Традиции, исполненные света
Красота писаная,
или Дорого яичко ко Христову дню
Ольга Ахатова оправила вышитую блузу, повязала красный платок и, предваряя вопросы, выложила на плетеную тарелку украшенные дивным орнаментом яйца. Стены мастерской школы рукоделия “Берегиня”, принимавшей в минувшие выходные писанчарку из Миасса, будто раздвинулись - от писанок полыхнуло таким мощным лучом энергии, что те, кто пришел обучиться древнему искусству, замолчали разом.
На самом деле было большой самонадеянностью думать, что за два занятия можно освоить традицию, корни которой уходят еще в дохристианские, языческие времена. И хоть ученицы у Ольги Ахатовой были подготовленные, поскольку “берегини” активно занимаются декоративно-прикладными приемами, имеющими обрядовую природу, нескольких часов едва хватило на то, чтобы ухватить настроение, уловить тенденции магической росписи.
Ольга Анатольевна, мастер многоопытный, поскольку влюблена в писанки уж лет двадцать, не случайно начала семинар с пространной беседы о том, как зародилось писанкарство, о сложностях и гонениях, которые претерпело оно в советские годы. Художественная форма в писанке неотъемлема от знакового содержания.
Читателю, пожалуй, тоже необходим краткий исторический экскурс.
Писанки - это роспись на живом яйце при помощи красок и пчелиного воска. Годились только оплодотворенные яйца от молодой несушки, живой огонь, непочатая, “немая” вода, которую женщины брали до зари втайне из семи или девяти источников либо там, где три потока сливаются в один. Разведенное ею красильное зелье раскладывали по новым горшкам, долго настаивали, томили в печи. Узор наносили специальными приспособлениями. Их называют кистка, коска или писачок. Чаще всего кистками служили петушиная вильчатая кость, птичье перо, разломанная надвое соломинка. Позже это была трубочка, закрепленная с помощью пакли на держачке. К кистке не смел прикасаться никто, кроме мастерицы!
Писали все славяне - от Южного Урала до Одера, а братья-переселенцы разнесли писаную красоту буквально по всеми миру - нам, например, Ольга Ахатова показала образец сибирской писанки, копирующий кедровую шишку, выполненный в коричневых тонах прибалтийский вариант, рассказала о памятнике орнаментированному яйцу, что привлекает туристов в канадский Вегревиль.
Писанки предназначались исключительно для дарения. Для православных ритуальных игр, скажем в “катка” или “битка” служили крашенки. Крашенка - яйцо вареное, писанка - непременно сырое.
Писали не только к Пасхе, а по всякому важному случаю - свадьба, рождение ребенка, начало нового дела, воинский поход... Это была как молитва, просьба к высшим силам, но не словесная, а зашифрованная в магические, полные тайного смысла знаки. Существовали родовые символы, которые передавались из поколения в поколение. Веками складывались особые узоры, в которых каждый фрагмент представлял конкретную ситуацию или событие.
С художественной точки зрения писанка поражает изяществом росписи на небольшой плоскости, ритмической организацией, богатством композиционных вариантов, орнаментальных элементов и мотивов. Миниатюры захватывают динамичностью - иногда узор требует движения, и, взяв яйцо в руки, ты поворачиваешь его вокруг оси, глаз бежит за линией, ища в ее бесконечности разгадку жизни и смерти.
Конечно, с годами правила упростились. Вода обычная, кипяченая, писачок - металлическая воронка на деревянной ручке, анилиновые красители.
- Меня поначалу привлекла красота, со временем пришло понимание, что писанки - целое мировоззрение. Они открывают тайны мироустройства, лечат душу. Каждую можно читать, как книгу, - рассказывает Ольга Анатольевна. - За те годы, что пишу, не раз убеждалась: они работают и как обереги, и как пожелания. Есть у меня яйцо, - женщина указывает на писанку, в чьем колорите преобладала зеленая гамма, издревле связанная со здоровьем, - которым я не одному человеку боль сняла.
Первые навыки я получила на двухсуточном семинаре у ученицы знаменитой Зинаиды Иваницкой - в 90-е годы она возродила в России эту традицию. Тогда только на Западной Украине бабушки могли что-то о расписных яйцах рассказать, и Иваницкая начала восстанавливать узоры. Потом участвовала в семинарах, проводимых в “Заповеднике народного быта”, что в Иваново.
...Заданный узор с классических образцов списывается точь-точь. Сколько же всего орнаментов существует? Вопрос застает собеседницу врасплох. Ахатова открывает альбом, страницы которого пестрят ксерокопиями, рисунками от руки, печатными картинками. В нем порядка двух тысяч примеров. А таких альбомов у Ольги Анатольевны несколько! Произвольный узор тоже имеет право быть. Но называется такое яйцо малеванкой и обереговой силы не несет.
Итак, начинаем с простого. Ольга Анатольевна, завершив теоретическую часть, зажигает толстую свечу, кладет перед собой брусочек воска. Далее она подогревает кистку в пламени и зачерпывает ее крохотным ковшиком немного воска. Чисто вымытое, сухое, без сколов и повреждений яйцо берут в левую руку, пишущее приспособление - в правую. А теперь внимание! Пишут непривычным способом. Рука, что держит кистку, неподвижна. Вторая медленно вращает под ней яйцо - к себе или против, значения не имеет. Трудно! Не выходит!
Практикантки пробуют работать с карандашом, но рука не тверда, линия обрывиста. Ахатова - наставник терпеливый:
- Бабушка одной тюменской писанчарки, передавая внучке свое умение, удивлялась: что сложного - яйца писать? Это как щи варить. Каждая женщина на Руси это умела...
Для обучения выбрали сорококлинку - нарядное красно-желтое яйцо, как раз к Пасхе. Линии разбивают объем на сорок восемь треугольников, они идут по “экватору”, через полюса, делят на полушария, а точки вдоль них - это вселенные или люди, населяющие планету. Кто-то считает сорококлинку мощным оберегом для дома, другие пишут ее на добрый урожай, полагая разбросанные крапинки семенами.
- Видите, - улыбается Ольга Анатольевна. - Это прообраз мироустройства. Желток - ядро Земли, белок - небо. Линии показывают: явь, навь и правь - три мира, верхний, земной и нижний. Когда пишешь, понимаешь: наши предки были мудры и умели жить счастливо. Писанка позволяет прикоснуться к этой мудрости, понять что-то о собственном земном существовании.
Никого из учениц эти слова не “царапают” выспренностью. Выводя чудные завитки, купая яйцо в краске, оплавляя его в пламени свечи, каждая погружена в думы о своем, несказанном, сокровенном.
***
Семинар “Славянская писанка” Уфа будто не заметила.
- Второй год не находятся желающие, - сокрушается Мария Андреева, одна из организаторов школы рукоделия “Берегиня”. И добавляет, что правильнее было прочесть несколько предварительных лекций, дабы акцентировать на обережном характере писанок. Современные и весьма популярные методы росписи пасхальных яиц (а их сейчас появилось превеликое множество) - не более чем декораторство. Мария проводит параллель с общей тенденцией подмены фольклорного начала псевдонародным искусством. Но это уже тема отдельного серьезного разговора.
Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
11-04-2015 (0) Просмотров: 1 353 Номер: 69(12717) Версия для печати