров: 2 644 Номер: 29(12427) Версия для печати