$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ

Доверяй, но проверяй… И перепроверяй!


«Неужели это правда?» Держим пари, таким или подобным ему вопросом вы, уважаемые читатели, задаетесь едва ли не каждый день. Услышав что-то по радио, узнав из теленовостей, встретив броский заголовок в интернете, мы то и дело удивляемся, пугаемся, настораживаемся, иногда даже не находим в себе сил поверить в сказанное… Но все ли из «горяченького» происходит в действительности?
Время идет, технологии развиваются, а проблема ложной информации не теряет актуальности и даже становится острее. Недавнее исследование Кембриджского университета (Великобритания) показало, что пользователи плохо отличают настоящие и сфабрикованные инфоповоды. Определить, за каким из заголовков стоит реальное событие, а за каким его преувеличенно скандальное подобие, респондентам удалось лишь в 65 процентах случаев. И кстати, выдуманные заголовки для эксперимента писал ChatGPT – чат-бот с искусственным интеллектом.
Но речь не об участии ИИ в создании ненадежного информационного пространства. В конце концов, нейросеть – лишь инструмент, придающий вредоносному намерению определенную форму. По-настоящему интересны личности, стоящие за завесой интернет-обмана.
Недавнее крупное исследование одного из популярных сервисов микроблогов показало, что правдивые сообщения редко читают больше тысячи человек, тогда как самые успешные фейки затрагивают стотысячную аудиторию. Аналитики Университета Балти-мора (США) решили выразить влияние фейков в количественном эквиваленте и подсчитали, что ежегодно ложный контент наносит мировой экономике ущерб в 78 миллиардов долларов.
Такая сила в умелых руках может сыграть важную роль в достижении цели. Если, конечно, цель изначально вообще была, ведь самые безумные фейки нередко создаются безоглядно верящими – людьми, которые не врут другим, а сами катастрофически обманываются.
Видов фейкового контента очень много. Но самый обсуждаемый и опасный – фейкньюс, фейковые новости.
К таковым специалисты относят: информацию, придуманную с нуля; информацию, сознательно искаженную для достижения определенного результата; информацию, сомнительную с точки зрения журналистского мастерства (тот же «кликбейт»); сатиру, выглядящую как реальная новость; рекламу, выглядящую как настоящий журналистский материал; информацию, ложно дискредитирующую иные сообщения.
Рождаются фейковые новости тоже разными способами. Например, весь инфоповод может быть изначально ложным или как минимум непроверенным. Другой вариант, когда информационный акцент смещается так, чтобы ввести в заблуждение и сформировать неправильное восприятие содержания. Новость сопровождается ложной, неточной или вырванной из контекста цитатой – тоже начало зарождения фейка. Недостоверными могут оказаться также визуальные материалы (будь то фото или видео), рейтинги и так далее.
Какие именно механизмы используются при создании фейка, зависит от субъекта, эту ложную новость продвигающего. Можно условно разделить людей, участвующих в жизненном цикле фейка, на активных «обманщиков» и пассивных потребителей. «Обманщики» дополнительно делятся на зачинщиков («фейкосоздателей») и распространителей. Вторых, кстати, не стоит недооценивать и записывать в жертвы первых. В ходе исследования Онлайн-центра гражданской культуры Университета Лафборо (Великобритания) 42,8 процента распространителей новостей признали, что делятся неточными или ложными новостями.
Тут и начинается самое интересное. Заполнять глобальную сеть «тухлой рыбой» лжи можно осознанно или неосознанно. Это значит, что по ту сторону обмана может находиться или злонамеренный преступник, или наивный вредитель, который, конечно, пакостит, но делает это совершенно безвинно.
Часто фейки создаются с простой и старой, как мир, целью – получить деньги. И это понятно, ведь придумать несуществующую сенсацию или раздуть ее из небольшого события намного легче, чем действительно найти основу для захватывающего материала.
Чаще всего к голой наживе стремятся недобросовестные средства массовой информации. Ведь именно они – акторы, выступающие источником действия, которые конвертируют эмоции аудитории в свои деньги. Уже упоминавшиеся «кликбейтные» заголовки, нацеленные лишь на то, чтобы добиться массовости просмотров, – самый простой и распространенный способ обмана пользователей.
На серьезную фальсификацию контента интернет-медиа идут намного реже. Частый сценарий в данном случае такой: новостные ресурсы, которые никак не могут вырваться из безвестности и хотя бы приблизиться по посещаемости к крупным агентствам и изданиям, «стреляют» наугад шок-новостью, надеясь «зацепить» как можно большую аудиторию.
