На объекте жарко, несмотря на холод
В Уфе продолжается капитальный ремонт арочного моста через реку Белую, который был начат в марте 2022 года. Важнейший инфраструктурный проект реализуется в рамках подготовки к 450-летию Уфы.
Многие автомобилисты, проезжающие по двум соседним мостам, не наблюдая на арочном мосту скопления специалистов, невольно задаются вопросом, не остановили ли здесь работы. На днях журналисты вместе с представителями заказчика и сотрудниками Администрации столицы побывали на объекте и убедились, что капитальный ремонт идет полным ходом. Просто львиная доля работ проводится сейчас внизу, в частности, на реконструируемых опорах, и не видна автомобилистам.
– Учитывая ежегодный прирост и интенсивность движения, возникает вопрос пропускной способности. Именно для этого были разработаны проекты по строительству нового моста-вставки и реконструкции арочного моста. Они нужны, чтобы организовать беспрепятственный пропуск транспортных средств из города и в город, – говорит начальник отдела капитального строительства Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации Уфы Иршат Айсуваков.
Он напомнил, что, согласно муниципальному контракту, капитальный ремонт арочного моста должен быть завершен в конце 2025 года. Но учитывая, что в будущем году Уфа будет праздновать свое 450-летие, подрядчик и проектировщики сделают все возможное, чтобы запустить столь нужный столице объект на год раньше положенного срока, в ноябре 2024 года. Для этого применяются новые решения, уплотняется график работ. А профессионализма и самоотверженности специалистам Мостоотряда №30 не занимать: на их счету почти все возведенные в Уфе мосты и путепроводы. Арочный мост возводили тоже они и теперь готовы в сжатые сроки подарить ему вторую молодость.
В день, когда мы приехали на объект, в центре города было 25 градусов мороза. Здесь же, у реки, да еще с ветром – значительно холодней. Естественно, что первый вопрос, который задали специалистам: работали ли они в недавние сильные морозы?
Директор филиала АО «Уралмостострой» Мостоотряд №30 Василий Чекуров сообщил, что пришедшие в Уфу аномальные морозы скорректировали план реконструкции, но не остановили ее общий ход и скорость.
– В холода была частично выведена гидравлическая техника, потому что было невозможно работать на технических жидкостях. Что касается личного состава специалистов, то они работу не прекращали. Не велись только те операции, которые нельзя производить в условиях столь низких температур, например, укладка бетона или сварка. В это время занимались обустройством свайных фундаментов, монтажом вспомогательных конструкций временных опор. Просто в зависимости от технологий, от режимных карт различных механизмов, они были скорректированы, – рассказал Василий Чекуров. И добавил, что на объект мостостроители вышли уже 3 января.
Пока стоят морозы, на Белой строители укладывают специальный островок, который позволит им работать и во время паводка.
Сегодня на объекте задействованы 140 человек и 20 единиц тяжелой техники. Процесс идет круглосуточно. Распределение интенсивности: 75 процентов – дневная смена, 25 процентов – ночная. Рабочие и техника заняты без перерывов на выходные и праздники.
…Когда мы подходили к мосту, на стройплощадку заезжал очередной длинновоз с металлом. На площадку уже завезли первые 200 тонн металлоконструкций. Строители приступили к их сборке.
Весь проект капитального ремонта арочного моста предусматривает огромный объем работ. Предстоит выполнить демонтаж металлических пролетных строений совместно с монолитной железобетонной плитой, провести ремонт основных опор с 1-й по 11-ю. При этом 1-я и 11-я опоры полностью реконструируются, когда меняется основание, делаются фундаменты буронабивными сваями, возводится новая железобетонная монолитная конструкция.
Промежуточные опоры в пойменной и русловой части срезаются до массивной части с гранитной облицовкой, оставшуюся часть реконструируют, закачивая внутрь опоры ремонтный состав. Мы наблюдали за этим процессом и еще раз убедились, насколько сложен и кропотлив труд мостостроителей.
…Мастера, используя полутораметровые сверла с алмазными насадками, буквально вгрызаются в тело опоры – бетон, который применяли при строительстве этих опор предшественники, – очень прочный. В итоге одному рабочему за смену удается просверлить не больше 6 отверстий, которые делаются точно между облицовочными плитами. Затем в эти отверстия под давлением подается специальный раствор, заполняющий все микротрещины. Благодаря инъектированию внутри опоры создается прочный каркас – теперь она еще послужит как минимум полвека. Вот такая «невидная» работа…
Что касается демонтажа пролетных строений, то асфальтобетонное покрытие вместе со всем обустройством проезжей части - это мачты освещения, барьерное и перильное ограждение, тротуарная часть - демонтированы до 7-й опоры.
Чтобы произвести сборку нового пролетного строения, необходимо выполнить большой объем работ по сооружению сложных вспомогательных конструкций. На сегодняшний день ведутся работы по устройству левобережного технологического мостика, с которого будет работать строительная техника, краны высокой грузоподъемности для демонтажа непосредственно руслового арочного пролетного строения и самой конструкции.
Можно услышать от неспециалистов, мол, «ломать - не строить», давно бы разобрали и все пролетное строение, и арку… Видели бы, как вынуждены действовать мостостроители, разбирая 70-летнюю конструкцию.
Капитальный ремонт – намного сложнее нового строительства. Арочный мост очень изношен, и демонтаж пролетного строения ведется аккуратно, чтобы не произошло разрушения. Сама арка обросла специальными укрепляющими конструкциями. Это сделано, чтобы снять с нее напряжение. Без них демонтажные работы могли бы привести к стихийному обрушению всего руслового пролета. Ведь арка, напомним, не просто декоративный элемент. Как пояснили специалисты, конструкция арки была изготовлена на клепочном соединении. С учетом того, что металл и соединительные элементы довольно изношены и с остаточной усталостью, демонтировать арку без ее повреждений не представляется возможным.
В разработке проекта перед специалистами была поставлена задача - максимально сохранить первозданный архитектурный облик. Арочный мост был открыт в Уфе в 1956 году и за это время стал одним из символов столицы Башкортостана.
– Готовая конструкция будет представлять собой визуально обновленный мост такого же типового проекта. Привычная для горожан арка будет работать как инженерная система, она продолжит выполнять свою несущую конструктивную функцию. Будут две полосы проезжей части, один тротуар со стороны набережной, система водоотведения. Также запланировано устройство архитектурной подсветки. В целом будет аналогичный мост, но уже из современных материалов, с повышенной несущей способностью, – отметил Василий Чекуров.
Общая протяженность конструкции составляет 672 метра, металлоемкость мостового перехода превышает 4,5 тысячи тонн.
Восстановленный арочный мост позволит разгрузить одну из основных транспортных артерий столицы. После ввода его в эксплуатацию в направлении южного въезда в город и выезда будет функционировать 11 полос движения.
Сергей ОCАДЧИЙ.
Фото с сайта ufaсity.info.
16-01-2023 (0) Просмотров: 1 557 Номер: 3(13656) Версия для печати