Плёс и Уфа подружились… музеями
Город Плёс – своеобразная Мекка для художников. Живописный уголок России, где черпал вдохновение и творил Исаак Левитан, открывший неповторимую красоту волжских просторов, закатов и передавший тот дух русской истории, который витает в ее холмах и соборах, небольших деревянных церквях, в ее самобытной архитектуре. В этом заповедном месте, куда стремится попасть каждый художник и желающий познать Россию турист, существует прекрасный культурный центр – Плесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, в состав которого наряду с другими входит Музей пейзажа.
В его залах ныне открылась выставка произведений народного художника СССР, РСФСР, заслуженного деятеля искусств БАССР, лауреата Государственной премии БАССР имени Салавата Юлаева, члена-корреспондента Академии художеств России Бориса Федоровича Домашникова (1924-2003). Борис Федорович родился в этих краях, в Ивановской области, в деревне Кригоузово, и таким образом произошло символическое возвращение художника на родину. Инициатива по организации выставки исходила от главы города Тимербулата Олеговича Каримова, внука Мустая Карима, и коллекционера Владимира Константиновича Луканова, спонсорская помощь которого помогла воплотить идею в жизнь. Ее горячо поддержали музейные работники Плесского заповедника и, конечно, Башкирский художественный музей имени М.В. Нестерова, в собрании коего находится основная, лучшая часть произведений мастера.
Пятьдесят два полотна из коллекции уфимского музея и двадцать пять работ из частной коллекции предстали в обширной экспозиции выставки, отражающей все грани и периоды творчества замечательного пейзажиста.
Уже много лет художника нет с нами, а его творения и сегодня воспринимаются как подлинная жемчужина живописи и духовной красоты. Россия, Родина – это те святые идеалы, которые его вдохновляли. Их он воплощал в своем творчестве. Что бы Домашников ни писал – деревенский пейзаж или выросший в горах новый современный город, любимые березовые рощи или эпические мотивы Урала, храмы с голубыми куполами или Уфимскую Соборную мечеть – каждое его полотно поет о красоте и величии нашей Родины. Особое «домашниковское» просветленное начало пронизывает их, рождая у зрителя жизнеутверждающие эмоции.
В экспозиции широко отражено раннее творчество Бориса Федоровича. Образ Родины в ранних работах художника – это камерные мотивы природы с тонко переданным ее состоянием. В них предстает согретая глубокой любовью автора картина жизни России с ее деревенскими окраинами, пашнями, белыми снегами. Из-под кисти живописца выходят такие шедевры раннего творчества, как «Калужница цветет» (1954), «Последний снег» (1955), в которых он предстает как подлинный лирик, поэт, тонко чувствующий красоту весенних дней, когда омытая талыми водами природа пробуждается. Сегодня мы с ностальгическим чувством воспринимаем трепетную поэзию этих произведений, в которых слышатся «левитановские», «нестеровские» нотки.
Выставка представляет и полотно 1959 года «Май. Березняк», которое явило нового героя творчества мастера – белоствольную тонкую березку, издавна воспринимающуюся как символ России. Это светлое лирическое полотно соткано из поэтических воспоминаний живописца, который говорил: Таинственные березовые рощи моего детства, цветущий голубой лен, облака белые, голубые. В деревне нашей – церковь, она и сейчас стоит, венчание молодых на фоне золотого алтаря, поет хор. На праздники – народные гуляния. Все это народное, хоровое вылилось в этой картине». Ассоциативность восприятия автора определила новый для него художественный язык, основанный на декоративной выразительности живописного и пластического пространства.
Белоствольные красавицы в убранстве зеленой листвы или покрытые серебристым инеем воспеты во многих полотнах, шедевр среди них – «Это все березы» (1981). В нем Домашников выступает как подлинный симфонист в живописи, играющий на выразительности богатой фактуры мазков и гаммы красок. Сложилось даже понятие «домашниковская береза», настолько полюбились зрителям ее образы, созданные мастером.
