Как консервировать… коня
Ну конечно, речь идет о коне железном, о вашем ненаглядном любимце – автомобиле. Слово «консервировать» применительно к машине многие современные автолюбители даже и не поймут. А я хорошо помню времена, когда мой отец глубокой осенью готовил сначала нашего москвичонка, а затем и «Жигули» к длительному зимнему гаражному покою…
Казалось бы, безвозвратно ушли те времена, когда огромная армия автовладельцев прощалась со своим транспортом до весны. Сегодня я задумываюсь: а почему так было? Ну, во-первых, еще эксплуатировалось немало моделей автомобилей, например, та же легендарная «Волга» ГАЗ-21, у которых система охлаждения ввиду отсутствия расширительного бачка не была предназначена для использования незамерзающих жидкостей вроде тосола или антифриза. Конечно, можно ежедневно заливать перед поездкой и сливать перед стоянкой воду – но кому такая возня придется по душе?! Во-вторых, во времена повального дефицита было почти невозможно достать хотя бы пару зимних колес («Снежинка» – мечта миллионов!). Были и другие, менее существенные, сезонные неудобства. А еще, на мой взгляд, причина лежала и в психологической плоскости: в те времена в булочную на машине не ездили, – автомобиль, как правило, использовался по выходным для поездок в сад или на природу, и потому по окончании дачного сезона миллионы наших автовладельцев зимой прекрасно обходились без личного транспорта, прибегая к услугам транспорта общественного.
Нынче из автомобилей не вылезают круглогодично. Но я все же обратил внимание, что все чаще появляются те, кто считает, что зимой можно обойтись и без авто. И ведь в этой крамольной мысли есть здравое зерно! Вспомним, как это муторно – каждый день расчищать кузов от снега и наледи. А «танцы с бубном» в попытках оживить окоченевший от ночного мороза двигатель! А гололед, а пробки… Вот и подумаешь, что не проще ли просто выйти на остановку транспорта или вызвать такси. Кстати, уже давно замечено, что ежедневные поездки на такси обойдутся дешевле пользования личным авто (речь, конечно, не только о бензине, но и о совокупных расходах на эксплуатацию).
И потому давайте не будем смотреть косо на тех, кто решил положить ключи зажигания на полочку до теплых времен. Это действительно разумно, – конечно, за исключением тех случаев, когда машина нужна постоянно и должна быть, что называется, под рукой.
Однако было бы крайне неразумно в один прекрасный день, въехав в свой двор или на стоянку, просто сказать своей машине «гуд бай». Ваш железный друг такого отношения не заслужил.
Я вспоминаю, как готовил к зимнему хранению машину мой отец. И понимаю, что он создавал просто идеальные условия для автомобиля. Посудите сами: у нас был отапливаемый подземный гараж, в котором круглый год температура была одинаковой: плюс двадцать пять. Соглашусь: такой гараж – не лучшее место стоянки при круглогодичной езде: никакому, даже самому луженому кузову зимой такой перепад температур на пользу не пойдет. А вот для режима эксплуатации авто моим отцом, повторю, наш бокс был идеален. Отец тщательно мыл кузов автомобиля, пылесосил салон, заливал полный бак бензина (что, впрочем, при хранении в тепле и необязательно), отсоединял клеммы аккумулятора. И самое главное: для снятия нагрузки с ходовой части и предотвращения неизбежной деформации и даже растрескивания резины автомобиль устанавливался на специальные подставки, и колеса оказывались в вывешенном состоянии. Я слышал, что перфекционисты еще снимают колеса и укладывают их стопочкой для лучшей сохранности. Целесообразность оного я готов и оспорить: дебаты о том, в каком положении лучше хранить неэксплуатируемые колеса, не утихают. Очевидно одно: они не должны быть (по возможности, конечно) под нагрузкой. А вот если речь идет об уличном хранении, то вывешивание противопоказано по простой причине: это будет предложением для воришек – «снимайте колеса, они уже вывешены».
