$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Булат особой выплавки, или Вот пуля пролетела и – ага…


Булат особой выплавки, или Вот пуля пролетела и – ага…

«Работа с булатом требует высокой сноровки» – прочтя эту фразу в одном из специальных текстов, в которые мне довелось углубиться в поисках значения имени Булат, я даже рассмеялась. Нет, читатель, речь не о стали, благодаря особой технологии изготовления отличающейся своеобразной внутренней структурой и видом («узором») поверхности, особо высокой твердостью и упругостью. Обо всем этом я и раньше слышала от своего редактора, некогда немало публикаций посвятившего секрету булатной стали. Но сегодня все-таки о другом…

Речь идет о моем товарище, коллеге, который носит имя Булат и знаком с большей половиной Уфы, если не сказать – Башкирии. В воскресенье, 16 октября, у него золотой юбилей. Не могу пройти мимо этой даты. Поскольку работаю с ним в тесной связке начиная где-то с 2005 года, когда он пришел в «Вечерку», внезапно, словно из ниоткуда, возникнув на пороге моего кабинета и сразу же горячо заговорив о желании устроиться в главную городскую газету – быстро, чуть путано, проглатывая окончания и подчас понижая голос до шепота, да так, что я уже вообще не понимала того, о чем рассказывает мне невысокий человек с намечающейся на макушке тонзурой… Это теперь, слыша в телефонной трубке торопливую гайнетдиновскую скороговорку и пытаясь разобрать то, о чем Булат Расихович спешит нам поведать, сглатывая фразы, мы шутим: «На театральном факультете вопрос со специалистами по сценической речи и по сию пору остается открытым, поскольку Гайнетдинов отказался от преподавания в институте искусств…» Но тогда, дотерпев до финала пулеметной очереди, я взяла за руку понравившегося мне чем-то гостя и отвела его к главному редактору. Так началась жизнь Булата Гайнетдинова в «Вечерней Уфе».
Первые «подвиги» он совершал с легендарной для главной городской газеты личностью – нашей Пра, если вспомнить окружение Максимилиана Волошина – Галиной Леонидовной Григоренко. Куда только не моталась эта не разлей вода парочка – по всей республике, во все те места, куда раньше не ступала нога журналиста. Гайнетдинов с фотокамерой, Григоренко – с ручкой и блокнотом. Далеко не одну сенсацию сей дуэт добыл для «Вечерки».
Именно в ту пору начала работать с Гайнетдиновым и я, периодически заставляя его, выпускника факультета журналистики Башкирского государственного университета, писать и собственные тексты, ведь Гайнетдинов умен, чрезвычайно наблюдателен, склонен к аналитике и обладает легким слогом и стилистической культурой… В свое время, еще до журфака БашГУ, он с головой окунулся в фотодело, пройдя учебу в фотостудии «Нарцисс» под руководством лауреата международных конкурсов Сергея Леонтьева. И вообще, во всем, что касается этого ремесла, Гайнетдинов учится постоянно, смотрит, слушает, советуется с мастерами старой школы, делает выводы и перелопатил огромное количество литературы, связанной с историей и искусством фотографии.

