$ - 89.7026
€ - 97.0954

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Когда «кадры» решают всё

Забег во имя мира

Мы не можем без корней!

Мой дедушка – Ломоносов из Башкирии

«…И вечно в сговоре с людьми надежды маленький оркестрик под управлением любви»

«Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь…»


«Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь…»
В минувший понедельник, 16 января, в Уфимском государственном институте искусств имени Загира Исмагилова состоялось прощание с выдающимся педагогом, одним из столпов нашей скрипичной исполнительской школы, профессором, заслуженным работником культуры России, заслуженным деятелем искусств Башкортостана Александром Абрамовичем Шисманом…
Это когда-нибудь случилось бы… У человека с больным сердцем жизнь может оборваться в одночасье. Но если полгода назад, в начале лета, Александр Абрамович смог выдержать эмоционально напряженный юбилейный концерт (а ведь большая радость – это тоже риск!), и если в праздничные новогодние дни многие виделись, общались, созванивались, и все было как всегда… Сознание по сию пору отказывается принимать скорбную весть.
В глазах присутствующих, а это и семья, и весь «струнный мир» Уфы, исполнители и педагоги, ученики, ученики учеников, друзья со всех кафедр института, метался один вопрос: «А как же теперь без него?!» Моя хорошая знакомая, пианистка с высшим образованием, проработав несколько лет в оркестрах, недавно сменила инструмент, «влюбившись в скрипку», и заново пошла учиться в училище искусств. «Я сделала это с одной заветной мечтой - поступить в класс Александра Абрамовича или хотя бы иметь возможность походить к нему на уроки».
Это проникновенное признание навело меня на мысль поговорить с теми, кому выпало счастье пройти часть профессионального пути, держась за руку Учителя, и кто с гордостью называет себя его учениками. Я задавала всем по два вопроса: «Какое событие, черта характера, поступок, даже одна фраза, характеризуют Александра Абрамовича как личность лучше всего?» и «Что бы ты хотел сделать или сказать Учителю сейчас, если бы имел на то возможность?»


«Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь…»