Итак, какие варианты для зимнего хранения можно рассмотреть, если нет гаража? В такой ситуации надо всячески постараться найти место не под открытым небом. Мне известно, что некоторые, владея подземными машино-местами в своих домах и не имея автомобиля, сдают эти места для зимней стоянки. Прекрасный вариант, особенно если такая стоянка оборудована видеонаблюдением. Можно попробовать арендовать гараж – цена здесь, конечно, будет сильно разниться в зависимости от типа сооружения и его местоположения.
Худший вариант – стоянка под открытым небом. Но порой деваться некуда. Давайте такой случай и рассмотрим. Итак, сначала выберем место. Скорее всего, это ваш двор. Не лучшей идеей будет разместить авто в укромном уголке, но под кроной деревьев или проводами. Уже в ближайшие дни кузов будет обильно «помечен» птицами. А как известно, несвежий птичий помет удалить бесследно с лакокрасочного покрытия не удастся. Значит, небо нам нужно принципиально чистое. Вообще, я бы посоветовал не перебарщивать и с укромностью уголка. Машина в темном закутке двора – желанная приманка для автоворишек. Но в то же время ваш железный конь не должен месяцами кряду мешать другим, особенно это касается пожарных проездов. Кстати, выбирая место, полезно посмотреть не только на небо, но и под ноги, ведь ваша машина может оказаться над канализационным люком, и по закону всемирного свинства люк этот понадобится в самый неподходящий для вас момент.
Место выбрано. Когда-то рачительные хозяева непременно укрывали на зиму свои авто всякого рода чехлами, преимущественно брезентовыми. Но делать это категорически не рекомендуется, так как при перепадах температуры под тканью образуется очень неполезный для кузова конденсат.
Кстати, о конденсате. Именно при холодном хранении рекомендуется топливный бак заправить под горловину, иначе внутренние стенки бензобака тоже станут местом скопления конденсата. Этот совет я с осторожностью отнесу к владельцам вазовских классических моделей, у которых злоумышленники в силу конструкции бака регулярно сливают бензин. Тут уж или бак на замок, или бдеть сутками. Или ну его, этот конденсат…
Отсоединять ли аккумулятор? Идеально, если батарея будет вообще унесена в теплое помещение. Но тогда придется помнить, что ваш автомобиль лишен сигнализации. Наверное, лучше батарею не отключать: сигнализация «жрет» энергию очень умеренно. Но пару раз за зиму аккумулятор подзарядить придется.
Излишне говорить, что с авто нужно снять все, что может привлечь внимание воришек: щетки стеклоочистителя, панель приемника, видеорегистратор, радар-детектор, колесные колпаки, если таковые имеются, зеркала, если они легкосъемные. Занесите домой детское кресло, а также все предметы из салона.
Можно встретить и такой совет: если автомобиль хранится возле помойки или стихийной свалки, то в салоне и подкапотном пространстве надо разбросать отраву для мышей. Да, мыши весьма неравнодушны к электропроводке и не прочь погрызть некоторые пластиковые детали. Но район помойки или свалки, согласитесь, это не лучшее место для длительного хранения авто. Тут вам и уютную нору в выхлопной трубе оборудуют…
Есть при долгой стоянке – зимой ли, летом ли – главное правило: автомобиль не должен выглядеть бесхозным. Запыленная машина на спущенных колесах – лакомый кусок, провоцирующий если даже не воровство, то соответствующее отношение. Детвора наверняка превратит покатый кузов в горку. А те, кто постарше, могут просто так и деталь какую отломить: а что, ничья же…
Регулярно счищайте с кузова снег, проверяйте давление в колесах, и совсем хорошо будет, если время от времени будете заводить на какое-то время двигатель. Это полезно агрегатам, да и окружающие увидят: машина под присмотром и ухожена.
…Я хорошо помню, как зимой мы превращали видавший виды «Запорожец» жившего в нашем дворе дяди Симы в горку, а хозяин, маленький старичок, незлобливо нас гнал: «А ну уйдите! Помнете же…» И при этом улыбался. Да, другие были времена…
Вячеслав НИКОЛАЕВ.
Коллаж Антона ШАУЛОВА.
Коллаж Антона ШАУЛОВА.
26-10-2023 (0) Просмотров: 163 Номер: 75(13728) Версия для печати