$ - 92.1314
€ - 98.7079

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Прощание в июле

Мир любя, он сам был миру люб


Мир любя, он сам был миру люб

Вчера Уфа простилась с Сергеем Серафимовичем Миролюбовым - композитором, заслуженным деятелем искусств БАССР, оставившим светлый след в истории многих театров, для спектаклей которых он писал свою замечательную музыку. А еще память о нем хранится отныне в сердцах его близких, в душах его друзей, коллег... Строки иных из собратьев Сергея Серафимовича по искусству, по любви к музыке и театральному действу мы публикуем сегодня на этой странице...

***
Когда-то, в 1967-м, спектакль Студенческого театра эстрадных миниатюр Уфимского авиационного института, наш спектакль "Стоп! Откройте глаза", который до того уже объездил всю республику и побывал в Свердловске, отправили в Болгарию. И я помню, как Сергей Миролюбов, за несколько минут до этого насквозь прошедший через стеклянную дверь и в кровь изрезавший руки, сел за фортепиано...
Кровь хлестала, заливая клавиши, а он играл, не останавливаясь - яростно, но в то же время легко, заряжая своей эмоцией зал... У него даже мысли не возникло остановиться. Потому что так было нужно для спектакля, потому что мы оказались за границей и ощущали себя полпредами страны, республики, нашего города и родного вуза. Отчаянность, в чем-то даже юношеская бравада, помноженные на чувство долга и обязательства перед всеми ребятами, - вот что не позволяло ему прерваться.
...Сережа для меня - это не только СТЭМ Уфимского авиационного института, куда он на заре туманной юности вошел естественно и органично. Это и умение радоваться, восхищаться и любить мир (вспомните, какая у него фамилия!), жить с открытым сердцем, удивляться и удивлять. И это спектакли в Русском драматическом театре, которые мы создавали вместе - "Пять романсов в старом доме" по пьесе Владимира Арро, чеховские постановки "Вишневый сад" и "Дядя Ваня"... И, конечно, Сергей Серафимович Миролюбов работал не только со мной, достаточно назвать его совместный с режиссером Николаем Березиным труд над спектаклем "Завтра была война" по повести Бориса Васильева, который с успехом шел на сцене Русского драматического...
Его внимания требовали и другие театры, в числе которых, конечно, любимая "куколка". А все потому, что он не просто был композитором от Бога, чьи мелодии согреты теплом души; он был истинно театральным композитором, очень личностно воспринимавшим и текст произведения, и все идеи режиссера, воплощавшего ту или иную пьесу на сцене. Для Сережи важно было стать безмолвным участником репетиции и в процессе ее уловить какие-то нюансы, понять для себя что-то очень значимое, быть может, главное. И только потом рождалась его музыка, которая осталась с нами и будет жить долго-долго...

Михаил РАБИНОВИЧ,
художественный руководитель Государственного академического русского драматического театра РБ.


***

Ах, как согласно струны пели,
Созвучны вам, созвучны мне.
Была ль любовь на самом деле
Или привиделось во сне...

Дивная мелодия, рожденная исключительным сочинительским дарованием Сережи Миролюбова, звучала, звучит и будет звучать в наших душах после выхода в 1994 году в Республиканском русском драматическом театре (так он тогда назывался) спектакля "Пять романсов в старом доме" по пьесе петербургского драматурга Владимира Арро. Это абсолютный факт, потому что не только на романтическом сюжете строилась пьеса, но и на стихах Галины Букаловой, из которых, собственно, и родились трепетные романсы Сергея Серафимовича Миролюбова. Какие были друзья-актеры, какие были романсы, которые исполнялись и поющими, и теми, кто до этого спектакля по большому счету никогда не пел! Но главное содержится в том, что самый волнующий романс, последний в спектакле, исполнил сам Сергей, заставив трепетать публику...
Сережа был поистине многогранен. Конечно, прежде всего как композитор. Но он был и исполнителем, фантастическим пианистом. В трудные времена он зарабатывал тем, что переписывал ноты (о современных технологиях тогда даже и не слышали), и делал это идеально. А ведь речь о труднейшем ремесле!
Композитор, исполнитель - не удивляйтесь! - не имел профессионального образования. Он был фактически самоучкой, но очень востребованным, особенно в театрах.
Сам он, лукавя и смеясь, объяснял природу своего дарования тем, что попадал... в автокатастрофы. После первой, тяжелой, стал отлично учиться, закончил школу с золотой медалью; после второй - начал писать музыку. Придет время, и кто-то, конечно, подсчитает, относясь к Сережиной судьбе серьезно, в скольких спектаклях звучала музыка композитора Миролюбова, какие театры буквально не могли обойтись без его таланта - от "Хрустального башмачка" до "Вишневого сада". А сам Сергей Серафимович с присущим ему чувством юмора мог все это и... сочинить.
Что же делать, если уходят такие люди?! Но Сережа, уверена, останется в нашем сердце, в истории нашей семьи, в памяти круга его друзей - навсегда!
Теперь не слиться мне с гитарой,
Я только струны щекочу.
Минувшей песни страсти старой
Знать не хочу, знать не хочу...

