Фидан ГАФАРОВ: «Я благодарен тому, кто придумал Театр!»
В пятницу, 14 октября, в Башкирском государственном академическом театре драмы имени Мажита Гафури состоится бенефисный спектакль «Цена счастья» по пьесе Халисы Мударисовой. Спектакль этот приурочен к юбилею народного артиста России, Башкортостана и Татарстана Фидана Гафарова.
Народный артист России, Башкортостана и Татарстана, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, почетный гражданин города Уфы Фидан Гафаров родился в 1947 году в деревне Ново-Уртаево Дюртюлинского района. В 1965-м он окончил театральное отделение Уфимского училища искусств. Фидан Сафич начал свою творческую деятельность в Башкирском государственном академическом театре драмы имени Мажита Гафури, дебютировал в ролях Ильгама («Песнь о любви» по пьесе Ангама Атнабаева) и Володи («Ее друзья» по пьесе Виктора Розова).
Искусство Фидана Гафарова поистине можно назвать феноменом сценической жизни республики. Ему не было равных по популярности артистов с самого начала творческого пути. Искренность чувств, способность глубоко проникнуть в поэтику произведения – вот определяющие качества творчества истинного народного таланта, любимца публики, мастера сцены Фидана Гафарова.
Фидан Сафич создал много ярких, запоминающихся образов, в его «послужном списке» множество ролей - от классики национальной, русской и зарубежной до пьес современных авторов.
Несмотря на то, что творческий диапазон артиста позволял ему исполнять роли самые различные – драматические, характерные, трагические, как отмечают критики, он «навсегда приговорен к лиризму, к романтизму». Подтверждение тому – его самые значительные и большие работы, это образ Халиля («Галиябану» по пьесе Мирхайдара Файзи), Зулькарная («Озорная молодость» Ибрагима Абдуллина), Лиолы («Лиола» Луиджи Пиранделло), Булата («Голубая шаль» Карима Тинчурина), Загира («Галия» Тагира Тагирова, Рифката Исрафилова), Файзи («Райса+Файзи» Нажиба Асанбаева)…
Важной вехой в творчестве Фидана Гафарова стала роль Марагима в инсценировке Рифката Исрафилова по повести Мустая Карима «Долгое-долгое детство» – «И судьба не судьба». В этом спектакле он сумел создать запоминающийся образ беззаветно влюбленного и любящего, преданного идеалам добра человека. За роль Марагима Фидан Гафаров и был удостоен Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева.
Новыми яркими страницами творчества актера стали созданные им за последние сезоны образы. Это - Альберт Фархатский («Плачу вперед!» по комедии Надежды Птушкиной), Талип («Долгое-долгое детство» по повести Мустая Карима), Иван Федулов («Салават» по трагедии Мустая Карима), Карим-бай («Башмачки» по произведению Хабибуллы Ибрагимова)…
Фидан Гафаров известен не только как актер, но и как великолепный певец с неповторимыми вокальными данными. Многие сценические образы требовали от актера умения петь, и его красивый, уникального тембра голос также стал одной из составляющих огромного успеха артиста у зрителей. Впрочем, пришло время дать слово самому бенефицианту…
- Ваше имя и имена героев, которых Вы играли на сцене - Фидан, Загир, Искандер - в одно время стали настолько популярными, что их давали новорожденным…
- Был такой бум. Впрочем, эти имена встречаются и сейчас…
- Фидан Сафич, Вы уже в молодости стали невероятно востребованным, поистине народным артистом…
- В народе говорят: «Вот артист вышел на сцену и полностью заполнил ее собой». Это и есть истинное признание публики! У меня тоже есть любимые артисты – Михаил Александрович Ульянов, Василий Семенович Лановой. Они – великие актеры! Народные любимцы - штучные, их не должно быть много… Если народных становится много, то искусство обесценивается. Невозможно стать любимцем публики, только окончив специальное учебное заведение и получив какую-то базу для работы на сцене. У настоящего актера должны быть еще природные данные, призвание, душа и сердце…
- Что Вас подтолкнуло к выбору профессии артиста?
- Игра на гармони. Я научился играть на гармони (тальянке) примерно в девять-десять лет, и меня молодежь начала приглашать на вечерние посиделки. Меня, гармониста, сажали в центр, я был в почете. Конечно, мне это нравилось. Когда учился в восьмом классе, мы работали в поле, помню, на лошади прискакал брат и говорит: «Фидан, идет набор в артисты. Хочешь поехать учиться?» Он только успел это сказать, я бросил все и побежал за ним. Даже свой велосипед забыл на поле, потом отец его принес.
