Анна СЕЛЕЗНЁВА:
"Вдохновение мне дают иногда, казалось бы, очень простые вещи..."
Музыкальная жизнь Уфы всегда насыщена удивительными событиями. Спектакли, концерты, оперные премьеры - выбор богат, и зачастую даже и не знаешь, чему отдать предпочтение. И сегодня мы хотим вам рассказать об авторском вечере двух композиторов - Анны Селезнёвой и Тимура Исмагилова, который прошёл в Концертном зале имени Федора Ивановича Шаляпина. Дабы узнать подробности о нем, что называется, из первых уст, с Анной Селезнёвой "Вечерняя Уфа" попросила побеседовать её коллегу и давнего друга Бэлу Фатыхову-Аюпову.
- Анна, как родилась идея этого совместного концерта?
- Мы с Тимуром Исмагиловым дружим, продолжаем общаться и всегда встречаемся в его приезды в Уфу, ведь он уже много лет живёт и успешно работает в Москве. В одну из таких встреч родилась идея совместного концерта, которая мне очень понравилась. Один композитор хорошо, а два - лучше! Потому что есть возможность подарить слушателям музыку разнообразную, познакомить с разными взглядами и восприятием мира... Я очень рада, что мы осуществили задуманное! Тимур невероятно чуткий и тонкий музыкант, интересный и самобытный композитор, произведения которого во многом наполнены колоритами родной башкирской земли, переплавленными и прожитыми им очень глубоко. Я не могу здесь говорить о его творчестве так, как рассказал бы он сам - это, конечно, тема для отдельного интервью с ним. Но мне очень импонирует, например, то, как много Тимур слушает разной музыки - всех направлений. Однозначно, для любого композитора подобное является основой развития творчества. Добавлю: в этом он меня и как коллега, и друг весьма вдохновляет, являясь безусловным примером.
- Расскажите, пожалуйста, о вехах Вашего становления как музыканта, исполнителя, компози-тора...
- Всё, что я сегодня умею, стало возможным только благодаря моим учителям. Первым и самым главным из них я считаю папу. При том, что он никогда со мной не занимался специально, всё самое необходимое, лучшее, интересное мне посчастливилось впитать с момента рождения (и даже немножко до рождения), поскольку он учился на тот момент в гнесинской аспирантуре по классу баяна и много занимался. Я впитала от него музыкальный вкус, умение фразировать, умение отличать качество разной музыки, любить и понимать оркестровую (симфоническую и народную) музыку, ведь папа ещё и очень хороший дирижёр, ныне регулярно дающий концерты. Далее у меня были самые лучшие учителя: Валентина Ивановна Старикова, Алла Федоровна Зуева, Вадим Наумович Монастырский, Тамара Марковна Русанова, Людмила Ивановна Алексеева, Лев Александрович Франк и учитель по композиции Рашит Рахимович Зиганов. Всех их я бесконечно уважаю, ценю, люблю, боготворю, ни на минуту не забывая об их роли в моей жизни - и профессиональной, и человеческой. Данный опыт, безусловно, помогает в моей преподавательской деятельности - я передаю эти ценности дальше. Можно сказать, мне бесконечно повезло...
- Следующий вопрос, естественно, касается любимых композиторов...
- Самый любимый - Бах, всегда и везде, в любые моменты жизни, во всех программах сыгранных концертов. Вообще, много любимых композиторов, и у каждого есть что-то, наиболее мне близкое. В репертуаре - Бетховен, Моцарт, Гайдн, Шуман, Шуберт, Шопен, Брамс, как у всякого нормального пианиста с классическим образованием. Лет пятнадцать назад заново открыла для себя Прокофьева и стала его фанаткой. Не всё, к сожалению, могу себе позволить играть из-за маленькой комплекции рук и тела, но иногда отчаянно замахиваюсь на что-то, в чём очень сильно себя преодолеваю, физически особенно. Из современных композиторов моим кумиром является Игорь Крутой, в особенности его проект с Дмитрием Хворостовским "Дежавю", который воспринимаю как шедевр популярной современной музыки. О любимых композиторах, их произведениях и исполнителях можно рассуждать бесконечно, и я рада, что у нас с Вами есть такая возможность вне рамок данной беседы. Для меня важно дружить, говорить о музыке, о творческих планах, и я очень благодарна Вам за отзывчивость и готовность всегда помочь в моих проектах, как, например, на сей раз с исполнением моего фортепианного дуэта для двух роялей! А также огромная благодарность тем, кто также помог мне воплотить музыку на сцене: Нурзиде Абизовой, с которой мы сделали уже не один проект, моей коллеге Лене Самойловой, Фаизу Сабитову, Александру Дорогову и моей ученице Дарье Кирилловой. Да, конечно, композитор сам может сесть за рояль, но без исполнителей - вокалистов, инструменталистов - его музыка будет пылиться в шкафу и её никто не услышит.
- В чем Вы черпаете вдохновение и где находите столько возвышенности (не побоюсь этого слова) в наше прагматичное время?
