Для чего жених разбивает бокал?
Создание семьи понимается в иудаизме не только как способ удовлетворения практических нужд, но и как реализация божественного предназначения, направленного на восстановление целостности человека. Еврейские мудрецы считали, что тот, кто еще не создал семью, не является «человеком» в полном смысле слова. Теме брака было посвящено одно из заседаний клуба «Хаверот» при синагоге.
Устои семейной жизни евреев очень крепки и пользуются всеобщим уважением. Семьи традиционно большие: 9 детей в семье главного раввина Башкортостана Дана Кричевски, а у главного раввина России Берла Лазара – 13. В былые времена бытовал институт сватов (и не только у евреев). Эти люди, наделенные проницательностью и талантами психолога, видели, кто из молодых способен создать хорошую семью. Они хорошо знали родителей потенциальных женихов и невест, поэтому смело брались за сватовство. И сейчас во многих общинах есть люди, помогающие в таком деликатном вопросе.
В иудаизме помолвка и бракосочетание имеют свои определенные правила, с которыми ознакомила слушателей клуба ребецн Хана Кричевски. Еврейская помолвка знаменует окончательную договоренность между женихом, невестой и их родителями о свадьбе и ее приблизительном сроке. В еврейском календаре есть некоторые даты, когда проводить свадьбу нельзя: в шаббат, праздничные дни, когда запрещена работа (Новый год, Судный день, праздник дарования Торы, неделя празднования Суккота – кущей, Песах), дни постов, особые траурные периоды.
Согласно обычаю, жених и невеста не должны видеться в последнюю неделю перед свадьбой. В течение нескольких дней до события, а также всей свадебной недели молодая пара считается «королевской четой», их непременно должен в этот период кто-нибудь сопровождать.
Перед свадьбой невеста окунается в микву, ритуальный бассейн для очищения. А потом жених в сопровождении родственников и друзей отправляется на женскую половину. Его под руки выводят оба отца – его и невесты, у них по одной зажженной свече. За ними следуют остальные мужчины. Невеста сидит в кресле, украшенном лентами и цветами, а по обе стороны от нее стоят мама и будущая свекровь. Жених подходит к невесте, чтобы закрыть ее лицо фатой. А во дворе синагоги под открытым небом установлена хупа - свадебный полог, символизирующий дом, в который жених ведет невесту. И сама свадьба часто называется хупой. Под этим пологом совершается обряд обручения, его проводит раввин. Вспомним импровизированную хупу из фильма «Праведник». Жених надевает кольцо на указательный палец правой руки невесты (потом она носит его на безымянном) и таким образом «приобретает» ее себе в жены.
Мужчины во время церемонии должны быть с покрытой головой. Свадебное платье невесты традиционно шьется из белой ткани, или, по крайней мере, оно не должно быть темным, с глубоким декольте или с разрезами снизу. Рукава прикрывают локти, а юбка - колени, ткань не должна быть прозрачной.
Невесту ведут под руки ее мать и мать жениха, в руках у них зажженные свечи. Остальные женщины следуют за ними. После того, как прочитаны семь свадебных благословений, в завершение церемонии под хупой жених бросает на землю стеклянный бокал, для безопасности завернутый в бумагу, и разбивает его ногой в память о разрушенном Иерусалимском храме. Свидетели провожают молодоженов в специальную комнату, где они в первый раз уединятся на некоторое время. Там они съедают легкий ужин после поста. За этим следует праздничное застолье. Гости поют, танцуют перед женихом и невестой, стараются порадовать их, кто как может. Большинство пар выбирают традиционную еврейскую музыку.
По предписанному закону мужчинам и женщинам не положено веселиться вместе. Мужская половина должна быть отделена от женской высокой плотной перегородкой, чтобы гости разного пола друг друга не видели. По традиции родители невесты в день хупы дарят жениху новый талит (молитвенное покрывало), в который на следующее утро к молитве Шахарит жених в первый раз в своей жизни облачится уже как женатый человек. Невесте дарят посуду, другие предметы хозяйственного назначения.
В течение недели родственники и друзья жениха и невесты присутствуют на трапезах, произнося благословения, для которых необходим миньян (10 мужчин). Поэтому каждый день, кроме субботы, на трапезе присутствует хотя бы один новый приглашенный. В течение «семи дней пира» новобрачные свободны от всех будничных забот.
При обсуждении темы свадьбы вспоминали истории о том, как знакомились и женились николаевские солдаты, мальчиками взятые в кантонистские школы и прослужившие 25 лет в армии. К месту расположения военных подъезжали кибитки с девушками, вывезенными из черты оседлости, небогатыми, не красавицами. Мимо кибитки по приказу начальника команды проходили солдаты, унтер-офицеры иудейской веры и протягивали руку стоявшей у окна кибитки девушке. Итак, руки соединялись, и пара становилась супругами. Женихи были немолоды, отличались тяжелым характером, но такой брак давал право жительства семье вне черты еврейской оседлости.
На занятии в клубе назвали имена сватов 1960-х, которых помнили жившие в районе бывшей синагоги в Уфе (ныне – Башкирской государственной филармонии) – Израиля Мерлиса, Менделя Казакевича, Раису Абрамовну Рубашкину, соединившую несколько пар в конце ХХ – начале ХХI веков…
Хана Кричевски рассказала о свадьбах своих старших дочерей, показала фото и видеоматериалы. Интересными фактами поделилась одна из женщин, сыновья которой познакомились и женились по еврейской традиции. Ее воспоминания дополнял муж, русский по национальности. Они прекрасно понимают и уважают друг друга. Их сыновья в свое время сделали выбор, общаясь с раввином Даном Кричевски – они решили, что будут придерживаться традиции своих предков по линии матери, приняли традиционные еврейские имена, и отец разделяет их взгляды.
Один из сыновей, принявший имя Ариэль (Божий лев), увидел фотографию красивой девушки, напечатанную в журнале «Мир еврейской женщины» в 2008 году. Он написал в Луганск, в редакцию, где издавался журнал. Письмо передали девушке, которая к тому времени носила имя Браха (благословение). Молодые люди встретились в Днепропетровске, понравились друг другу, нашли общий язык и поняли, что хотят идти рядом по жизни. Конфетно-букетного периода не было. Через 2 месяца они договорились совершить помолвку и провести свадьбу в Уфе. Браха и Ариэль живут дружно, счастливо, у них растут три замечательные дочки. Младший брат Ариэля также женился по традиции, и хупу им ставил сам главный раввин России Берл Лазар.
В 1996 году в газете «Вечерняя Уфа» вышел репортаж о свадьбе Инессы Брусиловской и Бориса Певзина, которая проходила в ДК «Нефтяник» (ныне – Государственный концертный зал «Башкортостан»). В числе гостей были люди разных национальностей. А вот самая первая свадьба по еврейскому обычаю состоялась в Уфе после открытия синагоги в 2008 году.
Александр ГОЛЫНКО.
НА СНИМКЕ: свадьба Брахи и Ариэля.
Фото из архива Уфимской синагоги.
НА СНИМКЕ: свадьба Брахи и Ариэля.
Фото из архива Уфимской синагоги.
25-06-2024 (0) Просмотров: 64 Номер: 44(13788) Версия для печати