$ - 92.1314
€ - 98.7079

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Хрупкая, но такая сильная духом


Хрупкая, но такая сильная духом

Ушла из жизни народная артистка Башкортостана, актриса Национального Молодежного театра РБ Вакиля Калмантаева…

Последний раз Вакилю Гатаулловну я видела два года назад по иронии судьбы на похоронах Гюлли Арслановны Мубаряковой. Обнимая эту маленькую, хрупкую, но сильную духом женщину, я произнесла, может быть, пресловутое, но это было искренне: «Берегите себя. Вы нам очень нужны». Тогда я не знала, что в театре она, народная артистка Башкортостана, работает на договорной основе, что ролей осталось совсем ничтожное количество, что уступила место молодым. Она оценивающе на меня посмотрела и снова, молча, обняла. Этот взгляд я до сих пор помню и, наверное, уже не забуду…
Одна из последних ее работ – это роль бабушки в короткометражном фильме Руслана Юлтаева «Три письма», где она играла старую женщину, которая на протяжении всего фильма неподвижно сидела за пестрой ширмой и перебирала большими пальцами мелкие бусинки четок. Ее немногословная героиня словно сошла с картины Ахмата Лутфуллина «Три женщины» – такое же изрезанное глубокими морщинами лицо, острые скулы, суровый взгляд и статичная фигура. Всей своей статикой она несла историю не только этой конкретной гордой женщины, но историю башкирской женщины вообще. В этом фильме она мастерски продемонстрировала разные грани сложной людской души: от гордыни до удивительной мягкости и человеческого сострадания. В сцене, когда внучка (Зиляра Юлтаева) просит у нее прощения, мы видим тонкую внутреннюю работу, которая отражается в глазах Вакили Калмантаевой. Верная своим принципам, ее героиня находила в себе мудрость, чтобы понять и принять поступок внучки.
Вспоминается еще одна роль бабушки в спектакле «Радость нашего дома» Мусалима Кульбаева. Свой монолог, адресованный внуку, о том, что слава – это не отцовская шапка и ее не могут носить по очереди его дети, она всегда произносила с особым значением, четко делая акцент на каждом слове Мустая Карима. А как она держала у своего сердца портрет погибшего на войне сына! Долго стояла на авансцене и протягивала этот портрет зрителю, словно пытаясь найти оправдание смерти своего мальчика.
Я не помню, чтобы Вакиля Калмантаева плакала на сцене. Трагедию она всегда передавала на сухой ноте, не уходя в слезливость даже тогда, когда много приходилось выходить в излюбленном национальным зрителем жанре мелодрамы. Всегда как будто немного отстранялась от своей роли, слегка иронизируя по поводу легкомысленности и примитивности образа. Мне кажется, ей было тесно в ролях детского репертуара Национального Молодежного театра РБ имени Мустая Карима, но этот театр она любила, потому что после долгих лет поиска себя в других театрах она остановилась именно на нем. Но, как мне думается, Вакиля Калмантаева всегда ждала свою большую роль, где могла бы высказаться более полно, объемно. Поэтому лет десять назад при поддержке режиссера Рустема Хакимова фактически приступила к самостоятельной работе на Камерной сцене над моноспектаклем по прозе Гульсиры Гизатуллиной «Здравствуй, мама!», где она играла самоотверженно, эмоционально мощно выкладываясь на протяжении полутора часов. Она очень хорошо чувствовала современную драматургию, ее тональность. В одном спектакле она перевоплощалась и в мать, которая оставила ребенка в детском доме, и в этого повзрослевшего мальчика, который искал ее в большом городе. И весь спектакль был неким диалогом между матерью и сыном, долгой дорогой домой.
Вакиля Калмантаева очень красиво и достойно старела, хотя это слово к ней вовсе не применимо, так как до конца она вела активный образ жизни, оставаясь в прекрасной физической форме. С возрастом, напротив - становилась интереснее и элегантнее. Как стильно Вакиля Гатаулловна выглядела в проекте «Йjрtк hepе» («Слово сердца»). Как ей шла короткая стрижка и светлый оттенок волос! Сколько достоинства и шарма! А читала она там стихотворение, в котором звучит мысль - все, что мы делаем, остается в этом мире: и слава, и богатство, и друзья, и радость, и горе, и несказанные вовремя слова. А в том мире всего этого человеку просто не надо...

Айсылу САГИТОВА.
На нижнем снимке: на съемках фильма «Три женщины».
Фото Руслана Юлтаева.

Из биографии
Вакиля Гатаулловна Калмантаева родилась 7 ноября 1948 года в селе Верхнеильясово Чкаловской (Оренбургской) области. Окончила Уфимское училище искусств, БашГУ. С 1970 года работала в Салаватском, Сибайском драматических театрах, в Уфимском государственном татарском театре «Нур». С 2002 года – в Национальном Молодежном театре РБ имени Мустая Карима.
Ее творческая палитра была необычайно широка, включая в себя не только роли сатирических, эксцентричных героинь, но и образы лирико-драматического плана. Например, в Салаватском театре – роль Карлугас в одноименной драме Б.Бикбая; в Сибайском – роль Галимы в «Черноликих» Г.Амири и В.Галимова по повести М.Гафури, Леди Мильфорд в «Коварстве и любви» Ф.Шиллера, Эльвиры в «Дон Жуане» Мольера; в театре «Нур» - роль Ании в спектакле «Одинокая» по пьесе Т.Миннуллина «Если нет луны, есть звезды», Зульфии в «Роковой тайне» Р.Киньябаева; в Национальном Молодежном – роль Матери в «Половецкой мистерии» Ф.Булякова, Нагимы в «Радости нашего дома» по повестям М.Карима, Анны Михайловны в «Вечно живых» В.Розова…
Вакиля Калмантаева снималась в фильмах башкирских кинематографистов, в частности, замечательно сыграла роль Старшей матери в картине Б.Юсупова «Долгое-долгое детство» по книге М.Карима.
Была победителем Республиканского конкурса чтецов «Мастер Слова», который проводил Союз театральных деятелей РБ.

Хрупкая, но такая сильная духом

Дата создание новости 9-02-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 1 084     Номер: 9(13479)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.