Личность в обществе
Философия важнее дыхания
Как это ни странно, но легко пишется о тех, кого знаешь плохо или не знаешь вовсе. Дело, по-моему, тут не в умении вывести образ, в наличии или отсутствии фактического материала. Кстати, с фактурой в данном случае у меня как раз все благополучно. Только ведь ты не можешь о человеке, который тебе близок по духу и по жизни, рассыпаться по бумаге набором равнодушных слов и затертых сравнений. Мы сейчас и так слишком размашисто пишем даже тогда, когда нужно бы помолчать, чтобы говорило сердце и только его импульсы шли к тому, к кому обращены наши чувства.
Собравшись сказать что-либо о человеке, близком тебе по самоощущению, если будет уместно такое сравнение, ты вступаешь на минное поле, где нужны опыт и интуиция сапера, целительная точность хирурга, чтобы ненароком не задеть, не повредить. Человеческая жизнь – слишком тонкая и ранимая сфера, чтобы относиться к ней несерьезно.
Эти соображения долго не позволяли мне приступить к данным заметкам о докторе философских наук, профессоре Октябре Калиевиче Валитове, моем современнике, собрате по перу в жанре аналитической публицистики.
Знаю ли я этого человека? Возможно ли ответить на жестко поставленный вопрос с такой же твердостью? «Судьба превращает все радости в горе и скорбь нам дарит, что в исходе счастлива». Если вдуматься, ведь прав был Мухаммед Ас-Самарканди, персидский поэт древности. Всегда ли нужно перебирать четки жизни человека, чтобы представить себе во всей полноте его радости и горести, успехи и отступления? Каждый из нас сам по себе представляет целый мир, и познать его до конца никому не дано. Отрывок, который я рискну привести из заметок о себе Октября Валитова, отвечает на многие вопросы о нем как личности, ученом, главе большого семейства. «Многим кажется, что моя жизнь состояла только из одних удачных моментов и случаев. Безусловно, было много замечательного, светлого, необычного, но и достаточно сложных, тяжелых и проблемных ситуаций. Только вспомнить, – пишет он. – Могу сказать: было много преград. Кто-то меня предал, и кто-то препятствовал моему творческому росту.
Никому я никогда по-рабски не подчинялся, ни за кем не следовал. Во многом я верил и верю суждениям родителей, кое в чем я полагаюсь на свое миропонимание. А ведь нет рабства более позорного, чем рабство духа. Память об отце и матери для меня имеет не меньшее значение, чем их присутствие при жизни».
Приведенный фрагмент заметок ученого, который в эти октябрьские дни, когда лес еще одет в зеленую парчу и багрянец, а родники – живое воплощение вечности жизни – отдают последнее дыхание летнего тепла остывающему перед грядущей зимой воздуху, отмечает одну из вех своей не короткой жизни, избавляет меня от необходимости излагать его взгляды и принципы.
Надеюсь, что читатель извинит автора, который решил не перегружать его память перечислением научных работ, ученых званий и почетных имен, как это обычно принято в подробных публикациях. Гораздо интереснее поразмышлять вместе с героем этих заметок об обществе, где нам доводится жить, о ценностях, которыми мы когда-то располагали, и о том мире, к которому человечество неминуемо придет.
Мой старший товарищ, Октябрь Калиевич Валитов, как крупный ученый, без сомнения, относится к элите общества, и он, я убежден в этом, является одним из его лучших представителей. К сожалению, в последнее время деформировалось само понятие элиты, в силу меняющихся социально-экономических условий приобретая негативный оттенок: зачастую элита, оставаясь на виду у людей, оказывается спиной к народу, все больше и больше отрываясь от среды, породившей ее и подпитывающей постоянно. Это – философия наших будней, но вызывающая ожесточенные споры. Ознакомьтесь с монографиями профессора Валитова, с обширной литературой, которая увидела свет благодаря его заботам, и вы убедитесь в правдивости упомянутого выше тезиса. Кстати, Октябрь Калиевич - автор 16 монографий, учебных пособий, книг различной тематики и более шести сотен научных, публицистических статей по проблемам морали и нравственности, ответственности каждого в современных условиях.
Поскольку наш герой – философ, позволю себе несколько развить мысль в этом направлении и поразмышлять более углубленно.
В чем, собственно, особенности современной российской элиты?
