$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Чтобы крик о помощи был услышан вовремя


Чтобы крик о помощи был  услышан вовремя

Почему подростки совершают суицид? В возрасте, когда открыты все дороги, все возможности, когда все еще впереди – добровольно уходят из жизни? Как распознать, что ребенок решился свести счеты с жизнью? Как это предотвратить?Сегодня наш собеседник - декан факультета психологии Башкирского государственного университета, кандидат психологических наук, главный медицинский психолог Минздрава РБ Ирина ХОХ.

- Ирина Рудольфовна, что может подтолкнуть ребенка или подростка к самоубийству?
- В основе самоубийства несовершеннолетнего – чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию.
Ряд специалистов отдельных направлений по-разному трактует суицид несовершеннолетних.
Социологи считают самоубийство барометром социального напряжения; по мнению психологов, это – реакция давления на личность; психиатры считают добровольный уход из жизни дебютом психического расстройства; психотерапевты полагают, что это – крайняя степень дезадаптации.
Но в любом случае суицид - это отсутствие приемлемого пути для решения проблемы. И действительно, несовершеннолетний может попасть в ряд ситуаций, для разрешения которых он не имеет опыта. Самоубийство - это копинг (то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом). Да, неэффективный, страшный, трагичный. И тут рядом с ребенком должны оказаться мы, взрослые, чтобы указать ему правильный путь выхода из тупика.

- Но ведь важно еще и то, чтобы крик о помощи был услышан вовремя…
- Подросток – уже не ребенок, но еще и не взрослый. У него появляется чувство «взрослости», а новых смыслов, ценностей взрослой жизни, форм взаимодействия во взрослом мире еще нет. Ведущая его деятельность – общение со сверстниками.
Сложный кризисный период подросткового возраста характеризуется не только внутренними конфликтами самого ребенка, но и появлением огромного количества конфликтов с окружающим миром.
И самоубийство подростка – это чаще всего результат того, что крик о помощи не был услышан вовремя.

- Сказывается ли на несовершеннолетних, решившихся на подобный шаг, то, что мы живем во время перемен?..
- Резкое изменение в сообществе нельзя сбрасывать со счетов. Мы в нашей практике замечаем резкое изменение типа семьи. Традиционных стабильных семей остается все меньше и меньше. Они уже стали (к несчастью!) практически рудиментом. На смену им приходят неполные и нестабильные семьи. Часто мужчины лишь через суд могут добиться разрешения общаться со своими детьми. В этой ситуации женщины используют ребенка как средство давления на бывшего супруга.
Изменяется ментальность человека. Приоритетом становится конкуренция, личный успех. Тогда как раньше это были традиции и устоявшиеся правила, коллективизм. Что может подросток? Пробежать перед близко идущим транспортом? Спрыгнуть с крыши перед камерами сверстников? Выделиться каким-то другим, не менее опасным способом, добиться личного успеха.
В традиционном обществе существовала ориентация на внутренние ценности, следование принципам как проявление компетенции. Сейчас в приоритете – ориентация на внешние цели и навязанные ценности. Центральными мотивами становятся статус, внимание и деньги. Недаром по проведенному три года назад в республике опросу родители, когда у них спросили, какое качество они хотят воспитать в своем ребенке, на первое место поставили «умение жить, вертеться и добиваться своей цели любыми путями».
Ранее социальные изменения и инфраструктура социального устройства менялись медленно. Сейчас в нашей жизни присутствует мобильность и быстрота социальных изменений.
Раньше в обществе превалировала высокая степень социальной сплоченности. Сейчас пропагандируются индивидуализм, материализм. Если в традиционном сообществе наблюдался низкий уровень тревоги и депрессии, то сейчас он высок, к тому же происходит хронизация стресса. Если 2020 год был годом борьбы с COVID-19, то 2021-й будет временем борьбы с депрессией. Рост депрессивных, тревожных, с паническими расстройствами пациентов растет…
Если раньше степень информации была дозированной и управляемой, то теперь высокие технологии открыли бесконечные возможности для ее получения.
Мы не можем игнорировать все эти изменения, когда говорим об аспекте суицидальной активности несовершеннолетних.
Бывает, что родитель не хочет либо не может меняться, не хочет брать ответственность за своего ребенка.
Приведу пример: у меня наблюдалась 11-летняя девочка с высоким уровнем суицида.

