Город глазами художников
М.В.Нестеров. В Уфе. 1900-е.
Красота нашей столицы многолика, Уфа меняет свой облик в разные эпохи и времена, но ее неповторимый колорит остается. Величественные шиханы и омывающие город реки, уют старинных улочек и исторических построек, живописные склоны – это то, что придает уфимскому полуострову его извечную своеобразную красоту, которая вдохновила многих башкирских художников на создание поэтических произведений, собрание коих обширно.
Наш земляк, великий русский художник Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) еще в самом начале прошлого века в работе «В Уфе» запечатлел уголок родного города, где прошли его детство и юность – вид из отеческого дома на гостиный двор и Александровскую часовню. Сейчас иным стал облик этого места, и тем дороже для нас стала сия небольшая живописная зарисовка мастера, сохраняющая дух и образ времени. А сколько работ он посвятил реке Белой, о которой писал: «Белая, как капризная девушка, постоянно меняет направление, то она повернет вправо, то влево… Берега живописные, мягкие, дно неглубокое, воды прозрачные, бледно-зеленые. Недаром названа она Белой»! В его пейзажах «Осень» (1908), «Река Белая» (1909) запечатлено плавное течение ее вод, отражающих богатые световые, цветовые рефлексы.
Вслед за Михаилом Нестеровым уже через несколько лет первые башкирские художники создают произведения, посвященные Уфе. Старейший художник Порфирий Маркович Лебедев (1882-1974) в 1914 году пишет пейзаж «Улица Бельская», который вбирает в себя панораму убегающей вдаль улочки с одно- и двухэтажными домами, редкими прохожими, в перспективе коей высящиеся на фоне шихана храмы. Столь же убедителен образ тихого провинциального города и в другой его композиции 1918 года «Уфа» с изображением зимнего города. Эти пейзажи, исполненные ощущения уюта и спокойствия, написанные мастерской рукой, сегодня волнуют нас не только своей живописностью, но и ароматом ушедшей старины.
Это можно отнести и к многочисленным работам 1910–1930 годов Анатолия Петровича Лежнева (1888-1956). «Посадская улица», «Фроловская улица», «Старая Уфа» – это лишь несколько произведений его уфимского цикла.
Его «Дубки» (1918) в полную силу демонстрируют живописное мастерство автора, стремящегося к выразительности фактуры письма, декоративной насыщенности цвета, придающим произведению романтическую окраску. В небольшом этюде «Монастырская стена» (1929) ему удается передать величественный пейзаж старой Уфы, ощущение монолитной силы древнего сооружения с башней, которые время «расписало» множеством оттенков, не ускользнувших от взгляда художника.
М.Н.Елгаштина. Уфа уходящая. 1951-1952.
Особое место образ нашего города занимает в творчестве «патриарха» башкирской живописи Александра Эрастовича Тюлькина (1888-1980).
Начало было положено в 1915 году, когда он написал красивый по композиции, цвету холст «Троицкий собор» – возвышающийся на зеленом холме величественный храм, золото куполов которого радостным «звоном» сияет на синем небе. Надо отметить, что это самое красивое в Уфе церковное сооружение, удачно расположенное на возвышении холма и царящее в окружающем пространстве, неизменно привлекало внимание художников. Его писали также уже упомянутый Анатолий Петрович Лежнев, Василий Степанович Сыромятников (1885-1979), акцентируя внимание на торжественно-монументальной архитектуре храма, несущей дух величия и незыблемой веры.
В 1920 году Александр Тюлькин создал проникновенное творение – «Гортензии», ставшее одним из первых произведений наших мастеров, приобретенных в коллекцию Башкирского художественного музея имени Нестерова. В трудные голодные и холодные годы художник обращается к зрителю с верой в жизнь и неизбежность светлых начал в ней. Свои чувства и размышления он воплощает в композиции, изображающей нежно-розовые гортензии, стоящие на окне, из которого открывается вид на пейзаж старой Уфы с Покровской церковью, домиками, свободно раскинувшимися по склонам холмов. Свет солнечного дня согревает полотно теплыми красками, сливающимися в единую жизнеутверждающую гармонию.
Александр Эрастович жил на улице Волновой, что теперь расположена ниже правительственного комплекса, откуда открывается взгляд на величественную панораму реки Белой, шиханы и где теперь открыт мемориальный музей художника. Мотивы этих мест стали героями многих его полотен. В картине «Старая Уфа» (1922) взгляд Мастера привлекает улочка, живо сбегающая к реке Белой, на берегу коей расположились купеческие лабазы, фигуры башкирок в национальных нарядах, которые своей красочностью усиливают мажорное звучание пейзажа, освещенного золотисто-оранжевыми лучами заходящего солнца.
Уфимские пейзажи стали для Тюлькина тем художественным средством, которое позволяло ему передавать философские размышления о жизни и гражданственные чувства. Таков его холст 1948 года «Праздник на окраине», трогающий своим глубоко человечным содержанием. Взволнован рассказ художника о светлом празднике, вошедшем в трудную послевоенную жизнь людей. Нам знаком и дорог этот мотив – улица Волновая, дворик Александра Эрастовича. Из окна собственного дома автор наблюдает тихую, скромную жизнь городской окраины, погруженной в состояние прохладного дня ранней весны. На воротах домов алеют праздничные флаги, они вносят в сдержанную цветовую мелодию полотна торжественно-радостные ноты.