Не могут не волновать зрителя и картины, созданные художником в результате поездок в старинные русские города. Они были обусловлены его желанием прикоснуться к русской истории, ощутить ее дух, отразить в современности. В 1958 году он впервые ступил на новгородскую землю, затем бывал в Пскове и Ростове Великом. Ему вспоминалось детство, деревенский луг с церковью, голубой лен, синее небо. Это были минуты счастья! Да и потом, в работе, художник был счастлив от сознания своей причастности к истории Отечества, от ощущения душевной гармонии. Так созвучны его мыслям о связи прошлого и настоящего, природы и человека были открывшиеся ему картины, которые он запечатлел в серии работ – «Весна на Псковщине» (1959), «София. Август» (1968), «Псков. Синий день» (1971)... Каждая из них – воплощение мысли о неизбывном величии России.
Откровением для зрителя, безусловно, станут полотна, героем которых является Уфимская Соборная мечеть – «Тишина» (1988), «Май в Уфе» (1990-1995), также созданные с вдохновением и волнением. В последней - композиция с широко развернутым картинным пространством вмещает представление автора о местном, национальном, как части огромной страны, именуемой Россией.
Эта тема отражена художником и в обширной серии уральских пейзажей разных лет. Это изумительное по красоте переливов бирюзовых, сине-голубых тонов полотно «Сказ об Урале» (1974), в котором прослеживается новая линия в трактовке пейзажа, выходящая за рамки лирической интерпретации и обретающая обобщенный, эпический смысл. Образ глубокого философского смысла заключен и в работе того же года «Весеннее раздумье».
«Долгие годы жизни в Уфе связали мой духовный мир с Аксаковым и Нестеровым, Тюлькиным и Лежневым. Уфа передо мной открыла свою красоту, все – и горы, и ледоход, и затопленные в майские дни дома», – писал Домашников в своих дневниках. Образ родного города предстал в ряде работ живописца – «Зима на окраине» (1957), «Стадион» (1969), «Пробуждение» (1985), режиссура которых позволяет автору передать особую красоту, ритм современной жизни Уфы. Эти полотна, как и многие другие, открывают зрителю тайну гармоничности искусства большого мастера, в котором едины философское, сюжетное, живописное начала.
На открытии выставки Тимербулат Олегович Каримов сказал: «В обширной коллекции Башкирского художественного музея имени Михаила Нестерова представлены полотна многих классических художников, есть в ней и работы Исаака Левитана. Я уверен, что Плес – город Левитана и Уфа – город Аксакова и Нестерова должны дружить музеями».
Плес – это набережная с историческими строениями, музеями, памятниками Исааку Левитану и Федору Шаляпину и, конечно, холмами, которые на протяжении веков служили оборонительным оплотом поселения. Один из этих холмов носит имя Левитана, а на нем небольшой деревянный храм XVII века. Именно эта картина предстояния русской церкви на фоне величественной природы открылась путешествующему в 1888 году по Волге на пароходе Левитану. Увиденное настолько вдохновило художника, что он вписал этот мотив в свое знаменитое полотно «Над вечным покоем» (1894). Нами, сотрудниками уфимского Нестеровского музея, побывавшими на открытии выставки, этот холм и храм «Воскресения Христова» отныне воспринимается как символ Плеса, извечных духовных основ нашего народа, который находит такие яркие пути общения, как открывшаяся выставка произведений большого мастера Бориса Федоровича Домашникова.
Валентина СОРОКИНА.
Фото автора и Анны ХАРДИНОЙ.
НА СНИМКАХ: фрагмент «Домашниковской» экспозиции; на открытии выставки; храм «Воскресения Христова» в Плесе, XVII век.
Фото автора и Анны ХАРДИНОЙ.
НА СНИМКАХ: фрагмент «Домашниковской» экспозиции; на открытии выставки; храм «Воскресения Христова» в Плесе, XVII век.
7-05-2021 (0) Просмотров: 814 Номер: 31(13501) Версия для печати