Пусть память о тебе, Сергей Серафимович, будет столь же светлой, как и твоя музыка.

Тамара АБРОСИМОВА,
в прошлом - заведующая литературной частью Русского драматического театра РБ, Санкт-Петербург.


***
Люди, живущие с ощущением театра, не часто появляются на свет. А Сережа был именно таким, он был тем, кого по праву можно назвать человек-театр.
Существует огромное количество композиторов, которые сочиняют музыку для спектаклей. Но многие ли из этих произведений мы помним? А мелодии, написанные Сергеем Миролюбовым, остаются в тебе на всю жизнь.
...Как удивительно все начиналось: Русский драматический театр, спектакль "Пять романсов в старом доме", и мы, для которых эта постановка здесь была первой, - режиссер Михаил Рабинович, композитор Сергей Миролюбов, я... Все впервые, все трепетно и в то же время на пределе эмоций, все овеяно особым чувством искренности и пронизано тончайшей музыкой. И Сережа, согретый каким-то внутренним светом... Он действительно еще при рождении был награжден поразительным ощущением мелодии театрального пространства.
Нежнейший, тончайший, интеллигент во всех своих проявлениях... Как сказать точнее? Все, что связано с виртуозной легкостью (казалось, что он сочинял именно так) и изяществом, напоминает мне его. Сережа был подобен ветру, может быть, поэтому в моей памяти сохранилось некое ощущение летучести, связанное с ним. Он наполнял собой пространство, словно чистый воздух...
И работалось мне с ним также легко. Ведь в отличие от иных композиторов, диктующих балетмейстеру условия, он просто приходил в зал, смотрел, как я репетирую с актерами, и... создавал мелодию для рождающегося движения. В этом смысле он был и остался для меня первым - истинным другом, единомышленником и собратом по творчеству.

Ирина ФИЛИППОВА,
балетмейстер, профессор кафедры пластической выразительности Высшего театрального училища имени Бориса Щукина, Москва.


***
Как звучит спектакль? Сергей Серафимович Миролюбов знал ответ на этот сложный вопрос.
У него был абсолютный слух и какая-то небесная легкость-воздушность: стройный, обаятельный, всегда улыбающийся, чуть загадочный, словно ему одному ведома некая тайна. А вот сейчас думаю: а ведь так оно и было! Он точно знал, как должен звучать спектакль. Он знал и заранее был согласен со своим далеко не первым местом в создании постановки. Но когда вспоминается легендарный "Белый пароход" Владимира Штейна, то представляется некая абсолютная художественная гармония, где "пело" все: цвет, свет, фактура, конечно, актеры и куклы, пластика спектакля, мизансценический рисунок! Самое яркое, незабываемое по своим взлетам время в истории Башкирского государственного театра кукол было связано с именами Владимира Михайловича Штейна и Сергея Серафимовича Миролюбова.
Композитор не просто понимал режиссера и чувствовал его, он - воплощал его порой пугающие своей универсальной философской насыщенностью идеи; он первым (еще раз: первым в ТЕАТРЕ КУКОЛ!) дал музыкальную жизнь жанру трагедии. Это в его партитуре голоса актеров и музыкальных инструментов оказались равновеликими и смыслообразующими.
А как он пел сам! Вообще, Сергей Серафимович - музыкант. Пожалуй, в том смысле, какой вкладывали в это - не слово, нет! - понятие романтики. То есть не только и не столько владеющий ремеслом-умением профессионал (это было блистательным, само собой разумеющимся), а носитель особого предназначения представлять гармонию и свет здесь, где к такой встрече не все и не всегда готовы... Уверена, что могли бы они со Штейном поставить Шекспира! "Сон в летнюю ночь", например... А Сергея Серафимовича так и вижу очаровательным озорником Пэком...

Галина ВЕРБИЦКАЯ,
доцент кафедры теории и истории искусства Уфимского государственного института искусств.


