Мост птицей крылья распахнул
Новый арочный мост через реку Белую в Уфе будет открыт в сентябре нынешнего года. Реконструкция объекта стала настоящим технологическим прорывом: при демонтаже старых конструкций были применены уникальные для России методы.
Арочный мост, построенный в 1956 году, давно требовал обновления. Напомним, в 2017 году движение по нему было закрыто из-за его аварийного состояния. Суммарный износ моста составил 57 процентов. В начале 2018 года был выполнен аварийно-восстановительный ремонт разрушенных конструкций и замена деформационных швов на трех опорах, после чего мост был запущен. В 2019 году после обследования профессионалами из специализированной организации НИЦ «Мосты» было рекомендовано в ближайшие годы выполнить капитальный ремонт мостового сооружения. К работам готовились несколько лет. В 2019 -2021 годах построили мост-вставку, что позволило переключить на него транспортные потоки.
А в 2022 году был заключен муниципальный контракт, и 1 марта на арочном мосту начались строительно-монтажные работы, генподрядчиком выступает АО «Уралмостострой».
Общая протяженностью моста - 672 метра, он имеет 11 опор. Все габариты после капремонта останутся прежними, то есть 2 полосы движения по 3,75 метра.
В ходе капитального ремонта моста-ветерана полностью заменили две опоры – первую и одиннадцатую, они принимают главную нагрузку заезжающих автомобилей и были изношены больше всего. На остальных опорах выполнили специальные инъекции с укрепляющим составом. В рамках обновления все изношенные железобетонные конструкции были демонтированы и заменяются на цельнометаллические.
Как рассказал заместитель начальника Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации Уфы Евгений Кулешов (на нижнем снимке), на сегодняшний день в пролетах с 1-й по 8-ю опору практически все работы завершены. На участке протяженностью 423 метра нанесена гидроизоляция и выполнена укладка нижнего слоя асьфальтобетона. В данный момент ведутся работы на самом большом, длиной более 100 метров, пролете между 9-й и 10-й опорами. На стадии завершения 11-я опора.
В целом общий процент готовности объекта на сегодняшний день составляет примерно 50 процентов, а запустить движение по арочному мосту планируется 1 сентября нынешнего года.
«Весь металл в полном объеме закуплен - часть собрана, часть находится на складе временного хранения перед монтажом. Готовность металлоконструкций составляет 78 процентов, то есть собрано 522 метра мостового сооружения из 672», – сообщил Евгений Кулешов.
В ходе капитального ремонта архитектурный облик судоходного пролетного строения будет сохранен в полном соответствии с существующим, ставшим за многие годы визитной карточкой и символом Уфы. В настоящий момент арочные конструкции уже изготовлены – к их монтажу приступят после устройства пролета 9-10.
Отметим, что в проекте реконструкции заложены декоративные элементы, такие же, какие находились на старом мосту: это пешеходные ограждения с советской тематикой, звездами; чугунное литье также будет на обновленном мостовом переходе.
Арочный мост по титулу и в ходе реализации проекта можно отнести к уникальным объектам.
– Перед возведением нового моста необходимо было демонтировать обветшалые конструкции старого мостового сооружения. Они были непредсказуемые, и потому привлекались организации в единственном своем роде в Российской Федерации, которые отслеживали все путем установления датчиков, мониторинга при демонтаже как старой арки, так и пролетного строения, – отметил директор Мостоотряда №30 филиала АО «Уралмостострой» Василий Чекуров.
Обычно старые мосты демонтируют грубым методом частичного разрушения или даже полного завала, а затем конструкции поэлементно разбираются уже на земле или на воде. Специалистам же Мостоотряда №30 пришлось вести демонтаж очень аккуратно, работа проходила навесным способом, снимали поэлементно, маленькими кусочками с помощью крана. Сами мостостроители разбор изношенных узлов ветхой конструкции моста неоднократно сравнивали с ходьбой по минному полю, а ошибаться они не могли – рядом два действующих моста, и движение на них не перекрывали. Так что работа в таких обстоятельствах действительно была уникальной. Как и операция по надвижке в стесненных условиях на мосту-вставке, так и в целом создание плеяды из трех мостов, находящихся в считаных метрах друг от друга, – такого опыта в российском транспортном сообществе не знали.
На сегодняшний день из 4000 тонн основных металлоконструкций пролетного строения моста смонтировано порядка 3000 тонн. Это не говоря о вспомогательных конструкциях. Ведь для того чтобы производить демонтаж и возведение нового пролетного строения, необходимо было навести временные мосты, а их общий тоннаж по металлоемкости составляет более 5000 тонн…
В настоящее время с учетом привлечения подрядных организаций работают порядка 150 человек в обе смены. На пике же строительства, когда приступят к основным работам по обустройству, окраске, гидроизоляции, разметке, монтажу электроосвещения, количество людей, одновременно находящихся на объекте, будет составлять около 300.
Как отметили специалисты, после ввода в эксплуатацию обновленный арочный мост прослужит не менее 50 лет. После его открытия в направлении южного въезда в город и выезда из него будет функционировать 11 полос движения.
Сергей ОСАДЧИЙ.
На снимках: идет реконструкция.
Фото с сайта gorodufa.ru.
На снимках: идет реконструкция.
Фото с сайта gorodufa.ru.
7-02-2025
(0) Просмотров: 1 Номер: 8(13843) Версия для печати