$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Права людей отстаиваем в судах


Права людей отстаиваем в судах

Всемирный день защиты прав потребителей в России впервые отмечался в 1994 году, и с тех пор он празднуется в нашей стране ежегодно. В 2013-м Международной Федерацией потребительских организаций определен девиз этого дня: “Потребительское правосудие сегодня”.

Особая актуальность совершенствования правовых и организационных механизмов для более действенной и эффективной защиты интересов потребителей связана с процессами стремительного глобального развития всесторонних связей между странами. В республике, в том числе в Уфе, полномочия по надзору и контролю исполнения обязательных требований законодательства России в области защиты прав потребителей и потребительского рынка осуществляет Управление Роспотребнадзора по РБ. Ежегодно в рамках подготовки к проведению Всемирного дня защиты прав потребителей с учетом его тематики Управление проводит масштабную информационно-просветительскую работу, направленную в первую очередь на повышение правовой грамотности и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав.
Одна из самых показательных тенденций последних лет - продолжающийся рост числа обращений граждан с жалобами на неправомерные действия организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги. Только в 2012 году в управление поступило более 5 тысяч обращений, что в 1,2 раза больше, чем в 2011-м. В основном они касаются сферы торговли (64,2 процента), оказания услуг (29,5 процента) и прочих видов деятельности (6,3 процента). По всем обращениям проведены соответствующие мероприятия.
Вместе с тем, следует отметить, что приоритетной в надзорной деятельности Роспотребнадзора является сфера по предоставлению финансовых услуг. Недостаток финансовой грамотности значительной части населения ограничивает способность людей принимать правильные решения относительно управления своими денежными средствами и вынуждает их идти на неосознанные риски. Отсюда и увеличивающееся число обращений граждан на действия организаций, оказывающих такие услуги. Так, в 2012 году в Управление поступило 209 обращений жителей Уфы (всего по республике 273), большая часть которых касается образовавшейся задолженности в связи с просрочкой очередных платежей самими заемщиками, а также неснижающейся суммы долга при оплате кредита по карте. Но и со стороны кредитных организаций имеются нарушения норм действующего законодательства, такие как включение в договоры условий, ущемляющих права потребителей, и привлечение “коллекторов” для взыскания образовавшейся задолженности. Роспотребнадзор по-прежнему считает неправомерным включение в кредитный договор с заемщиком условий, позволяющих кредитной организации передавать право требования по договору лицам, не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности. В связи с этим Управление Роспотребнадзора будет продолжать в рамках своей компетенции оказывать потребителям необходимую помощь по защите их прав, в том числе в судебном порядке.
По обращениям жителей Уфы с претензиями к ЗАО “Банк ВТБ 24”, ОАО “Мой банк. Ипотека”, ООО КБ “Ренессанс Капитал” о включении в кредитный договор условий, ущемляющих права потребителей, проведены административные расследования, по результатам которых факты, изложенные в обращении, подтвердились. На перечисленные кредитные организации наложены административные штрафы от 15 до 20 тысяч рублей.
Немаловажное значение в обеспечении защиты прав потребителей приобретает деятельность по содействию гражданам в реализации их права на судебную защиту. В суды подано 49 заключений по делам в целях защиты прав потребителей, а 38 исков направлено в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.
Так, Управление Роспотребнадзора было привлечено судом для дачи заключения по иску гражданина Ш. к открытому акционерному обществу Национальный банк “ТРАСТ” о защите прав потребителей, признании недействительности условий кредитного договора и возврате денег, уплаченных в виде комиссий за зачисление кредитных средств на счет клиента, за расчетное обслуживание кредита. В ходе судебного разбирательства суд признал условия кредитного договора в части обязательного взимания комиссий недействительными. Потребителю были возвращены незаконно выплаченные комиссии в размере 91,6 тысячи рублей, а также 6 тысяч рублей в счет компенсации морального вреда. Кроме того, банк был оштрафован судом за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. Всего с кредитной организации взыскано в пользу потребителя и государства 146,7 тысячи рублей.
В связи с повышением туристической активности граждан продолжают выявляться и нарушения в сфере предоставления туруслуг. Так, по материалам, полученным из Федерального агентства по туризму, сотрудники Роспотребнадзора провели административное расследование в отношении ООО “Спутник-Юлдаш”. Это туристическое агентство при заключении договора предоставило гражданину недостоверную информацию, рекламируя каталог отеля с фотографиями подогреваемого крытого бассейна с морской водой. Приехав в Сан-Ремо, потребитель узнал о том, что бассейн отеля закрыт на весь летний сезон. Поскольку отдых планировался для всей семьи, где двое детей, наличие бассейна в отеле было для потребителя существенным условием. По результатам проверки турагентство добровольно возвратило потребителю свое вознаграждение за оказанную ненадлежащим образом услугу. И московский туроператор ООО “Натали Турс” обязался возвратить часть стоимости за услугу, которая, по сути, оказана не была. По выявленным нарушениям на ООО “Спутник-Юлдаш” был наложен штраф в размере 5 тысяч рублей, однако туристическое агентство не согласилось с этим решением и обратилось в Арбитражный суд РБ с заявлением об отмене постановления Управления Роспотребнадзора. Судебным органом постановление было признано законным, и в заявленных требованиях истцу отказано.
