Профессиональный подход
У "Почты России" неплохие перспективы
В воскресенье, 12 июля, работники почтовой связи отмечают свой профессиональный праздник - День российской почты. О том, как развивается отрасль, рассказывает директор Управления федеральной почтовой связи нашей республики - филиала ФГУП "Почта России" Ирек ГАЛИМОВ.
- Ирек Минивалеевич, в последнее время тема федерального почтового оператора все больше упоминается в СМИ вместе с такими понятиями, как акционирование, стратегия, закон. Почту всё-таки приватизируют? Внесите ясность, пожалуйста...
- Акционирование не обязательно предусматривает приватизацию. Сегодня почтовая сеть республики насчитывает 1 277 отделений, и все они остаются в государственной собственности. Только федеральная почта может полностью обеспечить главные социальные функции государства с такой огромной территорией, как у России. В нашем регионе более половины представителей старшего поколения получают пенсии через почтальонов, которые доставляют их в самые отдаленные уголки Башкирии точно по графику.
- Тогда для чего акционирование?
- Акционирование нужно рассматривать как часть структурных изменений в "Почте России". Программный документ - упомянутая стратегия развития - одобрен российским Правительством в феврале нынешнего года. Основных направлений развития три - письменная корреспонденция, посылки и финансовые услуги. По данным позициям к 2018 году мы должны стать конкурентоспособным предприятием с востребованными услугами, для чего нужны новые технологии, современная логистика и обученный персонал. Это требует инвестиций.
Важный момент стратегии заключается в том, что государственные средства не будут задействованы. Часть затрат покроют собственные ресурсы, остальное будет привлечено из внешних источников. Правовая форма ФГУПа ограничивает такие возможности. Поэтому ФГУП будет преобразован в акционерное общество со стопроцентной долей государства. Проект закона об акционировании "Почты России" находится на рассмотрении в Государственной Думе.
- Что получат от этого рядовые потребители?
- Дабы лучше понять это, нужно знать, кто является нашим потребителем и чем мы можем быть ему полезны. Речь, как правило, о человеке среднего возраста, работающем. Он имеет в собственности жилье, платит налоги и старается не просрочить коммунальные платежи. За последние три года на 11 процентов выросло число наших потребителей в возрасте до тридцати пяти лет; на 5 процентов увеличилось количество лиц с высоким доходом. Соответственно, прибавилось количество клиентов, активно пользующихся интернетом и совершающих там регулярные покупки...
Дальше все просто. Уведомления об уплате налогов и счета за коммунальные услуги почтальон приносит вам и оставляет в почтовом ящике. Получив уведомление, вы идете на почту, чтобы его оплатить. Там же вы вспоминаете, что помимо налогов и квартплаты вам нужно внести деньги за еще какую-то мелочевку, положить их на счет мобильного телефона. Нет проблем. Вы выписываете прессу? Вот подписные каталоги. По дороге домой вы обнаруживаете в своём почтовом ящике рекламный буклет. Эта вещь вам определённо нравится, и вы делаете заказ. Через некоторое время вы находите в том же ящике извещение, что заказ дожидается вас в почтовом отделении. Вы идете на почту...
- ...и сталкиваетесь там с очередью на оплату коммунальных услуг или на получение посылок...
- Как вариант - с девушкой, которой директор поручил отправить деловую корреспонденцию по 155 адресам, и она старательно оформляет заказные письма, стоя перед окном оператора. Это непорядок.
Чтобы объяснить, как идет работа над ошибками, вернемся к принятой стратегии развития "Почты России" и ее направлениям. Начнём с самого быстрорастущего - посылок. Основная часть данного сегмента - так называемые мелкие пакеты, вес которых не превышает 2 килограммов. Именно к этой категории относится основная часть пересылаемых почтой заказов из интернет-магазинов. В прошлом году количество поступивших в республику из-за рубежа мелких пакетов увеличилось почти в три раза, достигнув 1,3 миллиона штук. Количество отделений при этом не изменилось.
Чтобы повысить качество доставки таких отправлений, "Почта России" открывает в городах с населением свыше 250 тысяч человек 500 центров выдачи и приема посылок. Работники центра оказывают единственную услугу - выдают и принимают посылки и мелкие пакеты. Поэтому очередей не будет. График работы центра позволяет человеку заглянуть сюда и рано утром, и после работы...
- Есть ли такие центры в нашей республике?
- В течение последнего месяца мы открыли по 1 центру выдачи посылок в Уфе и Стерлитамаке. Первые отзывы клиентов весьма положительные. До конца года мы откроем в столице еще 4 центра, которые будут равномерно распределены по всему городу. Дополнительно в нынешнем году в 28 почтовых отделениях республики будут организованы выделенные окна только для обслуживания посылок и мелких пакетов. И 15 из них будут действовать в Уфе. Важно, чтобы клиент всегда имел выбор. Если вы захотите, посылку доставят вам прямо на дом.
- А как сократить промежуток между временем заказа в интернете и обнаружением заветного извещения в почтовом ящике?
