Наши дети в интернете… Как распутать эти Сети?
Дети и подростки – активные пользователи интернета. Влияние информационно-коммуникационных технологий и, в первую очередь, интернета на подрастающее поколение неуклонно возрастает, а сообщество российских онлайн-пользователей с каждым годом все больше молодеет. Для одних интернет служит источником знаний, другие используют его в работе, кто-то находит с его помощью друзей и просто общается. Интернет позволяет смотреть фильмы, играть в игры, развивать творческие способности, совершать покупки в магазинах.
По данным социологов, каждый второй ребенок 9-10 лет пользуется интернетом ежедневно. А с середины 2010-х годов в России получил широкое распространение мобильный интернет, которым пользуется сейчас более трети школьников 9-10 лет и более 60 процентов подростков 15-16 лет.
Помимо огромного количества возможностей интернет привносит в жизнь и множество рисков. Дети и подростки в полной мере не осознают всех возможных проблем, с которыми они могут там столкнуться. Необходима помощь, чтобы сделать их пребывание в интернете более безопасным, научить их ориентироваться в информационном пространстве и обходить встречающиеся там опасности.
Виртуальное общение
Виртуальное общение проникло во все сферы жизни человека, особенно в жизнь молодежи. Виртуальный мир дает огромные возможности, и круг онлайн-общения может быть значительно шире, чем круг коммуникации в реальной жизни. Процесс знакомства в интернете происходит намного проще, чем в реальности. Подростки смелее начинают общение, поскольку не боятся, что их высмеют или отвергнут. Кроме того, на специализированных форумах легко можно найти людей с похожими вкусами и интересами, что исключает проблему поиска собеседника.
Однако у виртуального общения существует и обратная сторона, подразумевающая риски, как коммуникационные, так и электронные.
Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и могут включать в себя незаконные контакты (домогательства, груминг), интернет-преследование, разглашение персональных данных.
Российские дети подвергаются преследованию через интернет так же часто, как и в реальной жизни. По данным исследования «Дети России онлайн», проведенного Фондом развития интернет, факультетом психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Федеральным институтом развития образования Минобрнауки России в 2015 году, каждый десятый ребенок 9-16 лет становился жертвой преследования подобного рода. Основной площадкой, на которой в последнее время локализуются преследования, являются социальные сети. Нередко школьники подвергают нападкам не только со стороны взрослых интернет-пользователей, но и своих сверстников.
Электронные риски связаны, прежде всего, с распространением вредоносного программного обеспечения через чаты, онлайн-мессенджеры, социальные сети, форумы и блоги. Они традиционно включают хищение данных, несанкционированное использование компьютера и другое.
Хищение данных, как известно, может привести к незаконному получению доступа к личной информации пользователя (номерам банковских счетов, паспортным данным, кодам, паролям) и последующему их использованию с целью причинения материального и финансового ущерба.
Несанкционированное использование компьютера может возникнуть вследствие заражения компьютера вредоносным программным обеспечением и способно привести к потере важных данных. Инфицированный компьютер может стать элементом бот-сети, построенной и централизованно управляемой злоумышленником.
Виртуальный контент
Электронные риски возникают не только при виртуальном общении, они могут встречаться также внутри виртуального контента.
Контентные риски – это материалы (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие элементы насилия, агрессии, порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и тому подобное. Столкнуться с ними в интернете можно практически повсюду, на любых существующих ресурсах: сайтах, в социальных сетях, блогах, торрентах, видеохостингах... Зачастую подобный материал может прийти через электронную почту в виде спама или незапрошенного сообщения.
Негативный контент можно условно разделить на три вида: незаконный, неэтичный и вредоносный.
Незаконный контент: детская порнография, информация о наркотических средствах (об изготовлении, продаже, а также пропаганда употребления), все материалы, имеющие отношение к расовой или религиозной ненависти (экстремизму, терроризму, национализму), а также относящиеся к агрессивному поведению по отношению к группам людей, отдельным личностям, животным, касающиеся азартных игр.
Внутреннее законодательство каждой страны предусматривает различные виды наказания за распространение подобной информации. Российским законодательством за подобные действия предусмотрена уголовная и административная ответственность.
Неэтичный контент – это материалы, противоречащие принятым в обществе нормам морали и социальным нормам. Подобное наполнение не попадает под действие законодательства, однако может оказывать негативное влияние на психику человека, особенно ребенка, при знакомстве с ним. Примерами могут служить широко распространенные в сети изображения сексуального характера, агрессивные онлайн-игры, азартные игры, пропаганда нездорового образа жизни (употребление наркотиков, алкоголя, табака), а также нанесения вреда здоровью и жизни (различных способов самоубийства, «аудионаркотиков», курительных смесей), нецензурная брань, оскорбления. Информация, относящаяся к категории неэтичной, может быть также направлена на манипулирование сознанием и действиями отдельных групп людей.
Вредоносный контент – это материалы, которые могут привести к заражению компьютера вирусами и, как результат, к потере важных данных. Распространение ссылок на зараженный контент может осуществляться через социальные сети, блоги, форумы. В данном случае контентные риски пересекаются с коммуникационными.
В интернете присутствует большая доля информации, которую нельзя отнести ни к полезной, ни к надежной. Пользователи вынуждены самостоятельно оценивать достоверность, актуальность и полноту информационных материалов, и особенно трудно это делать детям. Интернет не может служить единственным источником информации: любые получаемые данные необходимо сверять по альтернативным источникам (учебникам, энциклопедиям). Особенно это касается информации, затрагивающей важные элементы жизни человека (его здоровье, обучение).
