Шестнадцать тысяч шагов в «Ночи»
По прогнозам организаторов акции «Ночь музеев», которая ныне прошла в Башкортостане в одиннадцатый раз, участие в ней должны были принять более двадцати тысяч человек… Не знаю, как в масштабах всей республики, а Уфа, на мой взгляд, перекрыла запланированные цифры, несмотря на аномальную жару и на то, что многие горожане еще в пятницу покинули столицу, разъехавшись по своим дачным участкам…
Во всяком случае, мы с фотокорреспондентом «ВУ» Лилией Загировой, переходя из точки в точку намеченного заранее маршрута, не уставали удивляться тому, с каким энтузиазмом уфимцы откликнулись на очередную акцию и отправились в ночь с субботы на воскресенье в «сумеречную зону»… Добавлю также, что Лилин шагомер действовал исправно, так что мы в рамках одного из направлений нынешней «Ночи», посвященного Году здоровья и активного долголетия в Республике Башкортостан, «намотали» в своих хождениях по музеям шестнадцать тысяч триста тридцать пять шагов, соответствуя третьей теме акции «Здоровье прежде всего». Большинство из тех, кого мы повстречали в своем «путешествии», тоже соответствовали ей уже только ношением масок, безусловно, создающих в такое пекло, мягко говоря, неудобства. Но люди, насидевшиеся в период пандемии дома и вырвавшиеся из плена, терпели, дыша, что называется, через раз… Впрочем, в музейных залах, как правило, прохладно, так что это облегчало задачу и им, и тем, кто после переходов по плавящемуся от высоких температур асфальту благостно погружался в живительный холодок выставочных пространств. Но предел человеческой выносливости все-таки существует, и из намеченных предварительно пунктов нашего «путевого листа» под финал «Ночи» осталось только четыре, и завершающей точкой вечеркинского «марша» стал уфимский Мемориальный дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова, куда мы стремились не только по зову сердца, поскольку газета долгие годы дружит с ним, отслеживая все этапы жизни этого уникального хранилища материалов, сведений, артефактов и памяти о замечательном русском писателе – нашем земляке, но и по редакционному поручению. Впрочем, о последнем расскажем чуть позже.
В уютный особняк XVIII века мы двигались через парк имени Ленина, полнящийся, несмотря на довольно позднее уже время, звонкими голосами играющих детей, счастливым смехом их родителей, полной грудью вдыхающих аромат цветущих здесь яблонь, предупреждающими сигналами владельцев самокатов, «летающих» на своих двоих (конечно, колесах!) по многочисленным асфальтовым дорожкам, постепенно отдающим свое тепло надвигающимся сумеркам… Еще несколько шагов и глазам нашим открывается милая сердцу каждого уфимца Софьюшкина аллея с гуляющими парочками, а там уж и рукой подать до «Громады Зубинского дома», в котором прошли детские годы Багрова-внука… Народ в музее есть, но он логично и компактно распределился по всему периметру дома – кто-то в Голубой гостиной смотрит фильм о космонавте Викторе Савиных, большом друге Аксаковского фонда и правопреемнике Сергея Тимофеевича - первого ректора знаменитого Межевого института (это – своего рода «ответ» на тему «Больше, чем музей», предложенную организаторами нынешней «Ночи»); кто-то готовится к импровизированному концерту, который завершит «полуночные бдения»; кто-то пристально рассматривает картины Михаила Алексеевича Назарова, чья выставка развернулась на двух этажах особняка, а большая часть, надев маски, заворожено следует за хранителем, старшим научным сотрудником Дома-музея Галиной Олеговной Ивановой, как всегда, прекрасно ведущей экскурсию по залам, поражая гостей образностью и эмоциональностью своего рассказа не только об Аксакове, его родных и близких, но и об эпохе, подарившей Уфе, России и всему миру автора «Записок ружейного охотника».
Мы тихонько смешиваемся с группой и, дождавшись того момента, когда Галина Олеговна сама садится за старые клавикорды и, в очередной раз поражая гостей, исполняет фрагмент чинного менуэта, возможно, звучавшего в этих стенах в те времена, когда в доме у Аксаковых собиралось светское общество, выдвигаемся вперед, дабы выполнить, наконец, поручение редакции.