- Как ты задумала совершить самоубийство? – спрашиваю ее, ведь мы обычно задаем прямые вопросы.
- Я уже поднималась на крышу 9-этажного дома, знаю, какой чердак открыт.
То есть у нее уже высокая степень, и я направила ее в стационар. Но поскольку время было позднее, прием перенесли на утро. Однако утром мама девочку в больницу не привела. Когда до нее удалось дозвониться, женщина ответила так:
- Мне некогда, мне нужно зарабатывать деньги.
Благодаря нашей настойчивости девочку удалось спасти.
Мы будем встречаться с такими родителями, не признающими серьезность намерений своих детей. Ведь мы прекрасно понимаем, что это – действие психологической защиты.

- То есть психологическое воздействие пандемии на суицидальность несовершеннолетних существует?
- Современную ситуацию с пандемией можно назвать патологической (на острие НОЖа (нездоровый образ жизни – НОЖ).
Припомним события, которые происходили на наших глазах. Травля людей, приехавших из-за границы в марте. Масочники против антимасочников. Подобные моменты говорят о том, что мы можем фиксировать эти проявления как факторы социального безумия, потому что у нас нет опыта прохождения пандемии. Но у взрослых есть определенный уровень стрессоустойчивости, определенный опыт совладания со стрессовой ситуацией. А у несовершеннолетних его нет. Сейчас очень важно, на чем акцентирует заинтересованность подросток и его семья. Нашему вниманию предоставлена информация: количество зараженных, выздоровевших, скончавшихся. На чем будет акцентироваться внимание ребенка и его окружения? У всех нас опыт, касающийся смерти, – это заемный опыт. Но какой бы он ни был, у взрослых он есть. А какой опыт у подростков?
С чего начинается стресс. Сначала идет оценка ситуации в трех вариантах: потери, либо угрозы, либо это будет вызов. Отсюда идет развитие стресса. Угроза: то, что это смертельная угроза – мы начинаем осознавать постепенно. Потери: утрата работы, бизнеса, стасуса. Либо вызов: многие волонтерствовали в красной зоне (и продолжают это делать), воспринимают это как проверку себя, своего мужества, работоспособности. Это первая стадия.
Мы находились в стадии тревоги с марта по май 2020 года.
Далее – июнь-июль-август – все практически вернулись в докоронавирусную эпоху – стали снимать маски, общаться, открылись фудкорты и большие торговые центры… Речь о стадии приспособления к стрессу ситуации.
Что происходит дальше? С сентября начинается стадия истощения. Стресс не закончился, угроза никуда не делась, она продолжается и приобретает стадию хронификации… А сил совладать с ней уже нет.
И что мы получили в сентябре? Резкое увеличение случаев ухода из жизни, когда самоубийством заканчивали жизнь по два человека в неделю. Произошло омоложение суицидентов (11-12 лет), ведь среднестатистический пик – это 15 лет. Почему это происходит? У нас расширились границы подросткового возраста – люди с 11 до 24 лет обладают всеми признаками подростка.

- Но ведь при этом жизнь продолжается…
- Уровень стрессоустойчивости задан природой. Плюс он тренируется опытом. От поведения нас, взрослых, зависит, как мы можем создавать условия для того, чтобы ребенок понимал: ситуация контролируется.
И вот вам разные картинки. У меня выпускался 4-й курс, и студенты, радостные, получали дипломы и говорили: «Мы детям будем рассказывать, как окончили институт в условиях пандемии», а кто-то воспринимает это совершенно иначе: «Еще неизвестно, будут ли эти дети». Согласитесь, диаметрально противоположные варианты восприятия…
На что мы обращаем внимание. Очень люблю метафору со стаканом – в восприятии пессимистов и оптимистов, когда оптимист говорит, что стакан наполовину полон, а пессимист – что наполовину пуст. Но у данной фразы существует продолжение: и оптимист, и пессимист не замечают, что в стакане есть вода! То есть жизнь продолжается. Если мы будем контролировать элементарные вещи – свой режим дня, всякие приятные мелочи, к примеру, что я ем, что я на сегодняшний момент здоров и могу справляться с тем-то и с тем-то, что в моей жизни существуют плюсы. То есть имеет значение ракурс взгляда, который абсолютно четко показывает окружение несовершеннолетних.