С детских лет моими друзьями были тальянка и песня. Без них я жить не могу. До сих пор в моменты грусти мне нужно уединиться - в своей гримерке или на природе рядом с речкой в родной деревне - беру гармонь, перебираю лады и начинаю петь. Вот это состояние излечивает мою душу, вместе с мелодией растворяется грусть, возвращается гармония, заново чувствуешь, что жизнь прекрасна…
- Вы выросли в многодетной семье…
- Да. В семье в основном были мальчики. Поэтому полы либо посуду помыть и другая женская работа нам доставались. А мои братья терпеть не могли этого. Я же ценю чистоту и порядок. Рано вставал, тщательно мыл полы, посуду, убирался. Потом спокойно садился за стол - мама оставляла нам по одному вареному яйцу, каждому по куску хлеба с маслом и поджаренные макароны. Пока мои спали, я съедал их порции. Много работал физически, и мне нужно было подкрепиться... Потом засони вставали и им приходилось довольствоваться только макаронами. Естественно, этого им не хватало. В общем, братья шли рыбачить, чтобы у них была на обед рыба…
- Я слышала, что именно роль Зулькарная из комедии «Озорная молодость» принесла Вам настоящую популярность…
- А знаете почему? Потому что Зулькарнай - это я. И играл я себя. Между нами нет разницы. Я тоже был таким же озорным, шустрым, веселым, всегда хотел лидировать и до сегодняшнего дня не уступаю лидерства. В какой бы профессии ни проявлял себя человек, он должен быть лидером. Иначе не сможет найти себя. А в тот период благодаря спектаклю «Озорная молодость» наш театр вновь возродился, помню, более ста спектаклей сыграли с аншлагом.
- Вы работали и в кино…
- Да, был такой опыт. Сыграл в фильме «Всадник на золотом коне». Но я понял, что киноиндустрия – не моя стезя. Снимался в кино, и кроме разочарования ничего в памяти не осталось. Моя судьба – театр.
- Кто для Вас режиссер?
- Режиссер - это тот, за кем артисты готовы пойти. Он должен уметь убеждать и заслужить доверие. Таким был Рифкат Вакилович Исрафилов. Он с каждым артистом работал индивидуально, с глазу на глаз. После его трактовки образа у артиста оставалось ощущение, что это именно его роль, и он начинал жить в ней. Репетиции Исрафилова мы ждали с нетерпением, все горели его идеями. Сегодня артистам не хватает таких режиссеров.
- А какие спектакли, как Вы думаете, нужны народу сегодня?
- Народ любит музыкальные спектакли, комедии, мелодрамы. Трагедии, исторические произведения тоже нужны, конечно, но они не столь популярны. И еще одно – ныне многие режиссеры используют на сцене шикарные костюмы, спецэффекты, само сценическое произведение превращается в фейерверк. К сожалению, ныне постановщики делают ставку на новые технологии, скажем, компьютерную графику, а не на внутренний мир героев и умение исполнителя перевоплощаться. Мне думается, так нельзя. Современные методы должны быть направлены на раскрытие сердца актера, его возможностей. А если этого не станет, то и актер будет пустым, не сможет заполнить собой, своей игрой сцену.
- Фидан Сафич, Ваш дуэт с Нурией Ирсаевой стал театральной легендой…
- Да, это благодаря тому, что наши творческие пути сошлись. Очень не просто артисту найти идеального партнера. А мне повезло. Нурия Исхаковна фактически живет на сцене. Она пропускает каждую героиню через свое сердце, через себя, в ней нет ни капли фальши. Она искренняя и настоящая. Поэтому в нее невозможно не влюбиться на подмостках. Зрители это чувствовали и всегда нам верили. Да и продолжают верить.
- Вы - не только артист драматического театра, но и популярный певец…
- Песня – это, скажем так, мое хобби. Я пришел на эстраду благодаря песням, которые были написаны для спектаклей. Ценю песни с тонким смыслом. Быстро запоминаю текст, но пока я не пойму смысла песни, пока ее полностью не «присвою», не выношу итог на публику.
- Еще какое хобби у Вас есть?
- Рыбалка. Это у меня с детства. Я ведь вырос на берегу Агидели. На гастроли всегда беру удочку. Обожаю водить машину – несмотря на свой солидный возраст, до сих пор за рулем. Люблю ездить на дальние расстояния, потом где-нибудь в кафе останавливаюсь, попью кофейку…
- А вообще, скажите, пожалуйста, женщины и по сию пору признаются Вам в любви?