***
Впервые я увидела Сергея Серафимовича в 1978-м - шли вступительные экзамены на театральный факультет Уфимского государственного института искусств (по специальности "актер театра кукол", курс Владимира Штейна и Павла Мельниченко). Меня тогда попросили что-нибудь станцевать перед комиссией, я занервничала: "Как же без музыки?!".
"Не беспокойтесь, есть музыка!" - легко поднялся с места худощавый человек и взбежал по ступенькам на сцену, к пианино: - "Что будете танцевать?"
Я растерялась окончательно, и он, поняв это, опустил руки на клавиши... И полилась музыка - русская народная, популярная эстрадная, вальсы, фокстроты, острые по рисунку современные ритмы... "Вот это да!" - мелькнуло в голове, и я под его попурри бросилась отплясывать все подряд, краем уха слыша хохот и аплодисменты комиссии. Сергей Серафимович, а речь, конечно, о нем, потряс меня, и именно тогда в моей душе поселилось чувство восхищения даром человека, столь свободно владеющего тонкостями игры на фортепиано.
И это чувство преклонения перед талантом Сергея Миролюбова осталось во мне неизменным.
...Вслед за Павлом Романовичем Мельниченко ушел из жизни еще один из моих любимых наставников, учитель, благодаря которому я запела со сцены. Он учил меня не только премудростям вокала и умению общаться со зрителем, он научил меня элементарно держать микрофон, потому как это тоже наука. Благодаря Сергею Серафимовичу, который взял меня под свое крыло в процессе подготовки к Республиканскому конкурсу "Актерская песня-1994", я стала обладателем Гран-при... А какую музыку он писал, Боже, какую музыку! И я счастлива тем, что мне довелось исполнять его произведения, а еще песни в его потрясающих аранжировках - и на театральной сцене, и на концертной.
Поразительно: в нем не было ничего наносного, интеллигент до мозга костей, он был чужд ханжества и тщеславия, никогда не использовал свой талант для наживы!..
Мне кажется, Богу было угодно, чтобы такой человек - чистый, талантливый - появился в моей жизни. И остался в ней навсегда.

Ольга ШАРАФУТДИНОВА,
актриса Башкирского государственного театра кукол.



***
С Сергеем Серафимовичем я познакомился в 1994 году, когда он писал музыку для наших дипломных спектаклей "Вишневый сад" и "Маленькие трагедии" (УГИИ, курс Павла Мельниченко). Для "Вишневого сада" он сочинил тонкую музыку, исполненную чеховского настроения, для пушкинского же шедевра создал иную - очень точную во всем, что касалось событийных акцентов.
Помню, он спросил тогда, с каким звуком у меня ассоциируется смерть человека (финал в "Скупом рыцаре"). Я ответил: со звуком трубы, и был удостоен долгого молчаливо-пронзительного взгляда. Потом Сергей Серафимович взял аккорд на синтезаторе: "Вот так?". Я позволил себе возразить: "Нет, одна нота должна быть высокая". Опять взгляд и кивок согласия. Финал был трубный! А еще запомнилась его работа с моей сокурсницей над куплетами Лауры. Он требовал предельной искренности в исполнении, говоря: "Ты можешь сфальшивить в ноте, но не в настроении образа в этот момент, в этой части пьесы!".
Сергей Миролюбов любил театр. Любил работу в нем, актеров и всех, кто в театре служил. Больше двадцати лет писал музыку ко многим постановкам Башкирского государственного театра кукол. Он был другом, а еще автором музыки практически ко всем спектаклям моего педагога Павла Романовича Мельниченко, который нас и познакомил...
Мы всегда были на "Вы". Так Сергей Серафимович был воспитан.
...Потом, через много лет, мы встретились в процессе совместной работы - на постановке в БГТК пьесы, которую я написал по сказке Сельмы Лагерлёф "Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями".
А какую музыку он создал к спектаклю режиссера Александра Резниченко "Холодное сердце" по сказке Вильгельма Гауфа!
Уже не служа в "куколке", Сергей Серафимович сам предложил оцифровать все магнитные записи музыкального архива театра. И успел это сделать. Теперь не пропадет!
Все... не могу больше, прощайте, МАЭСТРО! Я словно слышу тот финальный звук трубы...

Ильмар АЛЬМУХАМЕТОВ,
в прошлом - директор Башкирского государственного театра кукол, ныне генеральный директор Башкирского государственного театра оперы и балета.




Подготовила Илюзя КАПКАЕВА.

Дата создание новости 15-07-2016   Комментарии (0)   Просмотров: 2 599     Номер: 130(13028)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.