- Благодаря изменениям в логистике нашей организации в последнее время удалось существенно сократить сроки доставки международных отправлений. Во многом этому помогло строительство крупного логистического центра в подмосковном Внуково. Сортировка здесь происходит одновременно с таможенной обработкой. Поток международных посылок, основная часть которых идет к нам из Китая, тоже диверсифицирован. Если раньше весь объем мы получали через Москву, то сегодня уже более трети отправлений доставляются жителям Башкортостана через Новосибирск и Екатеринбург, где организованы места почтового обмена. В результате срок ожидания посылок из-за границы в наш регион сократился и составляет в среднем 2 недели, а не 2 месяца, как раньше.
Строительство крупных логистических центров продолжается. Что касается ближайших соседей, то в следующем году будет запущена площадка в Казани, а еще через некоторое время - в Екатеринбурге.
Кстати, весь путь посылки, вплоть до поступления в ваше отделение связи, вы можете отследить на экране своего смартфона. Это очень удобно, нужно только скачать мобильное приложение "Почты России". Там же можно уточнить адреса и время работы ближайших к вам отделений.
- Хорошо, условную очередь за посылками убрали... Что будете делать с остальными клиентами?
- Добиться повышения качества обслуживания в отделении можно, сократив время общения клиента с оператором. Для этого часть услуг мы уже перевели в режим онлайн. Допустим, рассчитать срок доставки и стоимость почтового отправления клиент может сам на нашем сайте. Вскоре здесь же можно будет самостоятельно заполнить и распечатать бланк и прийти с ним на почту. Оператору останется только принять отправление и сделать отметку в бланке.
Другая задача - развести потоки клиентов в зависимости от услуги. По аналогии с посылками, отправить денежный перевод или оплатить счет можно будет в выделенном "финансовом" окне. Сейчас такие окна есть в 10 крупных городских отделениях республики. Если клиентов в отделении становится слишком много, оператор наравне с другими выдает посылки и работает с письменной корреспонденцией. Часть финансовых услуг мы перевели в безналичную форму. Не выходя из дома, вы можете через наш сайт отправить деньги с банковской карты для их получения в любом из 42 000 почтовых отделений России.
- Ирек Минивалеевич, все, о чем Вы рассказываете, больше востребовано в городе. В сельской местности по-прежнему на тушенке будете "выезжать"?
- Самая лучшая тушенка - в посылках. Если серьезно, то на селе почтово-финансовые услуги действительно востребованы меньше, чем в городе. Между тем сельских отделений в республике - 80 процентов. Учитывая, что многие из них планово-убыточные, это колоссальная нагрузка на сеть. Оставить село без почты мы тоже не можем. Идеальным будет вариант, если сельский предприниматель выделит нам в своем магазине небольшую зону, где под логотипом "Почты России" людям бы оказывали почтово-финансовые услуги, продавали им газеты. Все необходимое оборудование мы готовы предоставить.
В районных центрах ситуация другая. Здесь наши услуги более востребованы, но отделений не хватает. Поэтому, когда я бываю в районах, всегда предлагаю главам администраций такую схему: дайте предпринимателю участок под строительство коммерческого объекта, в котором бы было предусмотрено помещение под отделение почты, а мы его арендуем. Такое выгодно всем. Инфраструктура района получит инвестиции, малый бизнес - развитие, а население - востребованные услуги в шаговой доступности. Здесь нет ничего нового - это классическая форма государственно-частного партнерства.
- Почта откажется от торговли в отделениях связи?
- В маленьких населенных пунктах, где торговля представлена слабо, на почте она сохранится в минимально необходимом объеме. Во всех остальных случаях конкурировать с профессиональными сетями не имеет смысла. Наш товарный сегмент - это почтовая продукция, пресса, филателия и канцтовары. В остальной торговле почта может быть только посредником. Для того у нас есть логистика и сеть. Сейчас во всём мире наблюдается колоссальное развитие интернет-торговли. В России, и наша республика здесь не исключение, у всех на слуху такие известные мировые бренды, как eBay или Alibaba, например. Но у них нет собственной логистики, они просто собирают на своих сайтах предложения от разных компаний и частных лиц.
"Почта России" может предоставлять полноценный сервис онлайн-покупок уже сегодня, сопровождая клиента от момента оформления заказа до его получения. В любом отделении связи вы найдёте каталог, и после выбора понравившегося товара он гарантированно будет доставлен вам в оговоренные сроки.
Я уже упоминал о том, что в прошлом году почти в три раза увеличился поток в Башкирию международной почты с товарными вложениями. Но нужно сказать и о том, что благодаря нашей работе с местными производителями объем оправляемых за пределы республики посылок увеличился более чем на 30 процентов. Данная цифра также показывает, что товары, произведенные в Башкортостане, могут успешно конкурировать и на других рынках. Пусть речь пока идет в основном о внутрироссийском пространстве, но интернет и почта существуют везде. Работая с местными поставщиками, мы помогаем им развивать бизнес и одновременно формируем рынок посылочной торговли в нашей республике.
- По традиции, что бы Вы хотели пожелать своим коллегам в канун профессионального праздника?
- Чтобы все задуманное обязательно исполнялось; в семьях царили мир и спокойствие, а дети росли здоровыми и счастливыми. И пусть новый день приносит только радость, а все тревоги и сомнения останутся в прошлом.
Беседовал Борис СЛУЦКИЙ.
10-07-2015 (0) Просмотров: 1 513 Номер: 133(12781) Версия для печати