$ - 92.0134
€ - 98.7187

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

«Жил на свете рыцарь бедный…»


«Жил на свете рыцарь бедный…»

Второй акт пьесы Альфреда де Мюссе «Любовью не шутят» начинается с ремарки «В замке творилось нечто невообразимое…» Вспомнила я об этом по одной простой причине: в Башкирском государственном театре оперы и балета, в котором 16, 18 и 19 мая пройдут премьерные показы спектакля – оперы Жюля Массне «Дон Кихот», ситуация сейчас, накануне выпуска очередного детища БГТОиБ в свет, максимально приближена к тому, о чем свидетельствует ремарка де Мюссе… Впрочем, и само здание Аксаковского народного дома чем-то напоминает замок владетельного сеньора, а уж если хоть одним глазком глянуть на масштабные декорации, рожденные воображением и талантом художника-постановщика и режиссера спектакля о благородном идальго Ивана Складчикова, то ваше сознание живо среагирует на сходство БГТОиБ с крепостью или родовым гнездом в данном случае испанского гранда.

Но сначала о творческой команде, обратившейся к знаменитой истории странствующего рыцаря: возглавляет ее художественный руководитель БГТОиБ, солист Мариинского театра, народный артист Башкортостана, лауреат международных конкурсов, обладатель Национальной оперной премии «Онегин», один из любимых учеников знаменитого педагога, профессора Миляуши Муртазиной известный всем Аскар Абдразаков, впервые принявший на себя роль режиссера-постановщика. Добавим, Аскар Амирович сам и исполнит партию Дон Кихота (в других составах эту роль репетируют Артур Хисамов и Айгиз Гизатуллин). Имя художника-постановщика, автора сценографии, костюмов, всего, что связано с антуражем и многочисленными деталями, вводящими зрителя в контекст жизни Испании XVI века, а также режиссера новой сценической версии произведения Массне, как уже было сказано выше - Иван Петрович Складчиков, который с некоторых пор занял пост главного художника БГТОиБ, впервые уфимцы познакомились с ним благодаря оперному спектаклю «Аттила» на музыку Джузеппе Верди, а затем – балетному спектаклю на музыку Родиона Щедрина «Конек-Горбунок», в котором он выступил в роли постановщика и соавтора либретто вместе с Иваном Васильевым (в свое время Складчиков закончил музыкальную школу при консерватории, играет на рояле; затем – Высшее театральное училище имени Михаила Щепкина, работал актером в драматическом театре, снимался в кино…). Следующий представитель постановочной команды – главный дирижер театра, музыкальный руководитель спектакля, заслуженный артист Башкортостана, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Артем Макаров. Но список членов творческого штаба еще не завершен. В число «штабных» входят также балетмейстер, профессор кафедры пластической выразительности Высшего театрального училища имени Бориса Щукина, заслуженный деятель искусств России и Кабардино-Балкарии, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, хореограф Ирина Филиппова; главный хормейстер театра, лауреат международных и российских конкурсов Александр Алексеев и художник по свету, неоднократный номинант «Золотой Маски» Ирина Вторникова (Ростов). Согласитесь, командный состав впечатляет!
А теперь вернемся к первой строке этого материала и поясним, что в предпремьерные дни все – штаб; исполнители: солисты, хор, оркестр, артисты балета; сотрудники цехов – находятся в невероятном напряжении, и нервы у каждого участника процесса натянуты, словно струны… Шутка ли сказать: масштабный спектакль, принципиально нацеленный на то, чтобы погрузить зрителя в историческую эпоху, плюс известный всему миру (что уже накладывает определенные обязательства) сюжет о Рыцаре печального образа, сценическое воплощение коего, безусловно, должно отличаться от существовавших доныне версий… А еще - не простые для вокалистов задачи плюс сама история о Дон Кихоте требуют от исполнителей актерского мастерства! Не говорю уже о непривычных современному человеку костюмах, которые нужно научиться носить в короткий срок и чувствовать себя в них естественно и непринужденно…
