От Порт-Артура до Совмина
В канун святого праздника Великой Победы нашим собеседником стал Иван Кондратьевич Мироненко. Заместитель председателя Совета Министров БАССР, председатель Госплана БАССР, Отличник энергетики СССР, Почетный гражданин Орджоникидзевского района, участник Великой Отечественной войны, капитан I ранга в отставке, автор более 100 публикаций и 5 монографий, обладатель 24 правительственных наград - и это далеко не полный перечень достижений нашего героя. Но предоставим слово ему самому.
Поколение Ивана Кондратьевича Мироненко (а родился он в 1927 году на хуторе Бухуны, что на Полтавщине) с первых шагов сознательной жизни приобщалось к деятельности общественной, на благо всех людей и своего Отечества.
«Мне еще и шести лет не было, когда все друзья пошли в школу, - вспоминает Иван Кондратьевич. – Ну и я, конечно, с ними! До школы примерно полтора километра, пока стояла хорошая погода, добегал бойко, а как пошли дожди – забуксовал. Тогда наша учительница, Ефросинья Петровна Булгакова (к слову, двоюродная сестра знаменитого писателя, окончившая в Киеве институт благородных девиц), пришла к нам домой. «Вы, Кондрат Дмитриевич, - обратилась к отцу, - Ваню в школу не пускайте, далеко ходить ему пока не по силам. Я вам принесу программу, пусть дома занимается, а весной посмотрим». Она же, первая учительница, научила меня читать, на всю жизнь привила любовь к книге, к печатному слову».
Так что чтением Иван занимался с большим удовольствием, с письмом и счетом тоже справился. Когда весной отец привел сына на первый в его жизни экзамен, оказалось, в первом классе Ивану уже просто нечего делать. И мальчик пошел сразу во второй. Вскоре парнишку приняли в октябрята, а через полгода он уже выступал на колхозном собрании со стихотворением.
«В организации октябрят был устав, ясный, понятный: учись, знания и труд – ключ ко всему, сейчас твой труд – в знаниях, - рассказывает ветеран. – У нас и присказка своя была, звучала примерно так: «Мы – ребята-октябрята, у нас мысль только одна – надо учиться и работать, вот наша мечта». Через учебу приобщали нас, детей, к общественной жизни – в классе, в колхозе, взращивали в юном поколении любовь к Отечеству, закладывали главное – стержень, самую суть наших характеров, ставшую основой. Мы взрослели, нас приняли в пионеры, потом – в комсомол».
Выбор досуга у сельской молодежи был небогат, юноши и девушки посвящали его общественной жизни, была искренняя вера в лучшее будущее, в то, что они внесут свой вклад в развитие любимой Родины, сделают ее еще прекрасней, еще сильней…
«Рядом, в 8 километрах от хутора, в сосновом бору каждое лето квартировала 25-я чапаевская дивизия (она относилась к Киевскому военному округу). У них был свой лагерь, помещения, штаб, три полка. Эта дивизия, и особенно замполит, оказывали шефскую помощь окружающим колхозам, в том числе и нашему – устроили спортивную площадку, открыли библиотеку. Также были организованы волейбольная команда и кружок «Ворошиловский стрелок». По выходным дням мы устраивали соревнования. Они много сделали для становления нас, молодежи», - делится Иван Мироненко.
…В 1941 году Ваня с похвальной грамотой окончил восемь классов. Школа находилась в соседнем селе, они, пятеро ребятишек, ходили туда за восемь с половиной километров.
А потом началась война… Семья партработника Мироненко не успела эвакуироваться, немцы захватили хутор быстро, но не остались, прошли дальше. Поэтому части Красной армии – потрепанные, уставшие, обессиленные – защищали путь на Харьков, по которому отступали наши солдаты.
«Две недели мы жили в режиме фронтовой полосы, вот тогда, в неполные 16 лет, я познал, что такое атака, минометная и артиллерийская перестрелка, ночные нападения… Каким образом мы тогда остались живы, одному Богу известно», - говорит Иван Кондратьевич.
Потом части Красной армии отступили, началось тяжелейшее время оккупации. Родной хутор был освобожден только осенью 1943 года.
И почти сразу 16-летних ребят, в числе которых был Иван, военный комиссариат включил в истребительный батальон. Наш герой стал командиром отделения.
В 1944 году весь состав истребительного батальона был призван в действующую армию. В октябре новобранцев привезли в Чебаркуль, где находился 24-й запасной стрелковый полк. Иван Мироненко окончил здесь школу младших командиров. В апреле 1945 года полк перевели в Камышлов в Свердловскую область.
«Отсюда нас собирались отправить на фронт на берлинское направление. Туда уже ушли два эшелона. Но после взятия Берлина нас вернули в казармы, - продолжает рассказ Иван Кондратьевич. – Началась подготовка к войне с Японией, нас отправили во Владивосток. Так и получилось, что за неделю до начала войны, в начале августа, я оказался в войсковой части 24020, на американском фрегате №10, полученном нашей страной по ленд-лизу.
