Диларины шажочки
Первый коллектив - это вам не шуточки
Дилара Гайнетдинова, за этапами взросления которой "Вечерняя Уфа" следит с рождения девочки, пошла в детский сад. О первых трудностях и новых открытиях, поджидающих малышку на нелегком пути приобщения к жизни в коллективе, рассказывает ее мама.
...Нашим старшим дочерям адаптация в детском саду далась нелегко. Энже общалась исключительно с воспитателем: она очень рано начала говорить, и с малышами ей было скучно. Девочка влилась в коллектив, лишь когда мы перевели ее из яслей в младшую группу. Настоящим испытанием детсад стал для средней дочери Даны, которая из общительного, раскрепощенного ребенка превратилась в замкнутую буку. Рабочий график заставлял нас Энже и Дану приводить раньше всех, а забирать позже других. С Диларой мы постарались избежать этих ошибок и, опираясь на предыдущий опыт, максимально комфортно подготовили младшенькую к новому этапу жизни.
Рассказывать ей о садике начали задолго до получения путевки. Так как Дилара мечтала быстрее пойти в школу, приблизительно с двух лет объясняли: маленькие сначала посещают детский сад, а становясь старше, поступают в школу. Приблизительно с двух с половиной лет просьбу поиграть с ней Дилара сопровождала фразой: "Мне скучно..." Тогда папа живописал, как весело и занимательно в детском саду. Со старшими сестрами Дилара с интересом разглядывала их коллективные снимки. А одну из фотографий мы разместили на дверце шкафа. Дочь то и дело подходила к ней и говорила: "Когда я буду большая, тоже пойду в садик. Меня там ждет подружка Саша". Она постоянно сочиняла истории о некой Саше, которая круглосуточно живет в детском саду и ждет Дилару в гости. Дочь оставляла для нее конфеты, посвящала подружке рисунки, собирала для нее букеты. Откуда взялся этот персонаж ребячьих грез, для нас до сих пор загадка. Зато ясли стали не необходимостью, а розовой мечтой.
Поскольку Дилара родилась в феврале, а путевки распределяют в начале лета, хлопотать мы принялись заранее. Место в МДОУ № 75 (единственном поблизости от нашего дома, где есть группы для двух-трехлетних) получили, обратившись в социальную комиссию, созданную при Администрации Демского района Уфы. Сдали анализы, прошли медосмотр.
В феврале Дилара заболела, простуда растянулась на месяц, поэтому с детсадом она познакомилась только в середине марта. Несколько дней оставалась там на пару часов, но снова заболела и просидела дома три недели. Думаю, что иммунная адаптация еще продолжается.
Что касается психологической адаптации, то она прошла довольно гладко. По утрам Дилара оставалась в детском саду без слез, истерик. Через три дня двухчасовых пребываний она стала задерживаться до обеда, а через неделю уже сладко посапывала в тихий час.
Намного труднее оказалось менять сложившиеся привычки. Лишь на третьи сутки мне, объединив усилия с воспитателями, удалось завести Дилару в туалетную комнату группы. Первые два дня она упорно терпела и пулей мчалась домой. Лишь желание подольше оставаться в детском саду смогло ее переубедить.
Приблизительно за месяц до первого предполагаемого визита в детсад начали менять распорядок дня. И все же разбудить дочь раньше десяти-одиннадцати утра никак не удавалось. Сюрпризом стало то, что в первые две недели с побудкой проблем не было. Стоило произнести: "Дилара, в садик пойдем?", она вскакивала с постели: "Ой, уже утро, солнышко встало", - и со всех ног мчалась чистить зубы и будить сестренок: "Дзинь-дзинь, пора вставать...". Ей интересно было самой с вечера складывать в рюкзачок запасные вещи и, подобно сестрам, наряжаться спозаранок, целенаправленно куда-то идти - занятой быть. Такой энтузиазм стал даже несколько настораживать. И недаром...
Скрытый стресс читался в поведении Дилары. Начнем с того, что она неожиданно стала просить грудь. Сделалась плаксивее, капризнее и требовательнее.
Дальнейшие сложности возникли во время дневного сна. В тихий час Дилара просыпалась с плачем, да таким громким, что будила остальных. Выяснилось, что проблема упирается в отправление естественных нужд. А иногда девочку нужно было просто обнять, приласкать. К счастью, молоденькие воспитательницы - Гульнара Фанизовна и Сария Наилевна - сумели это прочувствовать.
А потом и по утрам просыпаться стало гораздо труднее. Вместо оптимистичных фраз мы все чаще в последнее время слышим: "Я не выспалась, никуда не пойду...". А однажды она наотрез отказалась отправляться в садик. Мы позволили ей три дня провести дома, благо была такая возможность. Потом объяснили, что ребятишки в группе скучают и ждут, а воспитатели приберегли для нее подарок. Дилара тут же собралась к своим новым друзьям и приготовила им кучу сюрпризов. Мы же, в свою очередь, незаметно положили к ней в шкафчик цветную картонную бабочку.
Так как наш детский сад ориентирован на изучение башкирского языка, Дилара зачастую пытается доказать нам, что то или иное слово звучит иначе. Например, "Не спасибо, а рахмат...". Меня просит рассказать ту или иную сказку на башкирском языке.
В последнее время она стала говорить громче, в голосе явственно чувствуются командирские нотки, в речи появились новые словосочетания. Все чаще бравирует крылатыми фразами и идиомами, их она впитывает как губка. Посещая детский сад, Дилара учится не только общению со сверстниками, но и со взрослыми, выстраивает модель поведения в разных ситуациях. Может быть, поэтому она упорно называет воспитателей "мои учительницы".
Эльвира ГАЙНЕТДИНОВА.
Фото из семейного альбома.
Фото из семейного альбома.
13-06-2014 (0) Просмотров: 1 826 Номер: 114(12512) Версия для печати