Великая Отечественная глазами моих родственников
- В то утро я помогал отцу по хозяйству. Вдруг крики, все побежали к сельсовету. Там председатель зачитал телефонограмму о начале войны. Известие быстро разнеслось – женщины заплакали, мужчины засуетились.
- Скоро и из соседних деревень начали подтягиваться шокированные люди. Через несколько часов уже была объявлена мобилизация, - так вспоминает 22 июня 1941 года мой прадедушка Василий Филиппович Минаев. Тогда в Кармалы, где он жил с родителями и сестрами Натальей и Александрой, на единственный в деревне телефон пришла телефонограмма. Младшая сестра прадедушки, восьмилетняя Наталья, играла с девочками в палисаднике, когда услышала плач женщин и объявление о бомбардировке границ СССР.
- Для всех этот день стал большой трагедией. Всех трудоспособных мужчин сразу же мобилизовали. Отец ушел в трудовую армию - строить пороховой завод в Стерлитамаке, - с горечью говорит сестра прадедушки Александра Филипповна Иванова, которая встретила войну двенадцатилетним подростком.
Семнадцатилетнего Василия не допустили к мобилизации, поэтому еще год он жил в Кармалах. До своего совершеннолетия прадедушка, успевший получить среднее образование, преподавал в начальных классах, а после уроков работал в поле. Два грузовика, единственные на всю деревню, и всех здоровых лошадей почти сразу отправили на фронт – остались только клячи. Приходилось женщинам, детям и старикам таскать тяжелые мешки с картофелем и пшеницей на своих плечах. Сестры прадедушки изо всех сил помогали взрослым в колхозе.
- Наша мать болела, поэтому не работала в поле – вязала связвы, которыми потом связывали пшеницу. Работы в деревне всякой было много. Как только хлеб поспевал, женщины повязывали пшеницу, а дети складывали ее в кучу. Мы, подростки, по двое резали снопы, а один взрослый бросал их в молотилку. Из Стерлитамака приезжала машина, к которой дети на самотасках подвозили пшеницу, – делится воспоминаниями Александра Филипповна.
- В деревне царила бедность. Есть приходилось траву и картошку, одежды не было. Топить дома было нечем – жили в холодных избах. Дети ходили в школу только зимой, а осенью и весной, когда начинались полевые работы, учиться было некогда. Мы с девочками убирали урожай, молотили горох, очищали зерно от сорняка. А в свободное время вязали носки и варежки для солдат на фронте, – дополняет сестру Наталья Филипповна.
Как только в 1942 году пришла повестка, Василий Минаев отправился на распределение в Уфу. После окончания военной подготовки в учебном центре он оказался на базе Амурской Краснознаменной флотилии. Тогда прадедушка и попал на быстроходный бронекатер, который патрулировал границы и высаживал десант на берег. В его задачи входили обязанности рулевого сигнальщика на судне и связиста на суше.
- Нам надо было во что бы то ни стало обеспечить начальство связью. Я бежал в первых рядах. В воде по пояс, с автоматом на груди. С полевым телефоном – в одной руке, с катушкой – в другой, еще одна катушка висела на спине. До сих пор удивляюсь, как меня японцы не подстрелили – великолепной мишенью был, - делится со мной прадедушка.
Известие о конце войны пришло в Кармалы по радио. Весть быстро разнеслась по деревне – все радовались, плакали, пели.
- Мы были по-настоящему счастливы, но расслабляться было некогда. Если раньше мы день и ночь работали для победы, то сейчас нужно было восстанавливать все, что разрушено, - говорит Наталья Филипповна.
- Да, трудно было и после победы. Мужчины пришли с войны не сразу, да и не каждый. Помню, все мальчики 1925 года рождения так и не смогли вернуться в родную деревню – попали под бомбежку на Днепре, - со слезами на глазах вспоминает Александра Филипповна.
Василий Минаев продолжал участвовать в военных действиях против Японии уже после официальной капитуляции Германии. Он в числе тысяч солдат, а также союзников разгромил Квантунскую армию и Сунгарейскую флотилию. Для моего прадедушки война закончилась только в сентябре 1945 года. Ветеран был удостоен благодарности от Сталина «За отличные боевые действия в боях с японцами на Дальнем Востоке и участие в освобождении Маньчжурии». Кроме того, он был награжден медалью «За победу над Японией», орденом Отечественной войны I степени и множеством юбилейных медалей, которые он с гордостью хранит по сей день.
Три человека - три судьбы, в которых по-разному отразились испытания военного времени. Эти воспоминания бережно хранят историю моей семьи и всего советского народа. Я счастлива, что в моей семье живы свидетели тех страшных событий. От всего сердца желаю им крепкого здоровья и долгих лет жизни.
Анастасия ЗАЯЦ,
студентка I курса БашГУ.
студентка I курса БашГУ.
22-06-2021 (0) Просмотров: 573 Номер: 43(13513) Версия для печати