- А если обратиться к статистическим данным?
- Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей провел опрос. Стояла задача выявить, какие изменения произошли в психике детей, обучающихся дистанционно во время пандемии. Результаты оказались плачевными: почти у 80% детей появились психические проблемы разной степени тяжести.
42,2% - депрессивное состояние; 41,6% - астеническое состояние; 26,8% - синдром головных болей; 55,8% – нарушение сна; 13,1% - подавленность; 44,2% - неоднократная смена настроения в течение дня.
В целом дети негативно отнеслись к самоизоляции. Виной тому послужило ограничение в передвижении и несменяемость обстановки вокруг.
Одобрили такой режим лишь 16,8 процента опрошенных.
Впереди у ученых – очень большая задача (в том числе и у психологов): просчитать, исследовать, понять, с какими потерями мы выйдем из этой ситуации. Ведь она в любом случае закончится.
Согласно опросу, проведенному Национальным медицинским исследовательским центром здоровья детей, из негативных явлений на первом месте – нарушение сна, на втором – смена настроения, которая затем перерастает в депрессивное состояние.
Такой может быть реакция дезадаптации именно на новый опыт. Когда родитель, учитель, все окружающие внезапно заменены на одного человека. Справится ли он? Сможет дать растущему человеку состояние уверенности и спокойствия?

- То есть самоизоляция принесла нам одиночество и социофобию?..
- Одиночество достигло критической массы в век тотальной соединенности.
Социофобия – боязнь или страх общественных действий, боязнь социальных действий и взаимодействия с людьми, где возникает замешательство (например, страх покраснеть), боязнь быть в обществе, боязнь прохожих, посторонних взглядов. Социальное дистанцирование, изоляция формируют основу для возникновения такого явления.
Одиночество для подростка и так – очень серьзный момент, но здесь должно быть принято во внимание очень значимое слово: управляемое одиночество. То есть человек захотел уединиться, он этот процесс контролирует и вернется к людям, когда пожелает. В нашем случае процесс не контролируется, он диктуется извне. Поэтому формируется негативная реакция.

- А что Вы скажете по поводу вопросов интернет-безопасности в аспекте суицидального поведения несовершеннолетних?..
- Безусловно, мы не можем обойтись без роста технологий.
Нельзя заблокировать для ребенка интернет, полностью убрать подростка из информационного потока. Прогресс остановить нельзя. Но мне бы хотелось, чтобы вы обратили внимание на замечательное высказывание профессора психологии Стентона Пиила: «Наш мир в XXI веке лучше всего обозначить как мир теле/веб/игровой зависимости». Действительно, количество пребывания в Сети растет с каждым днем.

- Что при этом теряют несовершеннолетние?
- У них происходят столкновения с негативным контентом. К нему относятся незаконные – детская порнография, наркотические средства (изготовление, продажа, пропаганда употребления), все материалы, имеющие отношение к расовой или религиозной ненависти, а также ненависти или агрессивному поведению по отношению к группе людей, отдельной личности или животным, азартные игры, подстрекательство к суициду и другое. Неэтичные, противоречащие принятым в обществе нормам морали и социальным нормам. Депрессивные группы, хейтеры, которые бесконечно оскорбляют людей, троллинг, абьюз. Психофизиологические потери, о которых с подростками очень тяжело говорить.
Происходит угнетение познавательной сферы: внимания, памяти, мышления; нарушение ритма сон-бодрствование; появляются психоэмоциональные проблемы; перегрузка зрительного анализатора; двигательная пассивность, снижение иммунитета; увеличение рабочей нагрузки.
Возникают анонимные социальные интеракции, возможность вовлекаться, создавать новые образы «Я», невозможные в обычном мире.
Наблюдается неограниченный доступ к информации («информационный вампиризм»).
На родительских собраниях нам задают вопрос: как понять, что ребенок включен в негативный контент?
Смотрите за состоянием ребенка: что с ним произошло? Поменялось ли психоэмоциональное состояние, если он побывал в компьютерной действительности?

- Давайте подробнее поговорим про социальные «потери»…
- Подросток осваивает сценарии агрессивных игр, как модели поведения.
«Живущие в Сети» выпадают из социума, становятся апатичными и пассивными к реальной жизнедеятельности общества.
Происходит межпоколенная трансмиссия передачи опыта по горизонтали. Если раньше опыт передавался от отцов к детям, то теперь привычное перевернулось, и мы учимся у последующего поколения, у наших детей, если речь идет о технологичности. Они уже «рождаются в Сети», с самого нежного возраста могут там что-то находить. Подросток принимает информацию от такого же подростка, он отрицает опыт передачи от своих родителей, потому что те - «лузеры» и не умеют общаться с технологиями. А чему может научить другой подросток? Вот откуда узость, клиповое мышление – мы с этим сталкиваемся постоянно.
Передача информации по горизонтали приводит к феномену психологического заражения.
Строй языка претерпевает деформацию в виде сокращений и символизации. На все праздники мы получаем одинаковые открытки, мы перестали быть индивидуальностями.

