Таланта луч и голоса тепло…
– Много лет назад, в пору счастливой школьной юности, у каждой уважающей себя девчонки была любовно разукрашенная тетрадка, в которой кроме всевозможных наклеек обязательно присутствовала сверхсекретная анкета для подруг. И когда в очередной раз мне давали заполнить такой вопросник, в графе «Кем ты хочешь стать» я писала: «Диктором. Если не получится – актрисой. Если не получится и это – то учителем».
– Так сбылось же и первое, и второе, и третье! – восклицаю я.
Моя собеседница улыбается так, как умеет только она – застенчиво и в то же время лучезарно:
– Да. Я считаю, что счастливая судьба нашла меня сама и словно сказала: попробуй все, почувствуй, как это непросто – состояться в любой из этих профессий. А потом выбери то, к чему лежат душа и сердце.
И сегодня мы знаем блестящего теле- и радиожурналиста, чей голос знаком каждому жителю республики, который слушает радио на башкирском языке, – заслуженного работника печати и массовой информации Республики Башкортостан Фанузу Багаутдинову. Я близко знаком с Фанузой Киньямурзаевной много лет, но встретившись с ней специально перед написанием этого материала, был приятно поражен, узнав, что она действительно еще и актриса, и… дипломированный химик. Но, оставив в нашей беседе «на сладкое» подробности этих профессиональных ипостасей, я прошу мою собеседницу окунуться в воспоминания и вернуться в далекое детство, в деревню Ибракай Стерлибашевского района, откуда, я знаю, она родом. И не просто окунуться, а непременно вспомнить, когда девочка Фануза впервые увидела настоящий микрофон. Я не сомневался, что именно этот момент она хорошо помнит.
– Родилась в многодетной семье и была старшей из пяти дочерей. Мы росли в счастливой семье у любящих родителей. Кто-то подумает, что отец ждал мальчика. Не знаю, ждал уж или нет, но знаю точно, что нас он любил без памяти и нередко повторял: «Да предложите мне за любую из моих дочек десяток замечательных сыновей – ни за что не променяю!» Отец, Киньямурза Минимурзаевич, был первым в роду Багаутдиновых, кто поступил в вуз. И именно он внушил своим детям, что надо учиться дальше, поступать в институты. Но сам педагогический не окончил, в чем себя всю жизнь винила его мать, Файруза Шарафутдиновна: «Я тебе, улым, в руки вместо ручки вложила вилы…» А получилось так, что отец вернулся досрочно в деревню, чтобы помогать своей больной матери, о чем впоследствии никогда не жалел. Устроился работать в школу учителем, но потом ушел трактористом в колхоз, где, как сейчас принято говорить, соцпакет был лучше.
А вот интерес к выступлениям, к созданию собственных публикаций пробудила во мне мама, Фарзана Сафиевна, хотя сама была вовсе не журналистом, а сначала библиотекарем, затем худруком в клубе, директором на протяжении 27 лет. Я рано начала иметь дело с целыми кипами газет. Их привозили в клуб, а я затем разносила прессу колхозникам по полевым станам. И в мои обязанности входило оставлять по одному экземпляру и делать клубную подшивку – пробивать длиннющим гвоздем каждую газету и вшивать ее в общую стопку. Со временем мама поручила мне выпускать в красном уголке клуба «Молнию» и «Боевой листок». И это была уже пусть малюсенькая, но журналистика! Ведь мне доверили писать о серьезных вещах – успехах наших тружеников. Сведения, например, по уборке урожая, нам сообщали ранним утром по телефону (в то время телефон в деревне был только у нас), после чего я бежала оформлять очередную стенгазету, а затем мы с мамой ехали в поле и вручали передовикам символические награды – звездочки, которые с помощью трафарета рисовали на передней части бункера комбайна. Кстати, передовиков-комбайнеров тех лет я хорошо помню и по сей день. И очень хорошо в памяти сохранился тот день, когда мама мне впервые дала в руки микрофон. Надо сказать, что в деревнях в те времена никаких микрофонов не было, и эту драгоценность привозили к нам из райцентра только по большим праздникам. И вот он, счастливый миг: я – с микрофоном в руке! – веду в клубе концерт! Разве такое можно когда-нибудь забыть?!
