Чертополох колюч и… уязвим
Давно слежу за творчеством Фирдаусы Хазиповой. Прочитав ее роман-автофикшн «Чертополох с окраины Уфы», удивилась, какой мощный творческий рывок она сделала за последнее время.
Отмечу сразу - удачное название, актуальная тема, огромный пласт интересной информации, которую автор подает в хронологической последовательности. Предисловие очень любопытно. «Чертополох, или татарник… Он жестко колюч. Его листья могут поранить. Но розовато-сиреневые цветы, эти нежные шелковые волокна, повторяя своими очертаниями вертикально вытаращенные шипы на бутоне, красивы, и, увы, легко уязвимы». В этом поэтичном образе автор книги, уроженка Уфы с татарскими корнями, литератор Фирдауса Хазипова представляет себя читателям.
Действие происходит в городе, стоящем на окраине Европы. В то же время ареал является центром Евразии. Окраина Уфы, где на крутом берегу реки Белой «кособочатся, цепляясь за неровную поверхность почвы», старые деревянные хибары, живет полудеревенской жизнью. Историю своего детства Фирдауса Хазипова начинает с семьи, описывая непростые судьбы мамы и бабушки, оставшихся в трудный момент без мужского плеча, вынужденных изо всех сил зарабатывать на жизнь. Свои трудности несет и появление отчима-милиционера, любителя выпить. Безоблачные сцены семейного единения, когда мама, лепя пельмени, готовит для семьи один «счастливый» с перчиком, а бабушка баюкает внучку в объятиях, сменяются тягостными зарисовками неблагополучного быта, где в тесноте разросшейся семьи лирической героине не хватает внимания и личного пространства.
Воспоминания о школе, наполненные естественными переживаниями подростка, дополняются дневниковыми записями школьных лет, создавая атмосферу подлинности. Мы наблюдем развитие непростого творческого характера «чертополоха», отличающегося упрямством, юношеским максимализмом и сентиментальной ранимостью.
Главная героиня постоянно попадает в конфликтные ситуации. Это угнетает ее. Ей хочется видеть мир вокруг себя идеальным, людей правильными, честными. Она пытается гармонизировать пространство вокруг себя, но на деле это оказывается очень сложным предприятием.
Неумение подстраиваться под обстоятельства и идти на компромиссы неизбежно приводит к жизненным трудностям. Желая учиться журналистике, героиня терпит фиаско на вступительных экзаменах и попадает в чуждую ей среду завода, куда поступает ученицей токаря. «Настроение серое, хотя жизнь насыщенна. Меня мучит то, что живу не так, как хочется».
И как счастливая нота - долгожданное поступление в вуз, хоть и не на журналистику, а в педагогический, где начинается цветущая пора студенчества – захватывающий процесс учебы, научная работа, активная журналистская деятельность, увлечения, насыщенная работа в интернациональных строительных отрядах.
После института героиня едет в деревню учителем, в незнакомый мир, в другие взаимоотношения, другой уклад. В романе приводятся отрывки из писем ее однокурсниц, в которых раскрываются прелести и отсталость уральских деревень. Работа в школе приводит ее к горьким размышлениям: «Чтобы стать родителями, не надо заканчивать вузы, даже курсы. Некоторые рожают детей, как сорняк порождает себе подобное. В таких семьях не умеют разговаривать, могут только орать, грозить, шлепать. Детей не готовят к жизни, не прививают необходимых навыков. Оберегать и защищать потомство, любить его, заботиться о нем – эти качества заложены даже в животных. А человеческие дети порой растут, как чертополох».
Увлечение фактами и отказ от вымышленной сюжетной канвы нередко наносит вред драматургической выстроенности и напряженности повествования. Однако в данном случае недостаток драматургической четкости возмещается созданием ностальгической атмосферы провинциального советского города 50-х - 70-х годов. В лице главной героини и ее сверстников показаны взросление, взаимоотношения с окружающим миром, трудные попытки осуществить свои мечты. Это произведение о том, как дети, выросшие, как чертополох, с заниженной самооценкой и неуверенностью в себе, идут во взрослую жизнь, не всегда умея справиться со своими комплексами. О том, как под влиянием окружающих людей и обстоятельств меняется мировоззрение и характер человека.
Впечатлило чутье автора: нигде на протяжении всего произведения она не перешла ту границу, когда можно было бы сказать: ну, здесь недотянула или наоборот – перегнула палку! Очень точными и выверенными показались ее наблюдения за людьми, рассуждения, связанные с теми или иными событиями. Объемными и везде уместными стали выдержки из дневника автора – они как фрагменты мозаики выстроили картину становления личности героини.
Книга Фирдаусы Хазиповой «Чертополох с окраины Уфы» читается на одном дыхании. В ней представлен срез жизни целого поколения. Хотелось бы порекомендовать ее для прочтения всем, кто задумывается о своем прошлом, настоящем и будущем - как и чем живет, о чем мечтает и к чему стремится. Непростая судьба героини и ее довольно сложный характер позволили, тем не менее, многого добиться в жизни, нащупать именно свою стезю. А это может стать примером для тех, кто еще только ищет свое место в современном мире.
Галина КАРПУСЬ,
заслуженный работник печати и массовой информации РБ.
заслуженный работник печати и массовой информации РБ.
12-10-2021 (0) Просмотров: 565 Номер: 71(13541) Версия для печати