- Когда родители встречаются с проявлениями пубертата или проявлениями подросткового кризиса?
- Представим чувства подростка в стиле пирамиды (как у Маслоу).
Вершина – гнев, злоба, агрессия (аутоагрессия) – вторичные чувства. Внешние проявления: оскорбления, ссоры, наказания, самонаказания, действия «назло» и прочее.
Переживания душевной боли, обиды, страха, досады – первичные чувства.
Неудовлетворенность в привязанности, любви, уважении, общении (неудовлетворенные социальные потребности – я есть, я – любимый, я – хороший, я – могу).
Отношение к себе самому, самоценность.
Пример – резавшая вены не единожды девочка. Задаю ей вопрос:
- Что нужно сделать, чтобы ты перестала резаться?
- Я бы хотела, чтобы мой папа меня любил.
- А что он должен сделать для этого?
- Прийти домой, улыбнуться и спросить: «Дочка, как у тебя дела?»
Понимаете: нашим детям не хватает элементарных вещей…
Мы, взрослые, не смогли бы существовать, если бы у нас не было высокого порога к стрессу. И эту толстую кожу, приходя домой, мы сразу снять не можем. А ребенок хочет тепла, физического контакта, чтобы с ним просто посидели рядом. И не важно, сколько детей в семье. Трое? Значит, три любови, и каждая имеет имя. У каждого ребенка должно быть время, которое посвящено только ему. Но этого не происходит. Мы не говорим ребенку, как он важен, ценен для нас и люби/м. И что в основе – нарушение самоценности. Вместо этого мы начинаем ребенка ругать, в ответ вызывая злобу и агрессию.

- Назовите, пожалуйста, факторы, способствующие формированию аутоагрессивного поведения, приводящего к суициду…
- Во-первых, конечно - биологические факторы (предрасположенности): генетическая предрасположенность (10%). Отягощенная наследственность (случаи суицида у родственников – зараженность до 4 поколений).
Факторы физической среды (провоцирующие). Неудовлетворенность основных потребностей - в сне, еде, свободном времени (депривация), высокая физическая нагрузка. (К примеру, мальчик-суицидент, который не мог выдержать то, как его эксплуатировала семья.)
Психологические факторы (провоцирующие): искажение ценностных ориентаций (снижена ценность жизни). Низкая самоценность. Снижение параметров физического и/или психического здоровья. Чувство неудовлетворенности жизнью. Неумение просить поддержку. Импульсивность. Черно-белое восприятие проблемы.
Социальные факторы: финансовая обремененность. Потери значимых домашних животных. (Нельзя заменить друга и ту историю отношений, которые были у ребенка с животным. Очень часто люди, окружающие ребенка, игнорируют эти вещи.) Разводы родителей (случай, когда ребенок бросился под поезд, чтобы соединить разводящихся маму и папу). Употребление алкоголя и другие девиации.
Личностные особенности несовершеннолетнего, склонного к суициду.
Как правило, видимые изменения происходят в школе. Увеличивается количество прогулов. Нежелание заниматься на уроках, вот интерес к учебе был – и его не стало, рост конфликтов с учителями.
Либо подросток становится «слугой» более сильного лидера в подростковой группировке
Неприятие педагогических воздействий. Неумение преодолевать трудности. Игнорирование препятствий. Апатичная подчиненность группе с асоциальными установками. Синдром тревожного ожидания, неуверенности в себе. Негативные установки к учебной деятельности, физическому труду, к себе и окружающим людям. Слабость самоконтроля. Крайняя степень эгоцентрированности. Агрессивность. Эмоциональная неустойчивость.
Отдельно я бы хотела обратить внимание на крайнюю эгоцентричность суицидента.