История человечества полна примеров того, как с трудом формируются и с легкостью разрушаются сообщества, объединения, блоки. В стремлении политиков и народов к образованию сообществ и союзов с целью решения каких-либо вопросов общечеловеческого значения, явно проявляющиеся тенденции обособления и даже сепаратизма отражают противоречивость происходящих в мире процессов. В статье «Мустай Карим: уроки истории» Октябрь Валитов отмечает, что «портрет его обобщенно и цельно дорисует будущее. Да и можно ли до конца осознать и разгадать всю философскую глубину одного из авторитетных мыслителей России, к голосу которого прислушивались и до сей поры прислушиваются люди всех поколений – от мала до велика?!»
Невозможно не согласиться с утверждением ученого, что народный поэт много думал и писал о судьбе, об ответственности творца перед человечеством.
Признаемся себе, что утверждения о народоправлении государством и в сплоченном сообществе людей даже в ограниченном пространстве во многом от лукавого. Поскольку в любом обществе, с демократической или тиранической властью, не бывает имущественного равенства, невозможно представить себе абсолютное единомыслие всех, без малейшего намека на плюрализм.
Но, чувствую, пора закругляться, хотя сегодняшние заметки получились вовсе не юбилейными. Я не оправдал ожиданий читателей, не перечислив количества подготовленных профессором Валитовым кандидатов наук, его достижений не только в науке и в учебно-педагогической, хозяйственно-административной, общественной деятельности. Зато я вполне знаком с морально-этическими, нравственными принципами своего старшего товарища, с которым меня связывают десятилетия взаимной симпатии.
В ходе этих записей я пробежал по строкам интервью, в котором Октябрь Калиевич выразил отношение к разным обстоятельствам жизни. Со времени разговора профессора с журналистами прошел десяток лет, но к истине, как и к золоту, ржавчина времени не липнет. Поэтому позволю себе привести фрагменты из того интервью.
– Скажите, что Вас ведет по жизни, что вдохновляет?
– В первую очередь, это пример моих родителей и близких мне людей. В нашем роду все были очень трудолюбивыми и старательными людьми, стремившимися к знаниям. Отец всегда говорил: чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Спешите делать добро! Мама тоже учила нас быть добрыми и отзывчивыми людьми.
– Если бы снова вернуться в юность?..
– Как говорится, дважды в одну и ту же реку не войдешь. Но я, несмотря на все трудности, которые суждено было пережить, готов повторить свой жизненный путь. А жизнь мою сладкой никак не назовешь. Чтобы прокормить себя и восемь младших братьев и сестер (я был старшим, отец на фронте, мать с утра до глубокой ночи в колхозе), мы с группой таких же мальчишек ходили за 25 километров в Оренбургскую область продавать солому. А сколько леса было нарублено и перетаскано на маленьких деревянных санках, чтобы заработать на гнилую картошку!
– Каковы ваши музыкальные предпочтения?
– Люблю классическую музыку и свою, национальную – Загира Исмагилова, Салиха Сайдашева, Хусаина Ахметова, Рустема Яхина… И конечно же народные песни.
– А в литературе?
– Читаю я много. Мне нравится творчество писателей Востока. Кроме древневосточной литературы, это произведения Чингиза Айтматова, Кайсына Кулиева, Давида Кугультинова, Расула Гамзатова. Люблю русскую и зарубежную литературу ХIХ и ХХ веков.
– Правило, которому Вы следуете в жизни?
– Не делай другому того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет недоброжелательность и в семье, и в трудовом коллективе. И в конце концов, в государстве. Для людей человеколюбие важнее, чем даже вода и огонь.
В начале этих заметок упоминалось о наличии в нашей стране нескольких групп элит. Сообщество ученых, к которому, безусловно, относится и наш герой, уже само по себе элита. По моему разумению, элита в науке – это узкий контингент выдающихся исследователей, в рядах которых я вижу своего друга, доктора философских наук, заслуженного деятеля науки Республики Башкортостан, почетного профессора Венского университета, удостоенного многих престижных званий и наград Октября Калиевича Валитова. Он еще бодр и полон творческих идей. Хотя… Восемьдесят пять лет для мужчины - разве возраст?!
Марсель КУТЛУГАЛЛЯМОВ.
НА СНИМКЕ: Октябрь Валитов.
НА СНИМКЕ: Октябрь Валитов.
25-10-2019 (0) Просмотров: 757 Номер: 77(13361) Версия для печати