Как оказалось, моя героиня и с радио подружилась в самом раннем детстве – ведь радиоточки в домах были не редкостью. Каждый день в 7.30 утра начинался концерт, но особенно девочка ждала выходные, когда два дня передавали театральные постановки. И как было томительно ждать целые сутки, когда диктор объявлял: «Окончание спектакля слушайте завтра…»
Фануза уже была ведущей всех концертов выездных самодеятельных бригад в поле. А могла и спеть сама, подражая и голосом, и прической звезде башкирской эстрады Назифе Кадыровой: «Мандолина, мандолина!..»
Настала пора определяться с будущей профессией. Но заложенные мамой зерна любви к журналистике, публичным выступлениям свои ростки еще не дали, и девочка решила податься в сельхозинститут. Решила не самостоятельно – в то время вузы практиковали на селе среди десятиклассников так называемые малые факультеты. Именно на такой Багаутдинова и попала. Было вполне заманчиво иметь после окончания малого факультета льготы при поступлении в вуз. И вот настало время – поехала…
– Меня родные тогда не просто потеряли – мама с милицией искала! – смеется сегодня Фануза Киньямурзаевна. А тогда было не до смеха. Приехала девушка в Уфу, устроилась в общежитие. И на следующий день абитуриентов начали знакомить с институтом. «Показывают нам гусей, теленка, который чем-то там подавился… Думаю: я насмотрелась такого в деревне. И еще тут? Нет! Пойду… в университет!» Университет в ту пору был в республике один. И именно статус этого вуза и стал «виноват» в том, что девушка не писала и не звонила родным. «Не поступлю – и скажут: ишь ты, на университет замахнулась! Да кто ты такая!»
Решила поступать на химический – благо химию в школе очень любила и давалась наука легко. Поступила! Когда после экзаменов вернулась в деревню и встретила на улице первую же тетку, то поняла: напугала она всех своим отсутствием и молчанием не на шутку. Мама обратилась в милицию, оттуда в Уфу полетел запрос в сельскохозяйственный. Ответ убил: «Такой среди абитуриентов не было и нет». Подсказали: может, девушка пошла в БГУ? Мама чуть не зашлась в панике: «Какой еще такой БГУ?!» Но все в итоге обошлось, и потекли интересные годы студенчества. Фануза умудрялась учебу сочетать с подработкой в детском саду: и с детьми возиться в удовольствие, и свой заработок есть.
Но вот уже университет позади, а в уфимской городской башкирской школе-интернате №20 появился новый учитель химии. Работа нравилась. Деятельной, энергичной девушке, молодому члену партии, сразу поручили курировать комсомольскую организацию, а заодно и пионеров с октябрятами. И начались концерты, вечера, встречи с интересными людьми. Такой очаг активности средства массовой информации обойти стороной, конечно, не могли. И частым гостем в гимназии стал известный радиожурналист Фаргат Кунафин. Мало того, что события здесь происходят интересные, а еще и постоянная собеседница репортера Фануза Багаутдинова отвечает на вопросы толково, раскованно и… очень красивым голосом, что не могли не заметить профессионалы на радио. И в один прекрасный день Кунафин сообщил: «Фануза, тебя приглашает для разговора режиссер радио Альбина Закирова». Не пошла – «А чего мне там делать-то? О чем говорить?» Тут вызывает директор гимназии и велит строго: «Чего игнорируешь приглашение? Уже мне звонят. Иди, поговори, раз приглашают». Эх, знал бы директор, какую проблему этим приказом он накликал себе!