Разумеется, и в журналистике есть место обычным ошибкам, поэтому некоторые фейки возникают не из коммерческого умысла, а по невнимательности или из-за непонимания. К счастью, когда фейковый инфоповод тиражируется на федеральном уровне, ситуацию быстро проясняют официальные ведомства.
Какими бы смешными и глупыми ни были некоторые фейки, не стоит забывать, что они – мощное оружие, использующееся для управления массами, продвижения своей политической воли.
За примерами далеко ходить не придется. От фальшивых новостей в один момент чуть не была необратимо разрушена репутация президента Франции Эмманюэля Макрона. Перед вторым туром выборов 2017 года в сети широко распространилась информация о его связи с офшорными схемами уклонения от налогов. Спас главу государства счастливый случай: на поддельном документе, якобы доказывавшем, что Макрон нечист на руку, стояла его подпись с избирательного плаката. Но то была специальная эстетически привлекательная придумка дизайнеров, в реальности политик подписывался совсем иначе.
Сегодня люди все чаще полагаются на новости, распространяемые интернет-посредниками и агрегаторами, социальными плат-формами. По мнению российских и зарубежных исследователей, распространение новостей через социальные сети часто способствует распространению ложных утверждений, поддельных новостей и не поддающихся проверке теорий заговора (фейковых вер-сий и слухов) в закрытых сообществах. Поэтому и так называемая «фабрика фейков» – профессиональные объединения, создающие и распространяющие ложный контент на заказ, вооружившись специальными программами и ботами, – продолжает «дымить».
В существующем ныне цифровом пространстве одни из самых активных (и не в последнюю очередь – «фейково активных») лидеров мнений – это блоге-ры. Обширная и лояльная аудитория позволяет им быстро добиваться доверия у определенного контингента людей. Участвовать они могут как в создании и распространении относительно адекватных фейков (к примеру, неточной статистики), так и чего-то более экстравагантного, наподобие теорий заговора или альтернативных взглядов в научной сфере.
…Мы привыкли обращать внимание на то, что простые люди чересчур часто верят фейкам. А что насчет того, что многие из них сами эти фейки и создают? Причем выглядеть это может совершенно по-разному. Один из вариантов: агрессивные фейки, создаваемые так называемыми «троллями». Самые рьяные из них занимаются распространением лжи полностью осознанно и совершенно безыдейно: просто чтобы взглянуть на обратную реакцию, другие же используют троллинг как инструмент влияния.
Именно в случае, когда агентами фейк-среды становятся обычные люди, мы чаще всего сталкиваемся с ситуациями, когда ложный контент появляется и воспроизводится без всякого умысла. Знаменитая и очень показательная история – слух о фабриках по переработке человеческих тел в Германии. На фоне обвинений страны в жестокости на полях боя и по отношению к населению в 1915-1916 годах, вспомнили о существовании неких Kadaververwertungsanstalt. Это слово означает фабрику по переработке тел. А вот каких тел – в этом вся загвоздка. Слово Kadaver (и родственные ему) практически во всех европейских языках означает «мертвое человеческое тело, труп», вот только с немецкого оно в основных значениях переводится как «мертвое тело крупного животного, падаль». Так фабрики по переработке туш скота стали крайне мрачным фейком, гуляющим на просторах Сети.
Классическим примером является фейк с научно-фантастическим романом «Война миров» Герберта Уэллса, «родившийся» аж в 1938 году. Тогда параноидальная публика приняла радиоспектакль, стилизованный под «репортаж в прямом эфире», за реальное событие. Многие американцы тогда действительно поверили в марсианское нашествие. Но ситуация, раздутая прессой, выглядела неоднозначно со многих сторон. По некоторым версиям, основным фейком здесь выступило утверждение, что имела место некая массовая паника «в связи с инопланетным вторжением». Говорят, таким образом газеты решили побороться с радио в качестве новостного источника…
Абсолютно аналогичные ситуации происходят сегодня в интернете сплошь и рядом. Цифровая среда, не меняя общих механизмов создания фейкового контента, делает намного проще процесс их распространения. И вот мы получаем огромный массив данных и новостей, которые нужно проверять и перепроверять. И желательно – не по одному источнику и не по одному разу.
По материалам портала «Газета.Ru» и открытым источникам подготовил
Игорь ПЕТРОВ.

Дата создание новости 19-09-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 212     Номер: 65(13718)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.