Кроме перечисленных контентных рисков, очень часто дети становятся жертвами рисков потребительских, к которым относится вероятность приобретения товара низкого качества, подделок, контрафактной и фальсифицированной продукции, потеря денежных средств без приобретения товара или услуги.
Дети активно занимаются поиском развлечений в интернете. При поиске нового игрового сайта они могут попасть на сайты с азартными играми, связанными с выигрышем или проигрышем реальных денег.
Совершая онлайн-покупки, дети зачастую могут растратить значительные суммы со счетов своих родителей. Это может произойти, если они каким-либо образом имеют доступ к счетам или банковским картам.
Интернет-зависимость
Чрезмерное увлечение интернетом может привести к формированию интернет-зависимости. Чаще всего этой болезни подвержены подростки. Ребенок перестает видеть разницу между действительностью и виртуальным пространством, начинает переносить события и действия, характерные для виртуального мира, в реальную жизнь. Как следствие – возникают серьезные проблемы с учебой, в отношениях с близкими людьми. Чаще всего подростки пользуются интернетом не столько для выполнения домашних заданий и поиска полезной информации, сколько для общения в чатах, сетевых игр.
Повышенную склонность к приобретению интернет-зависимости имеют дети с низкой самооценкой, у которых что-то не получается в реальном мире: интернет позволяет им сохранять анонимность (хотя это только видимость!), не бояться осуждения, получать более широкий выбор возможностей для общения, чем им удается получить в реальном мире. Ребенку часто гораздо легче, чем взрослому, выстроить собственный виртуальный мир, пребывание в котором становится для него комфортным. Взрослым необходимо внимательно следить за отношением ребенка к интернету, чтобы предотвратить превращение Сети из средства для развития личности ребенка в плохо контролируемую страсть.
Интернет-зависимость также может вызывать пренебрежительное отношения подростков к учебе. В интернете собрано огромное количество готовых докладов, рефератов, решений заданий и задач из школьных учебников по любым предметам: достаточно просто щелкнуть мышкой, чтобы мгновенно получить готовый результат. Подростки распечатывают на принтере и сдают учителю такие материалы, даже не прочитывая их. От такой «учебы» нет пользы.
Интернет способен дать ребенку определенную информационную свободу, но он никогда не заменит живого общения. Зависимость ребенка от интернета опасна тем, что не позволяет развиваться навыкам социального общения.
Многие подростки полагают, что когда они общаются в интернете, их невозможно идентифицировать и уж тем более найти «в реальной жизни». Такое заблуждение весьма устойчиво и свойственно многим неопытным пользователям. Оно порождает иллюзию анонимности и, как следствие, создает ощущение полной безнаказанности при посещении Сети. Именно эта иллюзия становится причиной безразличного отношения к происходящему и заставляет пренебрегать элементарными правилами осторожности. Бывает также и наоборот: интернет вызывает у ребенка чувство безнаказанности, провоцирует на агрессию, которая в дальнейшем может найти выход и в реальной жизни.
Как защитить ребёнка
Находясь в интернете, ребенок так же уязвим, как и в реальном мире: очень важно, чтобы родители знали об этом и понимали, как и от чего необходимо ребенка защитить. Онлайн-безопасность детей могут обеспечить только их родители. Дети до 10 лет должны выходить в интернет только под присмотром (гласным или негласным) родителей. Родители обязательно должны объяснить детям правила поведения в интернете, рассказать о пользе и вреде встречающейся там информации, обеспечить им необходимый контроль.
Чтобы свести к минимуму риски, необходимо принять следующие меры:
– компьютер лучше размещать в общем зале, а не в комнате ребенка;
– компьютер должен использоваться в том числе для обучения;
– следите за тем, как ваш ребенок использует компьютер;
– расспрашивайте ребенка о его интернет-друзьях;
– используйте специальные программные инструменты, которые позволяют блокировать доступ к сайтам «для взрослых»;
– объясните ребенку, как опасно сообщать любую персональную информацию при виртуальном общении с посторонними;
– убедитесь, что ваш ребенок непременно рассказывает вам обо всем необычном, что он встретил в интернете, не забывайте останавливать его, если он позволяет себе отвечать собеседнику грубо или оскорбительно при виртуальном общении;
– убедитесь, что ваш ребенок знает, насколько опасно переносить в реальность общение с теми людьми, с которыми он разговаривает через интернет;
– объясните ребенку, насколько опасно посылать или получать фото- и видеоматериалы по интернету от тех людей, с которыми нет личных контактов;
– убедитесь, что ваш ребенок не выходит в интернет поздно ночью.
Для обеспечения комплексной защиты наряду с организационными мерами при посещении ребенком интернета необходимо использовать доступные технические средства интернет-безопасности.
Необходимо помнить, что универсального средства, которое смогло бы удержать ребенка от поиска способов для обхода созданного ограничения, не существует. Поэтому всецело полагаться на программы родительского контроля нельзя: они не заменят беседы с родителями о правилах поведения в интернете, о назначении компьютера. Тем не менее специальные программы и сервисы могут стать для вас надежными помощниками в воспитании ребенка.
По материалам сайта safe-surf.ru.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
13-07-2023 (0) Просмотров: 231 Номер: 48(13701) Версия для печати