А дело все в том, что Галина Иванова – давний и верный автор «Вечерней Уфы», в тяжелейший, в том числе и для газеты, год предоставила «ВУ» уникальные материалы, связанные с Великой Отечественной войной, подготовив их, переведя из рукописного формата в «цифру» и сопроводив замечательными комментариями. Речь о публикации «Дневник моего отца», с продолжением выходившей в нескольких номерах газеты и посвященной одиннадцатилетнему мальчику Олегу Иванову, эвакуированному вместе с родными из Минска в Уфу. Будущий отец Гали всю войну вел дневник, в который заносил не только события из личной жизни, но и сводки с фронтов Великой Отечественной, детали уфимского быта, короткие рассказы о людях из своего окружения… Это действительно уникальный документ эпохи, с учетом к тому же того, что детских дневников данного периода в России практически не существует. Мы читаем строки, написанные одиннадцатилетним мальчиком, тоскующим по родному Минску, а также потрясающие комментарии к материалу самой Галины Олеговны и понимаем, что газете невероятно повезло: получить такой документ – это просто подарок для редакции, для читателей «Вечерки», по достоинству оценивших «Дневник моего отца». Из Олега Иванова, после войны и поездки в Минск вернувшегося в Уфу, впоследствии вырос очень хороший врач, которого знал весь наш город, а его дочь закончила филологический факультет Башкирского государственного университета и стала хранителем уфимского Мемориального дома-музея С.Т.Аксакова.
Так вот, по итогам 2020-го в традиционном творческом состязании газеты Галина Иванова за материал «Дневник моего отца» была единогласно выдвинута редколлегией на звание лауреата года «Вечерней Уфы». В своем издании мы это написали, а вот торжественно вручить Галине Олеговне ее диплом все никак не могли – из-за пандемии в первую очередь. И вот свершилось! Конечно, Галя и предположить не могла того, что полпреды «Вечерки» по собственному сценарию завершат ее уже заканчивавшуюся экскурсию, глаза у нашего лауреата округлились, но горячие аплодисменты, которыми наградили Галину Олеговну гости музея, мне кажется, не только вогнали хранителя в краску, но и уравновесили ситуацию. В общем, все расходились в очень хорошем настроении. А традиционный снимок (мы своих лауреатов фотографируем, рассказывая о них читателю, тем более, что в 2020-м в их число вечеркинцы принципиально включили только наших дорогих авторов, которые очень поддержали главную городскую газету в дни ковида своими материалами) мы не стали делать в зале, дабы не просить Галину Олеговну снимать маску при экскурсантах, соблюдавших все меры предосторожности… Ее портрет мы сделали позже в небольшой девичьей, где собираются в минуты отдыха сотрудницы Дома-музея, смыкающейся с крохотной кухонькой…
Обмыли диплом ароматным чаем с молоком, немного поговорив о ближайших планах музея. Было так уютно и так хорошо на душе, что уходить совсем не хотелось…
В уфимскую галерею «Мирас», которая за время проведения акции зарекомендовала себя как самая, пожалуй, креативная площадка по организации «Ночей» в Уфе, народ стал ломиться задолго до старта события, назначенного на 18.00. Но ныне в «Мирасе», поставившем во главу угла соблюдение всех правил санитарно-эпидемиологического режима, было тихо, без многолюдных перформансов, приглашенных музыкантов и театрализованных действ. Скорее всего, у очаровательных смотрительниц и хозяек места сего просто не осталось времени и энергии на креатив – незадолго до «Ночи», 11 мая, в галерее открылась выставка «За пределами столицы» - совместный проект «Мираса» с московскими коллегами «11.12.Gallery», который презентует избранные произведения региональных художников со всей России. В число оных входят и наши земляки – скажем, Ринат Волигамси, а еще – живопись Дамира Муратова, Алексея Алпатова, Владимира Колесникова, «Студии 30», также в экспозиции представлены творческие объекты и инсталляции Василия Слонова, Славы Птрк, Владимира Марина и других… Все переговоры, встреча и приемка работ, приехавших в Уфу издалека, развеска, проведение презентации отняли у здешних сотрудниц основной процент сил, так