Пошивочный цех в течение пяти месяцев, не поднимая головы, трудился над созданием порядка четырехсот костюмов в стиле испанского маньеризма, большинство из них имеют исторический крой. Но предоставлю слово самому художнику Ивану Складчикову: «В дамских платьях – жесткие лифы на костях, без вытачек, юбки на панье. Как в мужских, так и в женских костюмах использованы воротники раф, характерные для той эпохи, на каждый из них ушло примерно пятнадцать метров кружева. В работу пошло невероятное количество натуральных тканей – шелк, атлас, жаккард, крепдешин, тафта, бархат, метры и метры золотой и серебряной тесьмы, масса стекла Сваровски, стекляруса и пайеток. В общем, все, что было необходимо для воссоздания духа эпохи».
Глядя на это великолепие, развешанное в пошивочном цехе (начальник – заслуженный работник культуры РБ Наталья Васильева) накануне прогонов, на то, как тщательно мастерицы обрабатывают каждую петельку нарядных колетов, пришивая пуговки, напоминающие жемчуг, начинаешь понимать, что сотрудницы этой важнейшей службы БГТОиБ совершили своего рода подвиг, приняв на свои плечи невероятный груз, и с честью справились со всеми трудностями, буквально нырнув в историю костюма, в частности костюма XVI века… У одной только Дульсинеи (солистки БГТОиБ Любовь Буторина, Регина Звегинцева и приглашенная оперная певица, лауреат международных конкурсов «Янтарный соловей», имени Михаила Глинки и имени Елены Образцовой Елена Максимова, в прошлом солистка Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, сейчас часто выступающая в России и за рубежом; а также еще только начинающая свой путь на сцене Назгуль Ибрагимова) три платья, одно из них из темно-красного бархата, на юбку только ушло семь с половиной метров, а на алый подбой к ней было использовано десять метров атласа… Это платье, в котором Дульсинея впервые появится перед зрителем – точная копия того костюма Марии Николаевны Ермоловой, в котором она выходила на сцену в роли Марии Стюарт… В разговоре Иван Складчиков подчеркнул, что почти всем участникам сшиты индивидуальные костюмы и у большинства тех, кто занят в спектакле, наряды не повторяются. Головные уборы, обувь, рыцарские доспехи для заглавного героя, маски – Складчиков сделал около полутора тысяч эскизов, предварительно детально изучив исторический костюм, относящийся к эпохе, в контексте коей разворачиваются события, описанные в либретто Анри Каэна. Но это не точная копия исторических нарядов, а их тонкая стилизация. Добавим, что все предметы интерьера, мебель изготавливались вручную мастерами столярного и бутафорского цехов БГТОиБ по эскизам Ивана Петровича, который подчеркивает: «Правда в мелочах!»
В один из предпремьерных дней мы побывали и в бутафорском цехе, наведались во владения его начальника – бутафора высшей категории Альберта Еникеева, который в тот момент завершал работу над зеркалом Дульсинеи – очередной шедевр, величиною в пять на три метра, с ажурной рамой и чудесной имитацией мерцания старинной амальгамы. К бутафорам нас привело страстное желание увидеть коня Дон Кихота, а также ослика, носящего на своей спине Санчо Панса (заслуженный артист РБ Владимир Копытов и Рим Рахимов); «скакунам» также «дали жизнь» мастера из этого цеха. Верный конь идальго Росинант выглядел великолепно, на «примерку» его гривы Складчиков пришел сам, лично испытав выносливость ино-ходца – так мы его и сфотографировали верхом. А уже на одном из прогонов увидели, как каурый красавец (на колесиках) вывозит на подмостки режиссера-постановщика. Самое время сказать о том, что «Дон Кихот» Массне – одна из любимых опер Аскара Абдразакова, он успешно исполняет заглавную партию в одноименном спектакле Мариинского театра и всегда мечтал о том, чтобы эта опера шла на сцене БГТОиБ. И вот его мечта уже близка к осуществлению.