Туристическое агентство обжаловало решение Арбитражного суда в порядке апелляционного производства, но Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда РБ оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ООО “Спутник-Юлдаш” - без удовлетворения. С участием Управления также был рассмотрен гражданский иск потребителя к турагентству, и в результате суд удовлетворил исковые требования и постановил взыскать с ООО “Спутник-Юлдаш” и туроператора ООО “Натали Турс” в пользу истца 10 тысяч рублей. А за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения законных требований потребителя на турфирму наложен штраф в размере 5 тысяч рублей.
По обращениям граждан была проведена проверка в отношении казанского туроператора ООО “Межрегиональный паломнический центр “Идель Хадж”, в ходе которой установлено, что при заключении договоров допускались нарушения. Так, не указывались реестровый номер и дата договора страхования ответственности туроператора, наименование, почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение. Кроме того, в договор были включены условия, ущемляющие права потребителя. Так, например, с паломников, отказавшихся от поездки, должны были взыскать расходы в процентном соотношении от стоимости оказываемых услуг, а это неправомерно. За выявленные нарушения туроператор привлечен к административной ответственности: это предупреждение и штраф в размере 10 тысяч рублей.
Кроме того, специалисты Управления приняли участие в судебном процессе и дали заключение по делу, защищая права туриста. Суд удовлетворил исковые требования потребителя, постановил расторгнуть заключенный договор и взыскать с туроператора в пользу истца 104 тысячи рублей, а также компенсацию морального вреда в пользу потребителя в сумме одной тысячи рублей. За несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения законных требований гражданина на туроператора судом наложен штраф в размере 52 тысяч рублей.
Немало нарушений и в сфере торговли. Приведу лишь один пример. При проверке индивидуального предпринимателя В.В.Дьячковой (павильон № 5 Потребительского общества “Демская торговая база”) установлено, что на продажу были выставлены 10 пачек табака для кальяна с истекшим на 2 года сроком годности. Кроме того, более чем на 100 пачках не были указаны даты выработки и конечного срока годности. А еще были обнаружены 180 пачек без маркировки акцизными марками и без другой необходимой информации. На них, в том числе, отсутствовали предупредительные надписи о вреде потребления табачных изделий. Стоимость всего этого товара - более 11 тысяч рублей. Здесь же продавались 20 флаконов туалетной воды и электронные сигареты без указания необходимой информации о товаре и его изготовителе на русском языке. За выявленные нарушения на индивидуального предпринимателя наложен штраф на сумму 10 тысяч рублей, а постановлением суда Октябрьского района Уфы - на сумму 20 тысяч рублей.
Сотрудники Управления Роспотребнадзора совместно со специалистами Администрации Уфы и представителями других заинтересованных организаций в течение года проводили выездные консультации для потребителей в крупных торговых центрах столицы республики. В том числе, участвовали в работе выездной бригады быстрого реагирования отдела по защите прав потребителей Администрации городского округа в ТРК “Семья”, ТД “Тополя”, в ЦТиР “Мир”, ТСК “Свердловский”, ТК “Кувыкинский”, ТЦ “Меркурий”, ТК “Универмаг Уфа”, в работе правового троллейбуса “Потребительский экспресс”.
Для того чтобы обеспечить реальную защиту прав наших граждан, по инициативе управления была разработана и действовала Республиканская программа по защите прав потребителей на 2008-2012 годы. На сегодняшний день Госкомитетом РБ по торговле и защите прав потребителей разработана новая долгосрочная целевая программа “Развитие торговли в Республике Башкортостан” на 2013-2018 годы, включающая в себя подпрограмму. В числе исполнителей мероприятий этой подпрограммы - Роспотребнадзор.
Управление принимает участие в работе Республиканской Межведомственной комиссии по защите прав потребителей. На заседании МВК обсуждены вопросы исполнения решения комиссии от 1 ноября 2011 года, реализации Республиканской программы защиты прав потребителей в республике в 2012-м и вопросы защиты прав потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех жителей Уфы с сегодняшним праздником - Всемирным днем защиты прав потребителей. Успехов вам во всех начинаниях!

Евгений СТЕПАНОВ,
руководитель Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, главный государственный санитарный врач по РБ.
НА СНИМКЕ: Евгений Степанов.

Дата создание новости 15-03-2013   Комментарии (0)   Просмотров: 2 284     Номер: 50(12198)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.