- Тогда упомяните еще и типы суицидоопасных ситуационных реакций подросткового возраста…
- Реакция депривации: (чаще младший и средний подростковый возраст) характерны потеря интересов, угнетение эмоциональной активности, скрытность, молчаливость, негативные переживания.
Эксплозивная реакция: (чаще средний подростковый возраст) аффективная напряженность, агрессивность, завышенный уровень притязаний, стремления (чаще необоснованные) к лидерству.
Реакция самоустранения: (средний и старший подростковый возраст с чертами незрелости). Характерны эмоциональная неустойчивость, внушаемость, несамостоятельность.

- А что Вы можете сказать об отношении подростков к смерти?
- Смерть очевидна, но отрицается (склонность к рискованным действиям, занятия деструктивными хобби).
Совершая суицид, подростки прямо не предусматривают деструктивного исхода.
В отличие от взрослых, у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажным аутоагрессивным поступком.
Стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда на второе рождение.
Знание о смерти не соотносится ребенком ни со своей собственной личностью, ни с личностью кого-либо из близких.
Не сформировано представление о необратимости смерти, которая понимается как длительное отсутствие или иное существование.
Отсутствует страх смерти.
Нужно понимать – причины суицида всегда очень глубинные. Никогда, оповещая о суициде, не говорят о причинах. Речь всегда идет о мотивах: парень боялся сдавать ЕГЭ; ему не купили кроссовки; он поссорился с родителями и прочее. Это мотивы, но они не являются первичными. Всегда перед этим проходит целый этап, отрезок жизни – копятся причины. А мотивы – это просто триггеры, они просто запускают суицидальное поведение. Очень часто, по мнению взрослых, мотив незначительный, пустяковый, даже случайный. И взрослые не понимают, почему это произошло.
У подростков нет по-настоящему осмысленной картины смерти. Взрослый осознает, что смерть – конец жизни, а подросток не понимает этого. Для них это в какой-то мере виртуальная игра.
Для подростков важны три сферы: семья, школа, ровесники.
На формирование суицидального поведения подростка может оказать влияние подростковая субкультура.
У подростков могут отсутствовать стадии, предшествующие собственно суициду, то есть идеи и намерения.
Подростку очень трудно объяснить, что с ним происходит, описать свое состояние или проблему.
Для подростка нередко страшнее жить в этой реальности, нежели умереть.
Подростковый суицид – это чаще всего крик о помощи, попытка обратить внимание, решить свои проблемы «по-взрослому».

- Как меняется поведение подростка, который решился на суицид?
- Появляется тоскливое выражение лица, склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость. Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость. Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих. Наблюдается повышенная подвижность мышц лица, часто неестественная мимика, или, наоборот, отсутствие мимических реакций. Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость или отсутствие ответов. Общая двигательная заторможенность или бездеятельность (все время лежит на диване), либо, наоборот, двигательное возбуждение. Появляется склонность к неоправданно рискованным поступкам. Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, «бесчувственность». Возникает тревога беспредметная (не могу сказать, по поводу чего тревожусь). Тревога предметная (знаю и говорю, по поводу чего тревожусь). Ожидание непоправимой беды, страх. Постоянная тоска, усиление мрачного настроения. Пессимистическая/восторженная оценка прошлого. Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем, когда ребенок о будущем говорит только в негативном ключе.

- Наверное, существуют и словесные маркеры?
- На состояние подростка указывают прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь», «Я этого не вынесу», «Скоро это все закончится». Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности бытия: «Никто из жизни еще живым не уходил». Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выдержу и уйду вслед за ней», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать»). Прощания. Самообвинения («Я ничего собой не представляю»). И наконец, сообщение о конкретном месте и времени суицида.

- Что могут увидеть, заметить родители, если их ребенок решил покончить жизнь самоубийством?
- Изменения настроения, питания, сна, отношения к своей внешности. Самоизоляцию, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в интернете). Нежелание посещать образовательное учреждение (увеличение числа прогулов). Серьезные изменения в состоянии здоровья (частые недомогания, головные боли, травмы и прочее).
Пожалуйста, относитесь к этим признакам серьезно, не пускайте дело на самотек!
Суицид несовершеннолетнего можно предотвратить: для этого необходимо, прежде всего родителям, педагогам, друзьям быть внимательными к любым резким изменениям в поведении человека, слушать и слышать его, чувствовать и вовремя заметить тревожные сигналы.
Берегите себя и своих близких!

Вопросы задавала Ирина ШЕМАТОНОВА.


Чтобы крик о помощи был  услышан вовремя

Дата создание новости 19-03-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 647     Номер: 19(13489)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.