что «Ночь» было решено провести скромно, только встречая зрителей и отвечая на их вопросы… И тем не менее люди пошли, несмотря на жару и отсутствие мощной рекламы! Мы с приязнью относимся к «Мирасу» и его «команде» - Виолетте Ибатуллиной и Ольге Рамазановой. А посему, несмотря на то, что хождение в «народ» уже отзывалось в наших начавших уставать ногах, мы добрались до заветной дверцы и позвонили… Самым приятным в этом визите было общение со всегда доброжелательными и любезными Виолеттой и Ольгой. А собственно работы, экспонирующиеся в белом пространстве изящной галереи, впечатления большого на нас не произвели. Как очень точно заметила одна из юных зрительниц – учащаяся художественного, кстати, лицея, пришедшая в субботу в числе прочих в «Мирас»: «Это мне напоминает то, что делает Моргенштерн…» Устоявшихся мнений по поводу современного искусства нет, или они очень разнятся, так что и эта точка зрения имеет право на жизнь. В итоге мы не нашли среди экспонировавшихся работ «поводов» для съемки, просто сфотографировав Ольгу с Виолеттой – и это, как говорится в одной из известных притч, было самым красивым и дорогим из того, что нам захотелось забрать с собой…
В уфимскую галерею «Мирас», которая за время проведения акции зарекомендовала себя как самая, пожалуй, креативная площадка по организации «Ночей» в Уфе, народ стал ломиться задолго до старта события, назначенного на 18.00. Но ныне в «Мирасе», поставившем во главу угла соблюдение всех правил санитарно-эпидемиологического режима, было тихо, без многолюдных перформансов, приглашенных музыкантов и театрализованных действ. Скорее всего, у очаровательных смотрительниц и хозяек места сего просто не осталось времени и энергии на креатив – незадолго до «Ночи», 11 мая, в галерее открылась выставка «За пределами столицы» - совместный проект «Мираса» с московскими коллегами «11.12.Gallery», который презентует избранные произведения региональных художников со всей России. В число оных входят и наши земляки – скажем, Ринат Волигамси, а еще – живопись Дамира Муратова, Алексея Алпатова, Владимира Колесникова, «Студии 30», также в экспозиции представлены творческие объекты и инсталляции Василия Слонова, Славы Птрк, Владимира Марина и других… Все переговоры, встреча и приемка работ, приехавших в Уфу издалека, развеска, проведение презентации отняли у здешних сотрудниц основной процент сил, так что «Ночь» было решено провести скромно, только встречая зрителей и отвечая на их вопросы… И тем не менее люди пошли, несмотря на жару и отсутствие мощной рекламы! Мы с приязнью относимся к «Мирасу» и его «команде» - Виолетте Ибатуллиной и Ольге Рамазановой. А посему, несмотря на то, что хождение в «народ» уже отзывалось в наших начавших уставать ногах, мы добрались до заветной дверцы и позвонили…
Самым приятным в этом визите было общение со всегда доброжелательными и любезными Виолеттой и Ольгой. А собственно работы, экспонирующиеся в белом пространстве изящной галереи, впечатления большого на нас не произвели. Как очень точно заметила одна из юных зрительниц – учащаяся художественного, кстати, лицея, пришедшая в субботу в числе прочих в «Мирас»: «Это мне напоминает то, что делает Моргенштерн…» Устоявшихся мнений по поводу современного искусства нет, или они очень разнятся, так что и эта точка зрения имеет право на жизнь. В итоге мы не нашли среди экспонировавшихся работ «поводов» для съемки, просто сфотографировав Ольгу с Виолеттой – и это, как говорится в одной из известных притч, было самым красивым и дорогим из того, что нам захотелось забрать с собой…
На экспозицию «Четыре взгляда», в пятницу, 14 мая, открывшуюся в Центральном выставочном зале на Революционной, 34, мы просто не могли не прийти. Потому что в рамках ее представили свои работы люди, с которыми нас связывают как товарищеские, так и служебные, вполне деловые отношения. Выставка «Четыре взгляда» представляет творчество четырех профессиональных фотохудожников – Александра Данилова и Булата Гайнетдинова, некогда входивших в штат «Вечерней Уфы», а также Алика Хасанова, всю жизнь сотрудничающего с «ВУ», и Дмитрия Файзуллина.