В начале августа 1945 года мы вышли в первый боевой рейд, успешно взяли корейский порт Расин. А через день десантная группа овладела портом Сейсин. Затем с десантом морской пехоты наш дивизион был направлен на взятие крупного порта Гензан (сейчас Вонсан). Здесь японцы оказали отчаянное сопротивление, и к нам на подмогу пришли бригада торпедных катеров и воздушный десант.
Гензан пал. Во время взятия города я в числе других проявил сноровку: быстро ликвидировал аварию во время спуска десантной шлюпки».
За участие в боевых операциях во время войны с Японией Иван Мироненко получил именную Благодарность Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами СССР – Иосифа Виссарионовича Сталина.
Потом фрегат отправился в легендарный Порт-Артур, который к этому времени уже был взят сухопутными войсками.
Ивана Кондратьевича откомандировали на учебную базу, располагавшуюся на острове Русский. В «Школе оружия» готовили связистов, артиллеристов, радистов. Иван обучился на артиллерийского электрика, окончил школу с отличием. Был назначен старшиной группы артэлектриков по управлению огнем орудий главного калибра.
…Корабли американцам передали в конце 1949 года на военно-морской базе недалеко от Йокогамы. Демобилизовался Иван Мироненко в 1951 году. Командование не хотело отпускать отличного специалиста, прочило достойную карьеру на военно-морской службе. Но у Ивана Кондратьевича были совсем другие планы – он задумал поступать на электрофакультет Саратовского института механизации.
И своего добился! Началась мирная жизнь, учеба по выбранной специальности. Здесь встретил свою судьбу – с будущей супругой Ольгой Медведевой учились вместе. Поженились на четвертом курсе, родились дети – двойняшки Лида и Алеша.
Институт Иван Мироненко окончил с красным дипломом, место работы выбрал сам – Уфу.
«Работу на заводе начинал в аварийной группе, затем был назначен дежурным инженером, - объясняет Иван Кондратьевич. - Через год занимал должность начальника электроцеха Ново-Уфимского НПЗ. А вскоре мне предложили должность начальника электроцеха недавно введенного в строй Черниковского нефтезавода. Я согласился. Уже через год меня назначили заместителем главного энергетика по электрической части».
И тут жизнь нашего героя круто изменилась: по настоянию Первого секретаря Башкирского обкома КПСС Зии Нуриева его избрали секретарем парткома завода с правами райкома КПСС. Через некоторое время назначили вторым секретарем райкома крупнейшего промышленного района - Орджоникидзевского.
«В то время район выдавал треть промышленной продукции всей республики. Там были расположены три крупных нефтяных завода, химический, завод синтезспирта, ламповый завод и другие. Предприятия быстро развивались. И я, работая в райкоме, ежедневно сталкивался с проблемами производства, в решении которых принимал активное участие, - вспоминает Иван Мироненко. – Население района ежегодно увеличивалось на 9-10 тысяч человек. Много усилий требовало строительство жилья, школ, детсадов, больниц и поликлиник, домов культуры. Работать было трудно, но результаты нашей деятельности были видны.
Через четыре года меня избрали вторым секретарем Уфимского горкома по промышленности и строительству. После объединения Черниковска и Уфы пристального внимания требовали все отрасли городского хозяйства. Это был самый напряженный период моей партработы».
...Почти 20 лет Иван Кондратьевич Мироненко был заместителем Председателя Совета Министров БАССР и Председателем Госплана БАССР.
«Руководство республики пришло к выводу, что я «потяну» этот участок работы. И мне нужно было оправдать оказанное доверие. Это достигалось, во-первых, своевременной разработкой планов и жестким контролем их выполнения. Первостепенное значение придавал организации учебы персонала, проверял их знания. К тому же я курировал развитие нефтепереработки, энергетики, всю дорожную систему, в том числе и воздушную, и железнодорожную. Под моим «крылом» находилось две трети всей промышленности республики, а также торговля, ЖКХ, благоустройство населенных пунктов, общественное питание, ликвидация барачного жилья, ГАИ и прочее, - объясняет Иван Кондратьевич. - В то время необходимой особенностью стиля руководства было требование оперативно владеть полной и достоверной информацией о реальном положении дел на местах. Поэтому мы не были кабинетными работниками, а регулярно выезжали на важные объекты в районы и города республики.
СССР был огромной сильной державой. Без нашего участия не принималось ни одно важное решение международных проблем. За 1970-1990 годы в Башкирии было введено в действие порядка 70 предприятий. В этот период активно внедрялись современные технологии и техника, осваивалась новая продукция, быстро создавались предприятия и производства».
Святой праздник 9 Мая Иван Мироненко встретит в кругу семьи – со своими детьми. К сожалению, супруга 6 лет назад ушла из жизни…
О выходе из кризиса, в который поверг весь мир и нашу страну коронавирус, Иван Кондратьевич размышляет много.
«С внутренними ресурсами нашей страны, а на территории Российской Федерации находятся 30 процентов запасов угля и цветных металлов, около 40 процентов газа, из кризиса мы, безусловно, выйдем. Это будет непросто и не сразу, но непременно будет», - считает Иван Мироненко.
Ирина ШЕМАТОНОВА.
Фото из семейного архива героя публикации и из открытых источников.
Фото из семейного архива героя публикации и из открытых источников.
8-05-2020 (0) Просмотров: 1 210 Номер: 31(13410) Версия для печати