Мои звонки потревожили не только уфимских выпускников класса Шисмана. На призыв отозвались Москва, Санкт-Петербург, Нью-Йорк… Отвечали, конечно, кто как мог – эмоционально, сквозь слезы или ответственно и сосредоточенно, вспоминали о давнишних или недавних разговорах, отмечали человеческие и профессиональные достоинства, печалились, сетовали на судьбу... И предсказуемо повторялись в словах любви и благодарности, но при том у каждой скрипки в этом оркестре звучали особые ноты. Послушайте!
Ильшат МУСЛИМОВ, концертмейстер Национального симфонического оркестра РБ, народный артист Башкортостана:
- Он никогда не выписывал дифирамбы и был оправданно и справедливо скуп на похвалы. Критерии оценки вступлений и игры были четко выверены, начиная от «отвратительно» и постепенно вверх – «неплохо», «хорошо», «отлично», «здорово», «потрясающе»... Услышать от него «это у тебя неплохо получается» означало для нас «Господи, как же это хотя бы не растерять, а еще и приумножить!..» Помню, я предпочитал в дни сольных выступлений каким-то образом избежать осознания того, что шеф в зале. Потому что это добавляло
+ 100 к ответственности. На его уроках стоишь как под лупой, под микроскопом. Но зато играть и чувствовать, что шеф доволен (хоть чуточку), было огромным счастьем. Всегда вспоминаю знаменитые фразы Александра Абрамовича:
«Вот ты стоишь и показываешь всем, мол, во-о -о-от посмотри-и-ите, ка-ак это сло-о-ожно, как и что мне приходится преодолевать… А должно быть наоборот».
«Как не нужно играть, я очень много раз видел и слушал. Ты покажи мне, как надо!»
«Скромность в жизни - замечательное качество. Но на сцене оно неуместно и убого».
Марат САДРИЕВ, заслуженный артист Башкортостана, солист Эстрадно-джазового и Камерного оркестров Башкирской государственной филармонии:
- Александр Абрамович – это высочайший эталон педагога. Он как камертон, по которому настраивают инструменты. Мы, его ученики, получили от него все, что было возможно в профессии, и главное – это принципиальное и серьезное отношение к делу. А его делом всегда была только музыка, в ней была его жизнь. И я благодарен судьбе еще и за то, что успел обрадовать Учителя накануне Нового года новостью о присвоении мне звания.
Айсылу САЙФУЛЛИНА, артистка заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии:
- Как-то раз, еще в Уфе, обсуждая в нашем студенческом квартете очередной концерт или экзамен, мы пришли к выводу, что само присутствие Александра Абрамовича в зале невероятно помогает. Иногда студенты, наоборот, трепещут, когда видят педагога. А Шисман – это опора, дающая степень эмоциональной поддержки, веры в тебя, которая значительно превосходит твою собственную. И даже если не все идет «по плану», он всегда давал обратную связь, которая помогала в дальнейшем. Представьте – перед выступлением в голове миллион мыслей, задач, и подходит Александр Абрамович и говорит: «Играй с удовольствием. Сначала – Музыка, все остальное не важно».
Я никогда не расставалась с учителем. В каждый приезд в Уфу виделась с ним. Он это ценил и всегда трепетно и радостно встречал. Наш концерт класса в честь его юбилея – это большая удача. Мы успели сказать ему, как сильно его любим.
Фируза ВАЛИУЛЛИНА, артистка Эстрадно-джазового и Камерного оркестров Башкирской государственной филармонии:
- Я училась у Александра Абрамовича с 10 лет в Среднем специальном музыкальном колледже. Он опекал нас, своих учеников, постоянно. Даже в дни, когда со мной не было уроков, заметив меня в коридоре, подходил и поправлял мне спину, напоминая об осанке. И это не только потому, что хорошая осанка необходима в профессии. Он понимал, что родители далеко и подсказать некому.
Был случай, когда мой экзамен перенесли, назначив час пораньше. Мобильных телефонов не было, а мои родители жили в Чесноковке. Александр Абрамович приехал за мной, буквально вытащил из речки и повез на экзамен!
Ильзира КУДАШЕВА, артистка Камерного оркестра и квартета Philarmоnica Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахетова:
- Александр Абрамович Шисман для нас, без преувеличения, как второй папа. В это трудно поверить, но я шла на его уроки как на праздник. Семь лет учебы в институте и ассистентуре-стажировке утвердили меня в правильности выбора профессии и инструмента.
Я разговаривала с Александром Абрамовичем 30 декабря и хотела поделиться новостью о том, что мне в филармонии купили новую скрипку. А потом решила повременить и сразу прийти к нему с новым инструментом, как только скрипка будет у меня в руках. Как оказалось, надо, наоборот, торопиться радовать…
Александр МАЛОМОЖНОВ, солист и участник SimpleMusic Ensemble, участник OpenSoundOrchestra (Москва):
- Наш класс у Александра Абрамовича Шисмана был достаточно сильным. Мы учились в одно время с Русланом Ишмаевым, Айсылу Сайфуллиной, Лилей Нигаметзяновой. Все очень талантливые и ответственные. Мы собирались в классе, слушали друг друга, и в этой атмосфере было видно, что Александр Абрамович планомерно и неустанно растит из нас честных профессионалов. Он не давал поблажек не только нам, но и, в первую очередь, себе. Жизнь показала, что с этим багажом не страшны никакие вершины.
Конечно, в классе всякое бывает, но если вдруг не все получалось, самой «жесткой» фразой учителя было: «Ну, так дело не пойдет»…
Если бы мне сейчас довелось сказать что-нибудь, это звучало бы примерно так: «Всегда буду благодарен Вам за то, что Вы вкладывали часть своего сердца в нас и оставили ее там навсегда».
Айгуль МУСЛИМОВА, артистка оркестра Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури, солистка Музыкально-литературного лектория Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова:
- Александр Абрамович безупречен как профессионал и человек. Со стороны кажется, что его сдержанность, элегантность, изысканность манер должны держать на расстоянии. Но годы учебы показали, что за внешней оболочкой – чрезвычайно добрый и отзывчивый человек, с ним можно было поговорить по душам, услышать драгоценный совет.
Он никогда не повышал голос, но прийти к нему на урок не подготовившись было настолько стыдно, что мы себе этого не позволяли. Он настаивал, чтобы в произведении каждая нота звучала, и мог бесконечно работать над фразой.
В день, когда не стало Александра Абрамовича, мы возвращались с гастролей. Ослепительно светило солнце. И в тот час, когда мы с ним попрощались, погода была почти весенняя, в одной тональности с личностью Учителя.
Александр АНИСИМОВ, кандидат искусствоведения, профессор консерватории Лонг-Айленда по классу скрипки, композитор, США:
- Начну с удивительного совпадения. В 2012 году я приехал в Америку учиться дирижерскому мастерству у Альберта Александровича Маркова, выдающегося скрипача, в 1962 году ставшего лауреатом конкурса Чайковского, вместе с Борисом Гутниковым, Ириной Бочковой, Эдуардом Грачом. Таким образом, на другом континенте я встретил педагога моего Учителя, Александра Абрамовича. Шисман был одним из первых студентов Маркова в Гнесинском институте, и получается, что я вернулся к истокам, закольцевав линию педагогической преемственности!
Если же определить самое характерное качество Александра Абрамовича одним словом, то это слово – достоинство. Даже когда он хвалил за исполнение, то лучшим комплиментом было: «Это звучало достойно».
Мне кажется, будто он завел нас как часовой механизм. Мы давно самостоятельные музыканты, но «шисмановские часики» идут до сих пор. И как примагниченные, где бы ни были, мы тянулись к нему, спешили поделиться радостями и печалями. Я присылал ему видео с записями своих произведений, отправлял на правку и утверждение главы своей новой книги и ловил себя на мысли о том, что через страницу цитирую Александра Абрамовича. На титульном листе я написал: «Посвящаю своим учителям».
Я рад, что при жизни Александра Абрамовича я успел обменяться с ним благодарностями. Преподавая в консерватории, я знаю, насколько это важно для учителя. Бесконечно сожалею о том, что уже, увы, не смогу надеяться на встречи…
Виктория СИМОНОВА.

Дата создание новости 20-01-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 2 013     Номер: 4(13657)     Версия для печати

24 мая 2024 г. №36(13780)


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.