КАРТИНКИ С НАТУРЫ
Зелёный огонёк такси
“Наши люди в булочную на такси не ездят” - кому не известна ставшая крылатой фраза из кинокомедии Леонида Гайдая “Бриллиантовая рука”? В связи со сложившимися обстоятельствами мне пришлось пользоваться услугами этого “элитного” вида транспорта в течение нескольких дней. Наблюдений, скажу прямо, масса...
Ну, во-первых, в Уфе уже нет государственного таксопарка, а есть множество фирм, предлагающих данную услугу. Таковых в столице более десяти. Есть среди них известные, уже зарекомендовавшие себя на рынке подобного рода услуг, есть молодые, только начинающие осваивать сей бизнес. Кстати, интересно, что у каждой из фирм разные клиенты. Те, кто любит покутить, почему-то предпочитают “Лидер”, люди интеллигентные, например, опаздывающие на лекцию доценты, считающие, простите, каждую копеечку, вызывают “Сатурн”. Здесь оплата по факту. Во многих же компаниях тариф скользящий - как договоришься.
Возраст водителей во всех транспортных компаниях колеблется - за руль садятся и 20-летние юноши, и 60-летние аксакалы. Главное - профессиональные качества и умение общаться с клиентом.
...Первый вызов. Вежливый голос диспетчера. Интересуется, где я нахожусь и куда направляюсь. Называю адрес. Обещают через пять минут перезвонить. Но проходит лишь мгновение, и раздается звонок. Сообщают: через шесть минут к подъезду подъедет иномарка зеленого цвета, номер... Последняя информация о цвете и номере автомобиля явно для таких, как я, которые не очень разбираются в марках машин.
Молодой человек вежливо открывает передо мной дверь. Алексей (назовем его так, все имена изменены) работает в такси второй год. Закончил университет, но по специальности устроиться оказалось сложно, да и зарплата, которую предлагали, не устраивала. Семья молодая, только-только становится на ноги. Заниматься извозом оказалось выгоднее. За два года, что крутит баранку, купил новую машину, сейчас копит деньги на квартиру.
- Трудитесь с утра до ночи?
- Строго по Кодексу законов о труде, - улыбается Алексей и уже серьезно добавляет: - Находиться за рулем больше восьми часов сложно. А ведь ты несешь ответственность за клиента. У нас в компании с этим строго.
- Детское кресло - в каждой машине? - интересуюсь я, видя миниатюрный стульчик позади.
- Должно быть. За других не отвечаю. Во всяком случае, если вы едете с ребенком, то обязаны заранее предупредить об этом диспетчера, который должен выслать оборудованную машину.
...Очередной заказ. Через шесть минут к подъезду лихо подкатывает новенькая “девятка”. Водитель... милая женщина. Анна Петровна за рулем с восемнадцати лет. Первую машину ей купил отец. Передал дочке ключики и сказал: “А теперь сама крутись, ухаживай, ремонтируй. Я тебе помогать не буду. Хозяин должен до последней “косточки” своего “коня” знать, тогда вы станете единым целым и он тебя никогда не подведет”.
С тех пор более двадцати лет прошло. Стаж уже солидный, можно сказать, профессиональный, а клиенты к женщине за рулем все равно с недоверием относятся.
- Как-то принимаю заказ, подъезжаю к дому, - рассказывает Анна Петровна, - а из подъезда выходит глубокий старик. Глянул на меня - шаг назад сделал. А я вижу, что он торопится куда-то. Короче, в отчаянье махнул рукой, на заднее сиденье юркнул и молниеносно ремень безопасности пристегнул. (Обычно клиентов приходится уговаривать пристегнуться.) Поехали. Мой пассажир молитву читать стал. Так до места с молитвой и добирались.
- Мечта, конечно, - улыбается женщина-кормчий. - Но если серьезно, хотелось, чтобы движение на наших дорогах было более безопасным. Увы, не проходит и дня, чтобы не было сводок о ДТП. И зачастую виновны водители, не соблюдающие элементарных правил движения.
