$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

У Бога все живы


У Бога все живы

Из протестантизма в Православие. Различий в вероучении много, не претендуя на апологетику, расскажу, как это было лично у меня.

- Ну вот объясни мне, Полинка, - терзаю я подругу, - почему вы, православные, умерших поминаете? Ничего ваши молитвы в их участи уже не изменят!
Я категорична в своем протестантском упорстве. Молитвы за усопших - как кость в моем горле, они нарушают понятную картину мира, скребут за душу - а что, если подруга права, это я просто чего-то в христианском учении не понимаю?
- Ленка, так у Бога все живы! «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых», понимаешь? Мы все равно - вместе, и образуем единую Церковь. Одни - на земле, а другие - на небесах. Они там о нас Бога молят, а мы за них - здесь, неужели в этом есть что-то нехристианское?!
Я задумываюсь. Потом прошу Полину рассказать о личном опыте - вот ты молишься за родственников, и что? А если не молишься, что-то меняется? Слышу рассказ о покойных, которые ей иногда снятся. Если долго не вспоминает их в молитвах, выглядят страдающими. Возобновляет молитвы - ситуация выправляется.
«Все ясно. Просто чувственный опыт. Субъективное восприятие. Эмоции, может, совесть за что-то неспокойна. Никаких серьезных догматических оснований». И я успокаиваюсь. Но... в моем дне, словно отражения солнца в бликах на воде, возникают безмолвные подтверждения, что родня всегда рядом.
Вот я леплю сырники. Я знаю много способов их формирования, но почему-то всегда делаю это так, как моя бабушка. На кухню вбегает сын, смотрит на меня взглядом моего отца, потом движениями, точно копирующими деда, нагружает себе полную тарелку картофельного пюре. Между супом, сырниками и пюре он всегда выбирает пюре. Так поступал его дед.
По телефону звонит дочь. Она учится в лицее для одаренных детей на физмате. Ее блестящие способности - это тоже наследие покойного родственника. Я тут же вспоминаю с десяток историй о том, как дети являли с поразительной точностью свойства родичей, о которых даже родители были не в курсе. Тема не желает закрываться. Бормочу под нос: «Кровь - не вода, а гены пальцем не раздавишь», - и лезу искать догматические основания. Меня убедят только факты. Желательно - на Священном Писании основанные.
Помимо многочисленных метафорических сравнений смерти со сном нахожу явление троим ученикам души Моисея на горе Фавор. Многочисленные святоотеческие опыты, свидетельствующие не об отсутствии посмертной жизни, но наоборот, о таком богатстве ее проявлений, которое сложно описать земными словами. Свидетельства о посмертных мытарствах блаженной Феодоры меня увлекают, но не убеждают. Только Писание, только Слово Божье!
Читаю в Послании Римлянам: «Живем ли - для Господа живем, умираем ли - для Господа умираем. И потому живем ли, умираем ли - всегда Господни». О чем это для меня? О том, что жизнь нам не принадлежит, она дарована свыше. А для чего? Для того, чтобы в ней мы прославляли Господа и служили ближним. Так неужели эта миссия ограничивается только кратким земным пребыванием? Что оно для Господа, если Он вечен? Неужели смысл только в том, чтобы стать звеном цепочки рода, передав свои качества потомкам? Как-то мелко в масштабах Божьего замысла. А мы сотворены по Его образу и подобию. Вот Евангелие от Луки 20.38: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы».
Кстати, для чего в самом начале Нового Завета упомянуто родословие Иисуса Христа? Вся эта череда людей - великих и обычных - стоит за плечами Девы Марии, их появление было необходимо для земного воплощения Богочеловека.
Значит, молиться за умерших или нет - каждый решает в меру глубины своего сердца. Православная церковь - молится. Оказывать милость и поминовение тем, кто уже не способен сам помолиться за себя? Или оставить после смерти всякое попечение о душе ближнего? Лично мое понимание Духа Писания говорит, что в первом подходе христианского милосердия больше. Об этом же, кстати, говорят и психологи: принятие и уважение собственного рода - ключ к решению многих личностных проблем.
Почему мои критерии истинности так убоги? Раз прямого указания не нашла: «Молись, Лена, за умерших - можно!» - значит, и беспокоиться об их посмертной участи мне запрещено?! Милость Божья велика, имею ли я право определять ее пределы? Вера должна исцелять душу, а мою она, получается, ожесточает? Тогда изъян не в учении, а в моих личных «тараканах»...
Не может, не должна забота и любовь о близких заканчиваться со смертью. И для меня это - одно из многих мест Писания, где между буквами нужно суметь разглядеть Дух.

Елена СЕЛИФОНОВА.


Дата создание новости 12-08-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 340     Номер: 55(13617)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.