Фануза после беседы с режиссером согласилась без отрыва от основной работы вести на радио Башкортостана детские передачи «Йэйгор» и «Юлдаш». И вот уже она читает обзоры журнала «Акбузат» в паре с опытным Ахатом Муртазиным. «Как я волновалась, как боялась! Но мне повезло в жизни: мои маститые коллеги оказывались людьми понимающими, тонкими психологами, умеющими шутками, какими-то бытовыми историями снять напряжение». Так было с Ахатом Муртазиным, впоследствии, уже на телевидении – с Валерием Ермоленко, да и с многими другими мэтрами телерадиожурналистики.
В один прекрасный день известный журналист, руководитель отдела музыки Фания Халитова сказала: «Завтра зайдем к генеральному!»
…Генеральный директор Гостелерадиокомпании Салават Кильдин сурово вопросил: «Какое у нас образование?» Услышав же ответ «химическое», даже бровью не повел и приговорил: «Нам химики и физики нужны! Пишите заявление!» Когда вышли из кабинета, Фануза растерянно спросила у Фании Байгильдиевны: «Он пошутил про химиков и физиков?» Та в ответ рассмеялась: «Так он сам… физик! У нас еще есть химики Флюра Мурзина, Фарида Дусалинова, математики Юлай Гайнетдинов, Дилара Зарипова…»
Из гимназии, конечно, отпустили не сразу – мурыжили три дня. Но что поделать: девушка вошла во вкус, и ее уже манило когда-то пугавшее своей суровой величественностью здание телецентра. Вскоре начались будни в музыкальной редакции радио. Будни приятные: надо было составлять передачи-концерты: подбирать репертуар, записывать свой текст, рассказывая о тех или иных произведениях и исполнителях. Но вскоре рабочее место пришлось сменить – детская редакция остро нуждалась в сотрудниках, и Фануза Багаутдинова пришлась как нельзя кстати: навык работы на радио уже есть, опыт общения с детьми – тоже.
Моя собеседница, вспоминая свой профессиональный путь, отмечает: всегда где-то пришлось быть в числе первых начавших – открывая новые программы, проекты… Именно серьезная журналистика началась в молодежной редакции, где уже надо было поднимать острые проблемы, готовить репортажи из разных концов республики. В эти годы на радио влилась целая плеяда молодых и деятельных специалистов, которым предстояло поднять работу на новый уровень. Рамис Давлетбаев, Ришат Миндияров, Гульдария Юсупова, Венер Юсупов, Резеда Миндиярова, Расуль Сагитов… Моя собеседница скромно умалчивает о себе. Но я знаю, что в этом ряду достойное место заняла и Фануза Багаутдинова.
Открывается информационно-музыкальный канал «Радио-2», где Багаутдинова уже трудится в качестве старшего редактора по башкирскому вещанию. И вот приспело время, когда ее пригласили на телевидение, в программу «Салям». Сначала туда перевели Гульдарию Юсупову и Ришата Миндиярова, а затем известная журналистка Шаура Гильманова пригласила и Фанузу Багаутдинову, которая вспоминает это с большой благодарностью. Судьбе было угодно, чтобы потом героиня нашей публикации вновь вернулась на радио, но теперь мне хотелось бы поговорить о тех самых, упомянутых в начале нашего повествования, профессиональных ипостасях моей героини.
– Упомянув об актерстве, ты имела в виду работу на радио и телевидении, где необходимы еще и такие навыки?
– Нет, я именно об образовании. Театр тоже был моей давней мечтой. И я с завистью всматривалась в окна театрального факультета института искусств, мимо которого проходила по пути на работу. Как-то все же заглянула и встретилась с известным режиссером Габдуллой Гилязевым. Поговорив со мной, Габдулла Габдрахманович предложил мне поступить на актерское отделение. Я с грустью ответила: поздно уже, мне под тридцать, а когда окончу, будет и того больше. Но все же, пораздумав, вернулась сюда через год и поступила на режиссерский, который благополучно окончила.