Движение в нашем городе довольно интенсивное, автовладельцы, частники, газельки, автобусы... А вот культура поведения на дорогах, увы, отсутствует. Да и дороги оставляют желать лучшего. Порой поступает заказ, например, в северную часть города, а ты думаешь: “Смогу ли я туда без приключений добраться?” Да и не только в северную. Не радуют внутриквартальные проезды в Зеленой роще, а уж о Сипайлово и говорить не приходится. Вот и получается, что два приличных маршрута в городе только и есть: проспект Салавата Юлаева и проспект Октября.
...Оказывается, мой маршрут от Комарова до Дома печати считается приличным, поэтому на следующий день после заказа буквально через четыре минуты к крыльцу подплывает белоснежный автомобиль. Он весь сияет, и солнечные зайчики бегают по стеклам.
- Ненавижу грязь, - говорит хозяин стерильного чуда, распахивая передо мной дверь в салон. Внутри - тоже идеальная чистота. Под ноги пассажиру постелены газеты.
- Увы, люди уж так устроены, что вместо того, чтобы по сухому тротуару к машине пройти, по газону топают. Так с комочками земли на подошвах человек ко мне и садится.
Нынешний мой водитель Виктор - подтянутый, элегантный мужчина лет сорока. В начале 90-х занялся предпринимательством - мелкорозничной торговлей. Дело пошло неплохо. Но с появившимися крупными сетями конкурировать стало тяжело, а налоги все росли. Три года назад с предпринимательством распрощался и ушел работать в одну из автофирм. Выбрать было из чего. Этот рынок услуг в нашем городе довольно развит. Пока работа устраивает. Проблемы, конечно, есть. Одна из самых острых - парковки. Подчас привозишь клиента в больницу, а припарковать машину негде, вот и катаешься кругами, пока не освободится какое-нибудь местечко. А в центральной части с этим вообще туго. Поступает, к примеру, заказ из бизнес-центра, а к нему только вертолетом можно подлететь.
...Водитель, с которым мне пришлось столкнуться в следующий раз, вероятно, считал, что у меня за спиной этакие крылышки, благодаря чему я смогу перелететь через дорогу на другую сторону улицы. Во всяком случае он решил скорректировать мой заказ - машину до Черниковки подать к шлагбауму, что на перекрестке улиц 50-летия Октября и Пархоменко...
Неопрятного вида человек махал мне с другой стороны улицы. Его повелительный жест словно говорил:
- Дуй сюда, через Центральный рынок поедем.
Дуть на другую сторону, лавируя между потоком машин, мне, естественно, не хотелось. Соединяюсь с ним по телефону (это возможно при наборе основного номера фирмы) и говорю, чтобы подъезжал туда, куда было сказано.
Через несколько минут наконец около меня тормозит машина - грязная, пыльная. В салон садиться неприятно, да и от водителя запах отнюдь не французского парфюма.
- По проспекту Октября, пожалуйста, - прошу вежливо.
Мои слова игнорируются. И мы оказываемся на нелюбимом мной путепроводе у автовокзала. Что это такое - попасть сюда накануне выходных - понятно каждому водителю. Застреваем в пробке. На улице жарища. В салоне душно. К тому же просачиваются выхлопные газы от скопившихся автомобилей... А счетчик тикает и тикает. Между прочим, не в мою пользу.
Как я доехала в тот день до дома, вспоминать не хочется. Во всяком случае, к услугам фирмы, у которой такие кадры, больше не обращусь.
...На грустной ноте заканчивать не хочется. Все-таки стоит отметить, что рынок пассажирских услуг в Уфе развивается неплохо. Есть, конечно, и свои минусы, и свои плюсы. Но я точно знаю: если наберу номер такси, то машина будет подана к подъезду обязательно. Причем, заметьте, поедут в любую часть большой Уфы. Узнала я и некоторые тонкости. Если вы хотите заказать машину на дальние расстояния, то выгоднее воспользоваться услугами той фирмы, что работает по фиксированным счетчикам. Коли речь, например, идет о Нагаево, то за обратный прогон автомобиля с вас деньги потребовать не вправе. А вот на короткие расстояния дешевле ехать по договоренности. Между прочим, в часы пик, когда на дорогах пробки, выгоднее вызывать такси той фирмы, где работают по заранее оговоренной цене. Здесь уже простой, как говорится, не в пользу водителя.
Галина ГРИГОРЕНКО.
11-06-2015 (0) Просмотров: 1 367 Номер: 112(12760) Версия для печати