- Бывает… И это объяснимо: они ведь не в меня, а в моих героев влюблены. В жизни многим из них не хватает романтики, чувства. А я играю в спектаклях с жизнеутверждающими вечными темами, в тех, где есть любовь и добро. Эти ценности никогда не поменяются. Меня смущает ситуация, что режиссеры пытаются осовременить классику, например, недавно посмотрел фильм «Ромео и Джульетта». Не понравился. Это уже не Шекспир! Или, например, возьмем мою песню «Зимний романс», ее сейчас тоже пытаются исполнить по-новому, по-молодежному. Я не могу этого принять, и народ, думаю, в большинстве своем не принимает современную трактовку. Ну кому это надо и зачем? Не стоит переделывать хорошую, крепко скроенную вещь, потому что у каждого произведения есть душа, с которой оно рождается… И зачем пытаться все переиначить?
- Что Вас сегодня огорчает?
- Больше всего, безусловно, потери… Несколько лет назад от нас ушел мой сын Айбулат, он был очень талантливым, но не смог найти себя в этой жизни. В нынешнем году покинула наш мир и моя супруга, с которой мы прожили пятьдесят пять лет…
- А есть то, что радует?
- Радует все позитивное. Каждый новый день - это маленькая жизнь, где есть и счастливые, мажорные моменты, победы, а иногда и грустные мгновения. Мне исполняется семьдесят пять лет – и это такой возраст, когда оглядываешься назад, анализируешь свою жизнь, и приятно, когда в душе живы теплые воспоминания. Благодарю бога, что я прожил жизнь с очень мудрой женщиной, что у меня талантливый сын - Азамат, который поддерживает меня во всем.
- Свой юбилей Вы решили отметить мелодрамой «Цена счастья», этот спектакль, на Ваш взгляд, автобиографичен?
- «Цена счастья» – спектакль, который вот уже многие годы идет с неизменным аншлагом. Это абсолютный рекорд нашего театра. Да, конечно, в чем-то он перекликается с моей судьбой…
По тематике и по своей природе роль Зарифа очень близка мне. Жизнь, которую проживает мой герой в спектакле, имеет много общего с моей настоящей судьбой. Возникает такое ощущение, что в событиях, происходящих на сцене, отражается мой творческий и непростой жизненный путь. Да, у каждого человека есть своя единственная дорога. Так и у героев спектакля: кто-то живет и радуется тому, чем наделила его судьба, а кто-то пытается достичь невероятных высот, гонится за большой славой, репутацией и известностью. Творчество, являясь необъяснимо волшебной, магической силой в жизни людей, выступая неотъемлемой составляющей их бытия, заставляет героев задуматься о самом главном и о самом сокровенном в судьбе каждого человека – о цене счастья.
Более того, когда режиссер Айрат Абушахманов только задумал воплотить на сцене пьесу «Цена счастья», он сказал: «Если Фидан Сафич откажется в моей версии играть, я вообще не буду ставить этот спектакль».
…Только тот, кто сам потерял ребенка, сможет понять и передать всю глубину трагедии. Нет на свете большего горя, чем пережить собственное дитя… Когда Айбулата не стало, я думал, что сойду с ума. Жизнь казалась бессмысленной и никчемной. Но, видимо, Аллах пожалел меня и послал дочь - Самира родилась в тот же год, когда не стало сына. Она появилась вне брака. Вместе с ней помолодел я сам, сегодня себя чувствую на пятьдесят лет, не больше…
- Что Вы пожелаете молодым артистам?
- У нас очень талантливая молодежь. Я бы пожелал каждому найти своего режиссера, ведь от него во многом зависит судьба артиста.
- Вы, как актер, проработавший в Башкирском академическом более полувека, сможете сказать - что для вас Театр?
- Я пятьдесят шестой год работаю в Башкирском академическом театре драмы имени Мажита Гафури. И счастлив тем, что стал единым целым с ним. Считаю, что это своего рода подарок судьбы. Театр - это моя жизнь. Я не могу жить без него. Благодарен тому, кто придумал Театр!..
Вопросы задавала
Динара КАЮМОВА.
Фото Руслана ЮЛТАЕВА.
Фото Руслана ЮЛТАЕВА.
11-10-2022 (0) Просмотров: 669 Номер: 70(13632) Версия для печати