Все они – люди с именем в мире фотографии и компьютерной графики, все очень разные, и в этом их соединении есть некая сермяжная правда – внезапно сложившийся «квартет» представляет сегодняшний срез фотографии и, скажем так, визуального искусства; четыре взгляда на мир и на реалии сегодняшней жизни тех профессионалов, которые сквозь объектив фотокамеры зрят дальше, чем мы, и умеют вычленить из событийного ряда те детали, факты и лица, каковые приподнимают людское сознание над обыденностью и заставляют человека понять про нынешнее время то, что раньше не приходило ему в голову.
...«Стена славы» Саши Данилова, отказавшегося в этой экспозиции от цвета и отдавшего предпочтение столь любимой журналистами старой школы «черняшке», четко разделяется на три тематические составляющие, которые мы условно обозначим как «Православие», «Искусство хореографии или язык тела» и «Театр как способ передачи мыслей на расстоянии».
...Алик Хасанов вынес на суд зрителей свои уже давние опыты в области формы, тайной жизни предмета и интерьерной фотографии.
...Булат Гайнетдинов, ныне тесно сотрудничающий с Русским академическим театром, решил познакомить зрителей с тем, что принято называть, быть может, даже таинством кулис, до 7 июля (дата финиша экспозиции) открыв в Центральном выставочном зале нечто вроде филиала ГАРДТ РБ. Во всяком случае, его «стена славы» являет публике «и боль, и слезы, и любовь» тех, кто посвятил свою жизнь драматическому искусству.
...А свои необычные эксперименты в области фотографии и компьютерной графики Дмитрий Файзуллин тематически разделил на две части: «Небесная твердь» и «Пространство и Время».
Думаем, что более подробный материал о выставке «Четыре взгляда» появится в «Вечерке» позже, а пока скажем о том, что экспозиция собрала большое количество зрителей, которые с удовольствием беседовали с авторами, задавая им много вопросов; а еще делали селфи на фоне особо понравившихся работ. Особенной популярностью в этом смысле пользовался портрет Юрия Шевчука работы Александра Данилова. Молодежь даже в очередь встала, чтобы сфоткаться с Юрием Юлиановичем.
И еще один очень приятный, но вполне ожидаемый факт. На выставку собралось большое количество собратьев виновников торжества по цеху – пришли оценить работы и поздравить коллег Раиф Бадыков, Вячеслав Стрижевский, Михаил Новиков, Сергей Леонтьев, Николай Марочкин, Халит Сафин, Сергей Савельев. Добавим: Вячеслав Стрижевский шепнул нам, что «Четыре взгляда», по его мнению, – лучшая фотовыставка из числа тех, которые проводились в Уфе в последнее время…
В итоге мы решили сделать общий снимок всех мастеров этого непростого ремесла, назвав его впоследствии «Отцы и дети». Представим мы его читателям «Вечерней Уфы» позже… А сейчас, пока мэтры обмениваются рукопожатиями, а зрители с любопытством толпятся вокруг, мы оставим «четверку» наших друзей наслаждаться своим триумфом (редко на долю фотографов выпадают такие приятные минуты!) и, пожелав мужикам удачи, покинем прохладу этого зала, открыв дверь в окончательно распоясавшееся майское пекло…
Башкирский государственный художественный музей имени Михаила Васильевича Нестерова, на наш взгляд, - мекка для всех «полуночников», рвущихся в рамках акции прикоснуться к классическому искусству. Вот и в эту «Ночь», переступив порог особняка купца Лаптева, мы даже растерялись от такого количества народу – люди пришли большими группами, целыми семьями, приведя своих детей, самым маленьким из которых, быть может, еще рано участвовать в подобных великосветских сборах. Расслабившиеся родители не слишком рьяно следили за своими распоясавшимися отпрысками, бегавшими по залам и игравшими в догонялки.
