$ - 89.7026
€ - 97.0954

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Когда «кадры» решают всё

Забег во имя мира

Мы не можем без корней!

Мой дедушка – Ломоносов из Башкирии

«…И вечно в сговоре с людьми надежды маленький оркестрик под управлением любви»

Когда душой ты остаёшься с тем, кого уже не стало...



На понедельник, 8 апреля, выпадает сороковой день с момента ухода от нас народного артиста Башкортостана Игоря Альбертовича Капатова...
...Не стало большого творческого таланта – актера, режиссера и художника Игоря Капатова. Для российской столицы, где он жил с семьей в последние десятилетия и где звездных личностей в театральном мире немало, эта утрата, быть может, заметна не столько, как для уфимской публики, с которой он долгие годы умно и душевно общался со сценических площадок Театра кукол и Русского академического. Однако и московские коллеги по театру имени Гоголя, имени Маяковского, кино, а также по известнейшей телепередаче «Спокойной ночи, малыши!», где он работал и оставил заметный след, тоже с большой печалью восприняли его уход из жизни и из искусства...
Что касается искусства, то в данном случае уход определяется весьма неоднозначно. Потому как и при жизни можно перестать быть значимой для этой необходимой человечеству категории фигурой, а можно после физической смерти продолжать через десятки и даже сотни лет оставаться живой нестареющей частью культурного наследия своего Отечества или общемирового духовного богатства. Вовсе не поднимая данным высказыванием почитаемого мною артиста на недосягаемую высоту, на самом деле хочу реально вспомнить то, что ему удавалось лучше других, а посему запомнилось и задержалось в долгосрочной благодарности зрителей.
Назову хотя бы несколько спектаклей, в которых он выступил в свое время так неожиданно, так своеобразно, что созданный образ будто в те дни, когда был выдан «на гора», навсегда зацепился, не улетучившись вместе с навеки исчезающим в прошлое настоящим, а оставшимся в какой-то волшебно существующей общественной Памяти. Это в первоначальной после окончания Горьковского театрального училища артистической уфимской биографии сыгранные на сцене БГТК «вживую» роли: в «Маленьком принце» романтика-летчика Сент-Экзюпери, в «Белом пароходе» Чингиза Айтматова – мудрого деда Мамуна, в героической трагедии Мустая Карима – не жалевшего жизни во имя блага людей Прометея. В то незабываемое время довелось ему в Башкирии жить и творить, когда театр кукол под художественным руководством гиперодаренного Владимира Штейна и с такими гиперзвездными талантами, как Венера Рахимова – трогательный мальчик в «Белом пароходе», являлся самым популярным среди учреждений культуры, центром притяжения молодежи, студентов, театральной публики, подтверждая пальму первенства на престижных конкурсах и фестивалях. Но настал момент, когда Игорь Альбертович почувствовал свой потолок и перешел в Русский драматический театр, даже рискнув на ссору с замечательным директором Наджетом Аюхановым, который понимал его значимость для весьма необычного и оригинально развивающегося искусства третьего жанра. В Русском драматическом театре Игорь Капатов проявил свой дар во многих постановках. Это такие яркие, незабываемые работы, как Дайзерт, герой из спектакля «Эквус», глубокий в своих размышлениях и психологических выводах; как поэтически воспринимающий любые проявления самых вроде бы будничных реалий бытия молодой мечтатель из знаменитой постановки Михаила Рабиновича «Пять романсов в старом доме»; как чеховский Войницкий с тонкой ранимой душой; со сложным хитроумным поведением королевский подданный в «Вашей сестре и пленнице» или живой, будто шагнувший из соседнего подъезда одинокий мужчина, прибившийся к сердечному теплу двух немолодых женщин в новогодней комедии «Пока она умирала».
Для меня Игорь Капатов – особенно дорогой человек: мы с ним дважды земляки, не только по уфимскому периоду, но и по городу Горькому, где оба выросли, где учились. Встретившись здесь, мы тепло приятельствовали, бывали друг у друга в гостях, поддерживали знакомство вместе с нашими супругами, которые тоже по-родственному относились к волжскому красавцу Нижнему Новгороду. Люда Полянская училась в Горьковском театральном, так что частенько вспоминали мы и мою однокурсницу по университету Аллу Нестерову, преподававшую у них литературу, их педагога Риву Яковлевну Левите – жену Вацлава Яновича Дворжецкого, работавшего в местном драматическом театре, знаменитых их сыновей, которых довольно близко знали.
О Люде несколько слов непременно, потому что без ее любви, заботы, поддерживающей мужа энергии он бы просто не выжил ни в одном отрезке своей творческой жизненной составляющей при его сложном, трудно ладящем даже с самим собой нраве, когда любое самое краткое существование без новых ролей, без режиссерской востребованности в разных городах и коллективах выбивало его из колеи всерьез и надолго, а в последнее время вместе с привязавшимися болезнями и навсегда.
Он безусловно был недовостребован и как актер, и как режиссер, который умел и любил работать над постановками, в том числе для театра кукол, например, в Самаре, Оренбурге. Я о нем немало статей написала, в том числе очерк в своей книге «Лица. Знакомые и не очень». Так вот там приведены высказывания о нем, как о постановщике в Тюменском театре драмы и комедии пьесы Урбана Дюлы «Все мыши любят сыр». Исполнитель главной роли Алексей Ларичев: «Люблю тех, кто любит артистов. А Капатов именно такой режиссер». Татьяна Егорова, актриса со стажем: «С удовольствием работалось с Игорем, и жаль расставаться. Хорошо бы пригласить еще для какой-то постановки. Дети были в восторге».
Игорь Альбертович любил и своих маленьких телезрителей, как их Мишутка, с удовольствием рассматривал присылаемые детские рисунки. Сам он рисовал с младых ногтей. Мама приучала к книжкам, а папа – к цветным карандашам и краскам. Он отца называл «рисующий летчик». С нежной любовью относился Игорь Капатов к сыну Аркадию - успешному ныне артисту Московского театра «Волшебная лампа», куда в начале своего профессионального пути поступил к старшему коллеге своего отца, Владимиру Штейну. С еще большей нежностью играл и рисовал Игорь Альбертович с дорогим семилетним существом - внучкой Сашенькой. Девочка сначала как-то слушала про то, что дедушка улетел на небо, а потом вдруг в какой-то момент ее накрыло осознание: она никогда больше его не увидит. И Сашенька разрыдалась горько и безутешно, впервые в своей маленькой жизни ужаснувшись отчаянной невозвратности горячо любимого человека. Без которого просто невозможно дальше существовать.
Ей еще предстоит понять, что мир устроен так несправедливо и в то же время так единственно возможно, чтобы все-таки шагать дальше, ценя и помня тех, кого мы любили и кто любил нас...
Алла ДОКУЧАЕВА.
Фото из архива автора.

Подборку воспоминаний об Игоре Альбертовиче Капатове «Вечерка» опубликует в одном из ближайших номеров.

Дата создание новости 5-04-2024   Комментарии (0)   Просмотров: 102     Номер: 23(13767)     Версия для печати

24 мая 2024 г. №36(13780)


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.