- Я не прагматик, в этом моё несчастье и счастье одновременно. Прагматиком, наверное, нужно немного быть, чтобы крепко стоять на ногах в современном мире, я этому понемногу учусь, как могу. Вдохновение мне дают иногда, казалось бы, очень простые вещи... Скажем, я рассматриваю красивые фотографии в интернете... Или нахожу его более логичным способом - время от времени слушая концерты разных музыкантов; а также черпаю в красоте мира, глядя в такое разное небо каждый день. Иногда идеи рождаются в тот момент, когда я ухаживаю за цветником на даче. Одним словом, разные бывают поводы для вдохновения, нужно только хотеть их искать. В исполнительстве всегда советуюсь с моим дорогим учителем, Львом Александровичем Франком, мне это очень важно и необходимо - продолжать учиться у мастера фортепианной игры столь высокого уровня и такой преемственности русской фортепианной школы.
- Как Вы умудряетесь соединить в своих привязанностях и классические, и джазовые ритмы?
- Сейчас у меня такой период, когда есть огромное желание писать музыку простую, доступную не только для музыкантов-профессионалов. В последнее время это также и детская музыка - и вокальная, и инструментальная. Преподавая в ССМК такой предмет, как "камерный ансамбль", и периодически сталкиваясь с нехваткой репертуара (для саксофона, например), решилась писать музыку для моих учеников, и меня, конечно, радует, что они её воспринимают и играют с интересом. В декабре был сочинён и исполнен вокальный цикл в джазово-эстрадном стиле на стихи моей подруги, пианистки Лейлы Альмухаметовой. Это удивительно талантливая поэтесса, хотя она никогда и нигде не училась мастерству стихосложения. И это уже второй мой цикл на её стихи, и подозреваю, не последний.
- Что интересного Вы находите в других направлениях музыкальной жизни, где Вы себя проявляете?
- От интересного просто глаза разбегаются. И невозможно, к сожалению, всё охватить. Иногда ночами сидишь в интернете, слушая и смотря разные концерты: классические ли, академические ли, современные или даже эстрадные; находишь интервью с выдающимися исполнителями, композиторами, артистами. Всё это очень и очень вдохновляет, но порой приходится себя ограничивать той сферой, где конкретно работаешь и можешь почерпнутое применить, либо уделять внимание тому, что необходимо для общего развития.
- Друзья, и не только, знают Вас в разных ипостасях. Пожалуй, мне придется раскрыть некоторые секреты: для иных не новость то, что публика, ждущая Ваших концертов, есть не только в Уфе, в Башкирии, но и во Франции, и даже на Кипре. Есть поклонники Вашей авторской музыки. И много тех, кто читает Ваши страницы в интернете - почти ежедневные заметки о жизни, статьи о концертах, которые Вы пишете регулярно...
- Ну да... Уже есть счастливый для меня опыт нескольких сольных концертов за рубежом. Счастливый ещё и потому, что слушатели там, где я играла, очень благодарные: они не ищут ошибок в твоём исполнении, не критикуют, не сравнивают, они даже плачут от того, насколько их затрагивает музыка. Во Франции, добавлю, мы записали несколько дисков со мной в студии - и сольных, и с аккомпанементами для моих французских друзей музыкантов. После этого смелее играется дома - без оглядок, предположений и прочих вредных для сознания компонентов. Музыку мою также ждут друзья, есть заказы на пьесы, песни, на аранжировки - стараюсь отвечать на запросы и делаю это с удовольствием. А по поводу публикаций в Сети - сама не заметила, как мне стало необходимо делиться мыслями, впечатлениями... Некоторые наивно советуют пробовать себя на литературной стезе, но Вы же понимаете, что для этого нужен, во-первых, профессионализм, и во-вторых, хотя бы какой-то процент свободного времени (а в сутках всего лишь двадцать четыре часа, и успеть бы справиться с той работой, какая есть в наличии). Но продолжать в том же жанре ни к чему не обязывающих размышлений буду, обещаю!
- Что бы Вы могли пожелать, посоветовать нынешним прогрессивным музыкантам, которые находятся рядом с Вами либо далеко?..
- У прогрессивных музыкантов я могу лишь сама чему-то поучиться. А советовать - только моим ученикам: непрестанно расширять кругозор - и общий, и профессиональный (музыка, книги, спектакли, фильмы, изобразительное искусство). Заниматься много, пока не наступила взрослая жизнь с её обязательствами. (В детстве я тоже не понимала этой свободы и предоставленного времени, всегда жалею об упущенном и стараюсь донести столь простую мысль моим любимым подопечным в музыке; иногда получается, и я радуюсь.) Учиться, наблюдать, думать, слушать, прислушиваться. Быть в центре музыкальной жизни везде, где это доступно. Наверное, я перечислила все ключи к успеху.
- Спасибо за беседу, за свежие веяния и чистоту музыкальной мысли!
Вопросы задавала
Бэла ФАТЫХОВА-АЮПОВА.
НА СНИМКАХ: Анна Селезнева; а это финальный поклон на ее совместном с Тимуром Исмагиловым концерте.
Бэла ФАТЫХОВА-АЮПОВА.
НА СНИМКАХ: Анна Селезнева; а это финальный поклон на ее совместном с Тимуром Исмагиловым концерте.
12-01-2018 (0) Просмотров: 2 851 Номер: 4(13184) Версия для печати