Нам, прямо скажем, повезло с экскурсоводами, поскольку журналистов «Вечерки» приняли под свое крыло главный хранитель фондов БГХМ, искусствовед Валентина Мефодиевна Сорокина, многие годы сотрудничающая с нашей газетой, и реставратор Анна Арнольдовна Хардина, которые сразу повели нас в зал, где расположилась уникальная экспозиция «Искусство стран Востока в собрании Башкирского государственного художественного музея имени М.В.Нестерова (выставка из проекта «Открытые фонды»)». Ее составили произведения искусства, поступившие в БГХМ в 1920-1950 годы из Уфимского губернского музея, Уфимского губчека, Управления социального обеспечения населения, Государственных Московского и Петроградского музейных фондов, а также предметы, приобретенные у частных лиц. Впервые в одном из залов можно увидеть около двухсот произведений, созданных мастерами из Китая, Японии, мавританской Испании, Ирана и Османской империи. Скульптура, живопись, художественная бронза, резьба по камню, дереву и кости, изумительный фарфор, перегородчатая и расписная эмали, оружие, в частности, парадный меч самурая, предметы быта, например уникальная ширма, и многое другое. Стены украшают работы художницы из Китая Чи Хен Фей, которую некогда пригласил в Уфу главный директор БГХМ Владимир Александрович Соболев. Гостья какое-то время жила у нас и работала в мастерской акварелиста Зуфара Гаянова, затем вернулась на родину, оставив музею на память о себе некоторые из своих восхитительных листов – особенно нам запомнились необычная «Летящая музицирующая богиня» и более традиционный – «Бамбук», написанные на рисовой бумаге тушью и специальными красками…
В эту «Ночь» паломникам, жаждавшим встречи с прекрасным, были представлены, помимо постоянной экспозиции, также работы знаменитых выпускников ДХШ №1 имени Алексея Александровича Кузнецова, ставших затем замечательными художниками; а также произведения, вошедшие в собрание Воскресенской художественной галереи… В период Великой Отечественной войны село Воскресенское (ныне Мелеузовский район) приняло у себя талантливых детей – юных художников, помогая им всем, чем было можно и, главное, нужно! Когда эти дети выросли, навсегда запомнив буйную речку Тор, огромное небо, синие шиханы Воскресенского и доброту местных жителей, став профессиональными художниками, они подарили гостеприимному селу свои работы. Так в Воскресенском появилась прекрасная картинная галерея…
Рассказывать об этом можно долго, но мы, еле уговорив Валентину Мефодиевну снять маску для фотосессии, вдруг обнаруживаем, что народ активно перемещается в тот зал, где в БГХМ всегда проходят концерты и вечера классической музыки. Двигаемся за многочисленными посетителями и попадаем уже под крыло заместителя директора БГХМ Светланы Евсеевой, которая и поясняет нам, что в эту «Ночь» в музее проходит сразу несколько музыкальных встреч, в частности – со студентками вокального отделения Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова. Помимо этого, в БГХМ традиционно проводятся для «полуночников» мастер-классы по декоративно-прикладному искусству как для детей, так и для взрослых. А завершать эту «Ночь» будет в музее концерт авторской песни бардов из клуба «Белый ворон».
В общем, все говорило о том, что народ пришел в Нестеровский музей надолго, плотно осев в его залах и собираясь лично оценить все, что предлагала программа «полуночных бдений». А мы прощаемся с гостеприимными хозяевами, договариваемся о встречах на будущее и торопимся дальше – «Ночь» еще не исчерпала всех своих возможностей и сюрпризов… Перед нами спешит по улице Гоголя оживленно беседующая группа людей, решающая, куда пойти еще. Слышно, как они спорят – в Национальный музей или в Аксаковский, склоняясь в пользу последнего. Переглядываемся: мы тоже туда. Зной не спадает, и мы, прилипая к асфальту, шагаем потихоньку к «месту силы», в особняк писателя, к Сергею Тимофеевичу, то есть туда, с чего начался наш рассказ о «Ночи-2021»…
Илюзя КАПКАЕВА.
Лилия ЗАГИРОВА (фото).
Лилия ЗАГИРОВА (фото).
18-05-2021 (0) Просмотров: 2 952 Номер: 34(13504) Версия для печати