Булат особой выплавки, или Вот пуля пролетела и – ага…

Мы славно потрудились с ним в свое время. И именно тогда я поняла, что общение с этим человеком требует от пишущего «высокой сноровки». Причем сие касается не только скорости «пера» в бросках и погонях за фотокорреспондентом, но и в умении убедить, склонить на свою сторону этого всезнайку и рубаху-парня, которого на наших совместных репортажах останавливал каждый второй… Ко времени прихода в «ВУ» он уже успел поработать в службе ГУИН Министерства юстиции по РБ, был корреспондентом газеты «Горизонт», так что многое из проблем пенитенциарной системы не было для него секретом. Скажу больше – на его счету должность собственного корреспондента федерального журнала «Преступление и наказание», участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. В послужном списке капитана запаса, ветерана боевых действий Булата Гайнетдинова есть и ведомственные награды.
Мало-помалу я притерлась к этому подвижному, стремительному, словно пуля (не успеешь оглянуться, а он уже летит с невероятной скоростью на противоположной стороне майдана – и ты бежишь за ним, ломая ноги), человеку, с которым можно поговорить об очень и очень многом, в том числе и о великой русской литературе… И это именно я привела его в театр, не предполагая, что люди, которых я всегда считала друзьями, поставят мне подножку, переманив Булата в Русский академический, не поговорив со мной, не предупредив, просто сделают ему предложение, от которого сей торопыга, искатель приключений и новых тем, неустанно жаждущий открытий, не сможет отказаться. До сих пор, скажу честно, у меня не рассосалась заноза в сердце на того, кто так себя повел по отношению ко мне… В общем, в 2011-м Гайнетдинов стал бегать «на сторону», открывая мир театра и доводя меня до белого каления тем, что начал вдруг с ученым видом знатока объяснять мне, как я должна театральное искусство понимать. Было, Булат Расихович, было… Есть в тебе, при всей пластичности твоей натуры, эта торопливость, когда ты не замечаешь, что кого-то такие вещи задевают… Но прошло, слава богу, помирились, и теперь мы вновь активно с ним сотрудничаем, изредка даже путешествуя в поисках тем по республике… Он тверд, как булат, и в то же время невероятно верток – умеет пробиться в любое место, даже запретное для других; он действительно спорый, точно пуля, легкий на подъем человек, готовый на любой кипеш, успевший уже поработать, параллельно со службой в театре, фотокорреспондентом газеты «Единая Россия», помотаться по миру, благодаря документальным проектам телеканала «Россия», в качестве оператора и исполнительного продюсера – Штаты, Франция, Западная Германия, Великобритания, Израиль…
И он, как это ни странно для многих (только не для меня), при всей своей летучести остается верен Русскому академическому, создав далеко не один цикл замечательных театральных снимков… Не знаю, чтут ли его в ГАРДТ… Если это не так, то мне жаль тех людей, которые не сумели оценить талант и невероятную трудоспособность Булата Гайнетдинова, его умение видеть кадр, часами караулить его, а еще изумительное чувство света, потому что световые партитуры в гайнетдиновских съемках прекрасны!

Булат особой выплавки, или Вот пуля пролетела и – ага…

Он умеет оказаться в нужное время в нужном месте, в его фотоархивах можно найти, мне кажется, любой необходимый тебе снимок, портрет любого персонажа твоей публикации – стоит Булату позвонить, как в последнюю инстанцию, и слышишь на другой стороне трубки: «Да, есть, снимал, сейчас
поищу!..»
А еще он настоящий друг, который может выручить в самой патовой ситуации: найти нужного врача, позвонить кому-то, кто способен решить твою проблему, принести стаканчик кофе, в конце концов, когда ты уже падаешь в редакции от бессилия… А еще мне с ним всегда интересно, и главное – я уважаю его дарование, люблю, как он пишет и как снимает… Думаю, мы еще не раз поработаем вместе, Булат Расихович! Жму руку, с юбилеем! Но не носись так быстро, прошу, дай мне вновь набраться сноровки!..

Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Евгения ПОПОВА
и из архива автора.


ДОБАВИМ…
В послужном списке фотографа Булата Гайнетдинова – Республиканская фотовыставка «75 лиц Победы» к юбилею Победы в Великой Отечественной войне (Уфа, 2020); персональная фотовыставка «Про образы. Театральный вернисаж» (Уфа, 2016); фотовыставка-антология «Наша Родина – Башкортостан», посвященная 40-летию республиканского фотоклуба «Агидель» (Уфа, 2016); фотовыставка памяти Давида Гальперина «Башпрессфото-2015» (Уфа, 2015); выставка «Блокадные дети войны» – Национальный музей РБ и Русский академический театр РБ (Уфа, 2022).
А еще: Золотая медаль Фотоассоциации Сербии на XIV Международной триеннале «Театр в фотоискусстве», патронаж FIAP (Нови-Сад, Сербия, 2014); второе место в номинации «Фото» на конкурсе, посвященном 25-летию образования Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан (Уфа, 2020); победа в номинации «Золотой объектив» на «Бале прессы» за снимок «Заглядывая в глаза Салавату» (Уфа, 2010); диплом ЮНЕСКО, которого он удостоен был на VIII открытом республиканском фестивале киновидеофильмов «Земля и люди-2002» в номинации «Гражданское мужество» за фильм «100 дней войны и мира» (Уфа, 2002).


Дата создание новости 14-10-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 458     Номер: 71(13633)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.