«Будете по мне скучать…»
К 100-летию со дня рождения Фариды Кудашевой и к 90-летию со дня рождения Бахти Гайсина
6 октября 2010 года.
Вечером после работы зашла к Фариде-апе. Она была в теплом платье бирюзового оттенка. Бирюзовый – ее любимый цвет. В нем я ее вижу впервые. Похоже, соскучившись по любимому платью, отыскала его.
Белую ажурную шаль перевязала через левое плечо: защитив грудь и спину, обогревая… сердце!
Принесла ей букет цветов, она с улыбкой приняла и пригласила меня на кухню.
- Ополосну руки, - сказала я, шагнув в ванную комнату.
- С мылом мой! - живо распорядилась Фарида-апа.
На кухне я ей передала чак-чак от Альфии и Рима Ханнановых, присланный ими в честь Дня пожилых людей. С умилением приняла она гостинец.
У Фариды Ягудовны было хорошее настроение.
- Ты, видимо, собираешься стать министром, в последнее время совсем редко приходишь, - выдала она с легкой прямотой.
- Эх, Фарида-апа, и время, и годы, и силы у меня уже не те, - пыталась я отшутиться, еле скрывая чувство неловкости.
- Да ладно, ладно, мы с тобой - люди, друг друга понимающие, - улыбнулась хозяйка, закрыв тему и потянувшись к емкости с «Кристальной водой»:
- Это Зухра Габдулловна и Миннираис Марванович (Усмановы, ее близкие друзья – авт.) балуют меня кристально чистой водой, даже помпу приложили, это очень удобно.
Я помогла ей набрать воды, она поставила чай.
За кухонным столом сидим друг против друга. Несмотря на то что уже вечер, на лице ее ни тени усталости. Глаза сияют. Черты лица четкие. Она в прекрасном расположении духа. Волосы аккуратно прибраны. В последнее время Фарида-апа их гладко зачесывает и собирает на затылке в пучок. Дома иногда надевает платок. Выходя в свет, волосы прячет под элегантной шляпой или береткой. Вот уж настоящая княгиня!
- Фарида-апа, Вы сегодня так хорошо выглядите!
Она утвердительно кивнула:
- И сплю я в последнее время больше обычного.
Вдруг неожиданно она заговорила об очень личном, волновавшем ее:
- А знает ли Президент о моем юбилее?
- Непременно!
- А знает ли он дату проведения торжества?
- Думаю, да, Фарида-апа, потому что юбилеи таких людей, как Вы, проводятся по специальному постановлению Правительства…
- Из филармонии приходила Файруза (Файруза Шайдуллина - художественный руководитель БГФ – авт.). С ней мы говорили об организации торжества. Я сказала, что мой юбилейный вечер прошу провести в театре оперы и балета, иначе вечер может пройти без моего участия.
Фарида-апа замолчала.
А стол у нее сегодня, как скатерть-самобранка, ломится: сухофрукты, овощи, отварное мясо, творог, мед, выпечка, французская ватрушка с клюквой.
- Вак-беляши привезли из Чишмов, Флюр Зинурович (Флюр Уразметов – глава администрации Чишминского района – авт.) всегда говорит: «Фарида-апа, какой еды тебе хочется, всегда заказывай, приготовим, привезем». Так и есть, не забывают меня земляки.
Затем хозяйка нарезала свой фирменный пирог со смородиной и уже в который раз вспомнила слова правнука Миши: «Бабушка, за такой вкусный пирог ты в рай попадешь».
Я знаю, как печет она сладкий пирог. Это целое искусство. Сковороду слегка смазывает пропитанной маслом связкой гусиных перьев (традиционный способ от бабушек). С любовью, нежно, не спеша разделывает мягкое тесто. На края сковороды кругом выкладывает полотенце, на него - раскатанное тесто. Полотенце не дает тесту обрезаться по краям сковороды. Начинка у нее из своего сада. Если – смородина, то равномерно распределяет ее по тесту. Если пирог с яблоками, тонко нарезанные дольки у нее ложатся ровненько в ряд. По всей поверхности присыпает начинку сахаром. Аккуратно убирает полотенце из-под теста. Защипывает края. Левой рукой придерживает кромку пирога, правой наносит ножом ровную мелкую резьбу. Такой искусно выполненный узор в народе называют «гусиные зубки». В середине пирога делает лунку. Губами вытягивает воздух из пирога. Дает тесту подняться под тонким хлопчатобумажным полотенчиком. Ставит в разогретую духовку.
Хорошо приготовленный пирог долго хранится. Бережливая хозяйка Фарида-апа.
Бережно относится и к одежде. Вот висит на плечиках ее выходное платье, чистое, отглаженное, источая еле заметный аромат духов. На него, защищая от пыли, накинута старая чистая кофточка.