Будущие режиссеры получали и навыки актерского мастерства. Фануза Киньямурзаевна вспоминает, как ей здорово помогал однокурсник, но в то время уже маститый актер Башдрамтеатра Ахтям Абушахманов. И как по жизни помог театральный факультет! Зная принципы построения художественных и драматических произведений, было легче создавать собственные передачи, находить верные интонации.
А вернулась Фануза Багаутдинова опять на новый канал – только созданный «Ашкадар», куда ее пригласил тогдашний руководитель радио Фанур Ягафаров. Будучи уже состоявшимся профессионалом, журналистка с азартом взялась за дело. Особенно полюбился жанр «Творческий портрет». Со сколькими не просто знаменитыми – уникальнейшими! – людьми довелось сделать программы! Фидан Гафаров, Нурия Ирсаева, Фардуна Касимова, Тагир Ахунзянов, Хашим Мустаев… Встреча с каждым стала незабываемым событием, а с Нурией Ирсаевой даже стали друзьями на долгие годы…
«Ашкадар» – единственное радио, которое вещает только на башкирском языке и освещает культуру республики. Радио спокойное, душевное и, я бы сказал, уютное. Именно такова и Фануза Багаутдинова, и мне кажется, что это место творческого приложения сил создано именно для нее. Тысячи слушателей республики прибавляют громкость своих радиоприемников, когда в эфире раздается уже ставший родным голос. Одной из главных задач на этом канале считают поддержание связи поколений. Как это волнует, когда в эфире звучат живые голоса Рами Гарипова, Арслана Мубарякова, Рима Сыртланова, Газиза Альмухаметова, Ишмуллы Дильмухаметова!
Ветеран журналистского цеха Фануза Багаутдинова теперь сама пестует молодых, щедро делится опытом, не дает начинающих в обиду. Но очень огорчается, когда пришедший на радио новичок в первую очередь интересуется зарплатой. И когда кто-то старается выпятить себя, радостно представляясь еще до начала своей, пока далекой от совершенства, передачи. Наверное, времена сейчас такие. Но тогда, десятилетия назад, если журналист посмел представиться даже в конце программы, сразу следовал вызов в кабинет генерального, который не скупился на гром и молнию: «Да ты кто такой (такая), чтобы оглашать свою фамилию на всю республику?!»
Родившись в счастливой семье, она сегодня и живет в семье счастливой. Рядом любящий муж, известный в республике и за ее пределами поэт-песенник, бывший режиссер радио, где они и познакомились, Мирсаит Клысов. Уже вышли замуж дочери – совсем молодые, но уже известные творческие личности. Старшая, Гульемеш – журналист, научный сотрудник Национального музея Республики Башкортостан. А еще – певица, обладательница гранта фонда имени Мустая Карима, победительница многих творческих конкурсов. Младшая, Гульгена – имеет несколько высших образований, редактор и ведущая на телевидении, член Молодежной общественной палаты Госсобрания – Курултая республики. У девушек столько титулов и достижений, что рассказывать о них – новый очерк получится. Но сегодня-то рассказ – о маме. Любимой, талантливой.
А еще – где-то принципиальной, где-то дипломатичной. Но никогда не умеющей на просьбы людей отвечать «нет». Она просто не умеет жить, не помогая кому-то.
– Я часто словно слышу голос моей любимой бабушки, Файрузы Шарафутдиновны, который звучит как заклинание: «Балакай (деточка)! Если это в твоих силах, никогда и никому не отказывай в помощи!» И стараюсь ее светлую душу не огорчать.
22 мая Фануза Багаутдинова, которая отдала радио и телевидению 35 лет, отметит красивую личную дату. Но возраст женщины уточнять не принято, и потому лишь замечу, что это возраст, когда очень многое достигнуто, когда душа полна воспоминаний и впечатлений. И когда еще столько планов впереди!
Вячеслав ГОЛОВ.
Фото из домашнего архива Фанузы Багаутдиновой.
Фото из домашнего архива Фанузы Багаутдиновой.
Сегодня, 07:00
(0) Просмотров: 4 Номер: 34(13869) Версия для печати