$ - 92.1314
€ - 98.7079

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

К открытию Года Театра в России

Взгляд на мир сквозь призму эпоса


Взгляд на мир сквозь призму эпоса


В день торжественного открытия Года Театра в России, 13 декабря, в Башкирском государственном академическом театре драмы имени Мажита Гафури пройдет премьера спектакля «Урал-батыр» (кубаир о бессмертии), в основу коего положен одноименный эпос башкирского народа. Режиссер-постановщик – лауреат Государственных премий Республики Саха (Якутия), России и СССР, народный артист Российской Федерации Андрей Борисов; художник – Михаил Егоров; художник по костюмам – Сардана Федотова – оба из Республики Саха (Якутия); композитор – Урал Идельбаев.
…Выбор такого материала вполне логичен, БАТД искал произведение, которое было бы универсально в ситуации наступающего 100-летия республики, флагманом национального искусства коего является Башкирский академический, и стремительно приближающегося векового юбилея самого театра. В этом смысле эпос подходил идеально. И не случайно театр пригласил Андрея Саввича, на счету которого уже девять постановок различных эпосов, в том числе и якутского «Олонхо». Скажу больше, Борисов в свое время получил одобрение самого Питера Брука, познакомился с которым после того, как увидел работу выдающегося режиссера, взявшегося за сценическое воплощение древнеиндийского эпоса «Махабхарата»...
Не скрою, в чем-то импульсивный, легко воспламеняющийся Борисов напомнил мне яростного калмыка Бориса Манджиева, в свое время тоже бравшегося за сценическую версию «Урал-батыра», правда, в пространстве театра кукол (спектакль «Песнь сэсэна»), поставленного, что называется, в живом плане. Ныне же якут Борисов принял в свои руки первородную глину эпоса, или, как он сам его называет, «плато культуры», и, разминая этот массив, ищет должную для него сценическую форму. Безусловно, эпос требует особого к себе отношения – бережного, аккуратного, именно поэтому, прежде чем взяться за столь ответственный материал, театр пригласил спецов в области устного народного творчества, знаменитых филологов – Мираса Идельбаева, Розалию Султангарееву, Закирьяна Аминева, Гульсасак Саламатову… И, видимо, получив ответы на свои вопросы, Борисов, заручившись поддержкой ученого люда, приступил к созданию спектакля…
За Андреем Саввичем довольно интересно наблюдать, поскольку он, словно получив толчок от мощнейшей пружины, периодически вылетает на сцену, дабы самому показать артистам то или иное движение, походку, поворот, он в меньшей степени вмешивается в какие-то речевые характеристики и интонационные краски, доверяя актерам и оставляя это на откуп им. А вот шутливая возня Урала (Ринат Баймурзин) и Шульгена (Руслан Хайсаров) на какой-то момент полностью поглощает его внимание, и он сам завладевает копьем, из-за которого начался спор между братьями, требуя от молодых исполнителей почти звериной пластики.
В центре сцены ласкает взгляд обтекаемыми формами огромная лодка, на бортах коей читаются шумерские письмена. «Лодка как архетип! – бушует в ответ на мои вопросы на несколько минут прервавшийся Борисов. – Как только человек родился, он начал создавать орудия труда и задумался о преодолении водных преград. Так что лодка – один из самых древних архетипов. И первоэлементом является в этом случае бамбук!»
И правда, эта лодка-ковчег, на котором юные Янбике (Разифа Динмухаметова) и Янбирде (Айдар Шамсутдинов) достигают по волнам всемирного потопа склона Торатау, чем-то напоминает и знаменитый плот «Кон-Тики», на котором, как доказывал Тур Хейердал, древние инки пересекали Тихий океан; и лодку из папируса «Ра», позволявшую египтянам, по теории того же Хейердала, бороздить волны океана Атлантического… «Верно!» – эмоционирует Андрей Саввич, через секунду вновь сорвавшийся с места и уже взбежавший по ступеням на сцену. А я сижу в зале и размышляю о том, что гость из Якутии, точно рукой смело сгребая со стола листы бумаги, сводит воедино, сопрягая и смешивая мифологические системы разных народов, ища различия и сходство, причем активно опираясь на последнее. И сей подход читается даже в одеянии юных Янбике и Янбирде – это туники, чем-то напоминающие греческие… «А также персидские и иранские…» - подхватывает мою мысль невесть откуда возникший режиссер.
- То есть Вы принципиально отсылаете их к началу времен?
- Конечно! Вспомните, как звучат иные персидские, турецкие, хакасские музыкальные инструменты, уводящие нас к каким-то прамелодиям, как объединяют нас импульсы, вызываемые башкирским кубызом или нашим хомусом, создавая евразийское звучание! Потому-то и выбран такой необычный жанр – кубаир о бессмертии: подобный сюжет должна эхом сопровождать музыка из разных эпох. Мифы ведь рождает сама природа; а потом из мифа вырастает эпос. Мы с композитором Уралом Идельбаевым скрупулезно ищем звуки, подбирая музыкальную палитру спектакля. Нам важны голоса земли, гор и рек. А еще я очень благодарен профессору Розалии Асфандияровне Султангареевой, которая подсказала нам мелодии кубаиров и различных обрядовых песен.
- Андрей Саввич, как Вы умудряетесь жить в сегодняшнем дне и мыслить при этом категориями, характерными для эпоса?
- Эпос упорядочивает сознание, мыслительную деятельность. Тем более сейчас, когда сознание человека так раздроблено, что нам просто необходимо возвращаться к эпосу. А он, повторюсь, есть плато культуры, ее твердь, душа нации.
…Продекларировал буквально – и вновь унесся на сцену, где на экране тяжелые волны древнего моря омывают гордую твердыню вечной горы Торатау, со своей каменной ладони отпустившей в мир того, кто некогда нашел родник с живой водой, – батыра по имени Урал…
Илюзя КАПКАЕВА.


Взгляд на мир сквозь призму эпоса Взгляд на мир сквозь призму эпоса

Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Дата создание новости 11-12-2018   Комментарии (0)   Просмотров: 1 817     Номер: 99(13279)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.