Каждая пара ее практически миниатюрной обуви по всем правилам уложена в тканевые мешочки с завязкой. И те, в которых она блистала в молодости на сцене, и те модные, которые ей недавно подарила внучка Славяна.
Любое дело, большое или маленькое, выполняет Фарида-апа превосходно. Этим она напоминает мне маму. С детства приучена не краснеть за выполненную работу. Потому и все, что она делает, приносит ей удовлетворение и душевный покой.
И по отношению к таланту своему Фарида Ягудовна очень требовательна и бережлива. Она – сама мудрость. С молодости поняла, что у нее незаурядный талант. Для того, чтобы сберечь и развить его, она сделала этот дар достоянием людей, Бог дал ей сильную волю, стойкий характер, высокий интеллект, благопристойность, тонкий вкус и острое чутье. Родина, благородный род, семья ее воспитали, а природа вдохновила.
Но вот судьба испытывала ее. В труде преодолевала Фарида Кудашева все напасти – были времена, когда работала день и ночь не покладая рук. Золотое ее качество – умение любое дело доводить до конца, что помогало раскрытию и расцвету ее творчества и таланта. Всю свою жизнь посвятила вдохновенному большому труду. Это высшее счастье – жить и трудиться по призванию.
Не только она сама, но и ее близкие, и друзья понимали, что ее талант – достояние народа, и способствовали его сохранению и развитию. В свою очередь близких и друзей она умела выбирать, направлять и заботиться о них.
Фарида–апа помнит каждое мгновение своей жизни. Вспоминает в деталях и оттенках. Она любит себя как носителя таланта, дорожит им. Она для нас пример, и всей своей жизнью напоминает каждому, что все мы рождены учиться любить, рождены для любви. Любить себя, родителей, детей, близких, Творца, песню, родину, труд.
Ее уважают и любят поклонники. Любят ее песни. «Я всегда чувствовала народную любовь», - признается беззаветно служившая людям Фарида Кудашева. Такая взаимность - счастье.
- Подай, пожалуйста, тарелки, - распорядилась Фарида-апа, сервируя стол.
Я передала ей пару тарелок.
- Нет, не эти, вон те – красивые!
В тарелки Фарида-апа изящно разложила вареное мясо, картошку, морковь, капусту, добавила зубчик чеснока – все это ее любимая еда.
- Говорят, желание поесть ввергнет в ад, вот и у меня день проходит за приготовлением пищи. Сегодня я еще и постирала, – указала мне рукой на висевшее на балконе белье. – Стиральную машину свою и на самолет не променяю.
Фарида-апа неспешно ест, неспешно рассуждает:
- Я с детства такая. «Не считай зерна в каше», - говорила мне мама, когда я ела.
Подумать только: благодаря своей кропотливости Фарида-апа успела так много сделать за свою жизнь. А ведь и двух жизней не хватит такое одолеть. Не зря, наверное, говорят: «Кто понял жизнь, тот не спешит. Торопливость задерживает». И теперь Фарида-апа размеренно, без суеты ведет домашнее хозяйство и прочие дела. Может, именно эта мудрая умеренность берегла ее от поспешных решений и ошибок, именно эта основательность развивала ее ум, указывая на то, что есть настоящие ценности жизни.
- Теперь я часто вспоминаю своих родителей. Мать покоится в Верхних Кигах, папа – в Чекмагуше. Очень жаль, что они рано ушли. В тринадцать лет я осталась без матери. Разве счастлив был отец, оставшийся в сорок три года вдовцом с тремя детьми?.. Жизнь – миг… Не хочется еще уходить.
Фарида–апа приняла четверть таблетки.
Убрав со стола, мы переместились в спальню. Здесь тоже чистота и порядок. Хозяйка села на белоснежное покрывало, немного помолчав, слегка склонила голову и начала петь. Взгляд ее устремлялся все выше и выше, щеки чуть зарумянились, в глазах появился блеск – это было мгновение, когда она жила в песне.
Как мелодично было ее пение! Голос, казалось, льется из самого сердца. Эта задушевная песня задевала самые тонкие струны души. В ней слышались неописуемая печаль и светлая радость, сдержанные чувства и возвышенный полет души. Песня «Скучаю, друзья, по Родине» - одна из трех ее авторских песен (музыка Фариды Кудашевой, слова народные – авт.). Допев, она невольно провела рукой по губам. Улыбнулась. Затихла.
Вышли в зал. Здесь ее рабочий стол.