…Что же касается ослика, который в итоге получился очень трогательным и милым, то поначалу мы застали его в пору «младенчества» - над остовом будущего «скакуна» для толстяка Санчо трудился в цехе бутафор Артур Фаткуллин… Мы не стали мешать молодому человеку и двинулись дальше – к фонтану «из чистого мрамора» - именно так отрекомендовал нам чашу «водомета» Альберт Фларитович Еникеев. И как точно вписалась она и в суету, и в полуночную тишину площади испанского городка, просто волшебно ожившую в свете творческих идей и мастерства Ирины Вторниковой, - сюда и прибыл рыцарь печального образа, дабы встретиться с прекрасной Дульсинеей… Я часто упоминаю в этой публикации Складчикова, но это оправданно уже тем, какой непосильный вес, подобно тяжелоатлету, «взял» в данной постановке главный художник БГТОиБ, поскольку сценография заслуживает просто отдельного материала – похоже, прежде чем начать работу, Иван Петрович проникся духом Испании, вобрав в копилку своей эмоциональной памяти колорит страны, расположенной на краю Средиземного моря, живопись Мурильо, Веласкеса, Эль Греко… А еще он отдал дань восхищения своим любимым «мирискусникам», поскольку мизансценический занавес, созданный им к спектаклю «Дон Кихот», я лично расцениваю как некий почтительной поклон Александру Бенуа, гениально оформившему некогда балетный спектакль «Петрушка» на музыку Игоря Стравинского. Сразу же скажу, что зрителей ждет еще один сюрприз – замечательный новый главный занавес, по эскизу Складчикова же изготовленный специалистами из Мариинского театра. И он, во всяком случае мне так кажется, есть некий парафраз Ивана Петровича на работы того периода жизни художника Александра Головина, связанного с «Мариинкой»…
…Но мы отвлеклись, а до премьеры осталось всего ничего, и напряжение растет, и буквально сгущается атмосфера в зале, где в процессе репетиции, ловя каждое слово режиссера-постановщика, сидят практически все исполнители, не занятые в этот момент в прогоне, а также представители цехов – особенно пошивочного, работа для которых еще не закончилась – что-то подшить, поправить – это будет продолжаться вплоть до последних часов перед премьерой…
Абдразаков сосредоточен настолько, что мы не рискнули подойти к нему, поскольку помимо задач постановщика, он, достойный ученик своего педагога, делает еще и точные замечания вокалистам, и не упускает ни одной детали, связанной с актерской составляющей, особенно это касается исполнителей партии Дон Кихота. У Абдразакова, безусловно, есть дар драматического артиста и все его реплики и советы основаны на собственном богатом сценическом опыте… Конечно, он переживает, быть может, гораздо больше других, ведь это его режиссерский дебют, а пристальное внимание к нему, с учетом популярности певца Аскара Абдразакова среди россиян и, в частности, среди жителей Башкортостана, накладывает особые обязательства. И атмосферный столб давит на него в эти дни в разы тяжелее, чем на других… Скажу больше, он реже всех солистов выходит на сцену в прогонах, предоставляя возможность «закрепить материал» не столь мастеровитым исполнителям. Но, уверена, талант, опыт и данная ему актерская природа не подведут Аскара Амировича.
Остается сказать для тех, кто не знаком с оперой Массне, что она весьма опосредованно относится к знаменитому роману Мигеля де Сервантеса, как, собственно, и балет Минкуса… Но Аскар Абдразаков, похоже, сам для себя взял за основу главный нерв книги про благородного идальго, написанной великим испанцем, и создает в спектакле характер истинного Рыцаря печального образа, чья жизнь в отрыве от возлюбленной действительно может угаснуть… Так что пожелаем Аскару Амировичу, а также, конечно, всей творческой команде, всем составам и Башкирскому государственному театру оперы и балета удачи и с нетерпением будем ждать премьеры… Ни пуха, ни пера, господа «испанцы»!

Илюзя КАПКАЕВА.
Лилия ЗАГИРОВА (фото).


«Жил на свете рыцарь бедный…»

«Жил на свете рыцарь бедный…»

«Жил на свете рыцарь бедный…»

«Жил на свете рыцарь бедный…»

«Жил на свете рыцарь бедный…»

«Жил на свете рыцарь бедный…»

Дата создание новости 14-05-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 3 246     Номер: 33(13503)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.