Лирическую трепетность и монументальный размах уральской природы передает мастер в картине «На родине Нестерова» (1946). Серия его работ, посвященных нашему городу, обширна. В ней и «Строительство моста в Уфе» (1952), «Уфа строится» (1954), «Ледоход на Белой» (1963), «Морозное утро» (1963). Есть и по-тюлькински романтизированное полотно «Огни большой химии» (1960-е годы).
Часто героем его работ становился родной двор – в пору цветения яблонь, сирени или утопающий в ярком наряде георгинов, мальв («Солнце весеннее», «Яблони цветут»). Обе картины – 1960-х годов. Красота, которая его окружала, стала символом прелести мироздания, жизни.
Самая значительная работа этой серии – «Уфа. Шиханы» (1953). В ней – вид на город со стороны Цыганской поляны. Спокойное течение вод Агидели, могучие шиханы, чьи силуэты торжественно выступают на фоне неба. Благородные, глубокие охристо-серебристые тона темперной живописи, величественная пластика слиты в единую гармонию, озвучивающую эпический образ полотна. Удивительно мастерство художника, передающего в знакомом, близком ощущение вечности и торжества жизни.
А.Э.Тюлькин. Уфа. Шиханы. 1953.
Как и Тюлькин, его современник Иван Иванович Урядов (1893-1962) также отдал дань этой теме, создав в 1930-е годы ряд работ – «Асфальтировка улиц», «Постройка инструментального цеха», «Пристань Уфа» и другие. В его работах иная направленность, он стремился передать дух современности, когда в жизнь города вошла индустриализация. Есть в его работах документальная точность, ощущение времени.
Тема индустриального города звучит и в работе Алексея Васильевича Храмова (1909-1978) «Паровозное депо» (1932).
В годы войны в Уфе в эвакуации находился ленинградский архитектор Абрам Ильич Лапиров (1905-1975). Его знакомство с Александром Тюлькиным переросло в творческую дружбу, которая не прерывалась до конца их жизни. Лапиров «заболел» красотой здешних мест, в 1943 году он выполнил обширную серию графических работ, запечатлевающих облик старой Уфы.
В 1982 году их передал в дар художественному музею имени Нестерова его брат Семен Ильич – режиссер ленинградского Малого театра оперы и балета. Карандашные рисунки, слегка подцвеченные гуашью и акварелью, изображают улицу Салавата с ее старыми постройками, Соборную мечеть с разных ракурсов, виды на реку Белую со стороны города. Все они объединены ностальгическим чувством, исполнены в тщательной манере с легкой, прозрачной фактурой. Глаз специалиста позволяет ему точно передать строение архитектурных построек, умело создать пространство, как, например, в рисунке «Колокольня Троицкого собора», где автор тщательно показывает детали полуразрушенного памятника и даже фрагменты сохранившейся расколеровки. Особой филигранностью отличается серия рисунков с изображением уфимских резных заборов, ворот, несущая эмоциональную выразительность, пронизанной светом фактуры.
Старейшая художница Мария Николаевна Елгаштина (1973-1966), как известно, работала преимущественно в технике акварели и писала камерные уфимские мотивы, но есть в собрании художественного музея Нестерова и живописная ее работа «Уфа уходящая» (1951-1952). В ней – узнаваемый мотив пейзажа Архиерейки с деревянными домиками на крутом берегу реки Белой, на безлюдной улочке мы видим старуху, погоняющую впереди себя козу. Сам мотив, спокойные ритмика и цвет – все передает дух тихой патриархальной жизни, сценку из которой подсмотрела художница.
…Жизнь города, сохраненная в работах художников, взгляд мастеров изобразительного искусства либо на бытование гудящего мегаполиса, либо на негромкие, нешумные будни не слишком большого поселения – это всегда очень яркая, самобытная страница в истории любого града, столицы, урочища, починка или крепости… Это свидетельства современников, благодаря коим мы, сегодняшние, можем отследить то, как менялся наш город, рос, развивался, креп и набирался мощи. И конечно, эти живописные холсты, графические листы и сиюминутные зарисовки всегда несут личностное отношение авторов к тому уголку земли, где они появились на свет, где жили, росли, мужали, крепли как мастера, начиная понимать, что этот пятачок, где «дышат почва и судьба», и есть для них место силы – центр их кроветворной системы… Сегодня мы познакомили вас, читатель, с взглядом на Уфу художников, временные рамки творчества коих берут начало в минувшем веке и до периода Великой Отечественной. В следующую пятницу вас ждет окончание этой статьи: разговор пойдет о послевоенных годах.
Валентина СОРОКИНА,
искусствовед.
Снимки предоставлены автором.
искусствовед.
Снимки предоставлены автором.
5-08-2022 (0) Просмотров: 670 Номер: 53(13615) Версия для печати