«Мой архив – на твоей совести», - сказала Фарида-апа однажды. С тех пор мы регулярно занимались ее архивом. Систематизировав его, она хотела написать воспоминания о матери Рахиме, отце Ягуде, брате Радике, сестре Хуршиде, погибшей в Великую Отечественную войну на полях Донбасса; о времени и о себе.
В ее архиве много писем, встречаются дневниковые записи, сделанные давно и в разное время. Где бы ни выступала певица Башкирской государственной филармонии, основанной в 1939 году (в ней она работала с 1941-го): в Ташкенте или Ленинграде, в Челябинске или Махачкале, в Финляндии или Сочи – всюду на ее концертах собирались полные залы, везде просили исполнить ту или иную песню. В этих стихах, записках из зала – восторг, удивление, благодарность. Люди ее боготворили.
Мы с Фаридой Ягудовной осуществили первичный отбор текстов и фотографий для фотоальбома «Фарида Кудашева. Жизнь и творчество», выпущенного издательством «Китап» в 2004 году на башкирском, татарском, русском языках по инициативе Правительства Республики Башкортостан.
- Бахти я видела во сне, - сказала Фарида-апа, открывая альбом, и остановилась на его фотографии, - музыканты-аккомпаниаторы в ходе концерта, бывало, спрашивали, какую сейчас тональность взять. А Бахти ни разу не спросил, никогда не путал тональности. Всем своим существом, появлением на сцене он озарял пространство вокруг. У нас с ним была гармония: мы вместе создавали песню. Если бы у него было консерваторское образование, он мог бы писать симфонии.
Бахти очень заботился обо мне. В дни концертов приносил вареную курицу, на гастролях берег от холода. Мы давали без перерыва по 17 концертов в месяц, 220 - в год. Это – бесконечные поездки, неустроенный быт, - Фарида-апа перевернула страницу. - А вот эта фотография – память о нашем концерте, проходившем в театре оперы и балета, и свой 90-летний юбилей хочу провести именно здесь.
И снова она выразила сожаление о том, что у нее нет звания народной артистки Российской Федерации. Она знала, что достойна его.
- На этой фотографии мы в Северной столице, - продолжала листать альбом певица. - «Вот это выход!» - воскликнул тогда ленинградский режиссер, увидев мое появление на сцене.
И вдруг Фарида Ягудовна, игриво поведя плечами, призналась: «Чертовски симпатична!» - говорили обо мне».
Переворачивая страницу за страницей, Фарида-апа остановилась на статье татарского писателя Наки Исанбета, написанной после ее гастролей в Казани в апреле 1959 года. Я зачитала ей отрывок публикации:
«…Если говорить о пении Фариды-ханум, главная особенность его заключается в силе воздействия. Литературно говоря, в эмоциональной силе. Ее голос красивый, мягкий, приятный и… задушевный (моyлы)... Один из секретов эмоциональности состоит в умелом использовании широкого диапазона. Силой голоса она передает все новые и новые повороты, нюансы и разные еле уловимые тончайшие оттенки песни, доводя исполнение до кульминации...»
Этой статьей она особенно дорожила.
«Моя голова, как компьютер: в ней миллион куплетов, много песен! С первого раза запоминаю мотив, слова», - призналась как-то Фарида-апа. С той поры мы с особым задором начали записывать народные песни-четверостишия, чтобы потом выпустить отдельной книжечкой. Фарида Ягудовна по памяти диктовала, я записывала. Часть их уже была записана ею. Помню, в один прекрасный день Фарида-апа сказала:
- Посчитаем-ка, сколько у нас получилось куплетов?
- Пятьсот шестьдесят девять с повторами.
- Мало. Еще мало, - вздохнула она, слегка огорчившись.
И вот сегодня мы, заливаясь смехом, добавили еще несколько шуточных куплетов.
Подойдя к шкафу, она достала письма сестры Хуршиды, каллиграфическим почерком написанные латиницей, и сказала, что хотела бы их опубликовать.
Выбрали несколько кассет с записями прошлых юбилеев, бегло прослушали отрывки из выступлений Мустая Карима, Загира Исмагилова.
За разговором не заметили, что прошло более трех часов. Когда за мной приехали, было уже одиннадцать часов вечера.
- Завтра заглянешь? – спросила Фарида-апа, провожая. - Для тебя у меня есть подарок.
- Спасибо, Фарида-апа! Завтра не смогу, послезавтра обязательно приду. Работу по архивным видеозаписям продолжим. Сегодня мы с вами отвлекались и баклуши били.
Пожелав спокойной ночи, я уехала. Фарида-апа вышла на балкон, помахала рукой.
Окончание выйдет в следующую пятницу, 18 декабря.
Венера ИДРИСОВА-ГИЗМАТОВА.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
11-12-2020 (0) Просмотров: 1 307 Номер: 86(13465) Версия для печати