«Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь…»
В минувший понедельник, 16 января, в Уфимском государственном институте искусств имени Загира Исмагилова состоялось прощание с выдающимся педагогом, одним из столпов нашей скрипичной исполнительской школы, профессором, заслуженным работником культуры России, заслуженным деятелем искусств Башкортостана Александром Абрамовичем Шисманом…
Это когда-нибудь случилось бы… У человека с больным сердцем жизнь может оборваться в одночасье. Но если полгода назад, в начале лета, Александр Абрамович смог выдержать эмоционально напряженный юбилейный концерт (а ведь большая радость – это тоже риск!), и если в праздничные новогодние дни многие виделись, общались, созванивались, и все было как всегда… Сознание по сию пору отказывается принимать скорбную весть.
В глазах присутствующих, а это и семья, и весь «струнный мир» Уфы, исполнители и педагоги, ученики, ученики учеников, друзья со всех кафедр института, метался один вопрос: «А как же теперь без него?!» Моя хорошая знакомая, пианистка с высшим образованием, проработав несколько лет в оркестрах, недавно сменила инструмент, «влюбившись в скрипку», и заново пошла учиться в училище искусств. «Я сделала это с одной заветной мечтой - поступить в класс Александра Абрамовича или хотя бы иметь возможность походить к нему на уроки».
Это проникновенное признание навело меня на мысль поговорить с теми, кому выпало счастье пройти часть профессионального пути, держась за руку Учителя, и кто с гордостью называет себя его учениками. Я задавала всем по два вопроса: «Какое событие, черта характера, поступок, даже одна фраза, характеризуют Александра Абрамовича как личность лучше всего?» и «Что бы ты хотел сделать или сказать Учителю сейчас, если бы имел на то возможность?»
Мои звонки потревожили не только уфимских выпускников класса Шисмана. На призыв отозвались Москва, Санкт-Петербург, Нью-Йорк… Отвечали, конечно, кто как мог – эмоционально, сквозь слезы или ответственно и сосредоточенно, вспоминали о давнишних или недавних разговорах, отмечали человеческие и профессиональные достоинства, печалились, сетовали на судьбу... И предсказуемо повторялись в словах любви и благодарности, но при том у каждой скрипки в этом оркестре звучали особые ноты. Послушайте!
Ильшат МУСЛИМОВ, концертмейстер Национального симфонического оркестра РБ, народный артист Башкортостана:
- Он никогда не выписывал дифирамбы и был оправданно и справедливо скуп на похвалы. Критерии оценки вступлений и игры были четко выверены, начиная от «отвратительно» и постепенно вверх – «неплохо», «хорошо», «отлично», «здорово», «потрясающе»... Услышать от него «это у тебя неплохо получается» означало для нас «Господи, как же это хотя бы не растерять, а еще и приумножить!..» Помню, я предпочитал в дни сольных выступлений каким-то образом избежать осознания того, что шеф в зале. Потому что это добавляло
+ 100 к ответственности. На его уроках стоишь как под лупой, под микроскопом. Но зато играть и чувствовать, что шеф доволен (хоть чуточку), было огромным счастьем. Всегда вспоминаю знаменитые фразы Александра Абрамовича:
«Вот ты стоишь и показываешь всем, мол, во-о -о-от посмотри-и-ите, ка-ак это сло-о-ожно, как и что мне приходится преодолевать… А должно быть наоборот».
«Как не нужно играть, я очень много раз видел и слушал. Ты покажи мне, как надо!»
«Скромность в жизни - замечательное качество. Но на сцене оно неуместно и убого».
Марат САДРИЕВ, заслуженный артист Башкортостана, солист Эстрадно-джазового и Камерного оркестров Башкирской государственной филармонии:
- Александр Абрамович – это высочайший эталон педагога. Он как камертон, по которому настраивают инструменты. Мы, его ученики, получили от него все, что было возможно в профессии, и главное – это принципиальное и серьезное отношение к делу. А его делом всегда была только музыка, в ней была его жизнь. И я благодарен судьбе еще и за то, что успел обрадовать Учителя накануне Нового года новостью о присвоении мне звания.
Айсылу САЙФУЛЛИНА, артистка заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии:
- Как-то раз, еще в Уфе, обсуждая в нашем студенческом квартете очередной концерт или экзамен, мы пришли к выводу, что само присутствие Александра Абрамовича в зале невероятно помогает. Иногда студенты, наоборот, трепещут, когда видят педагога. А Шисман – это опора, дающая степень эмоциональной поддержки, веры в тебя, которая значительно превосходит твою собственную. И даже если не все идет «по плану», он всегда давал обратную связь, которая помогала в дальнейшем. Представьте – перед выступлением в голове миллион мыслей, задач, и подходит Александр Абрамович и говорит: «Играй с удовольствием. Сначала – Музыка, все остальное не важно».
Я никогда не расставалась с учителем. В каждый приезд в Уфу виделась с ним. Он это ценил и всегда трепетно и радостно встречал. Наш концерт класса в честь его юбилея – это большая удача. Мы успели сказать ему, как сильно его любим.
Фируза ВАЛИУЛЛИНА, артистка Эстрадно-джазового и Камерного оркестров Башкирской государственной филармонии:
- Я училась у Александра Абрамовича с 10 лет в Среднем специальном музыкальном колледже. Он опекал нас, своих учеников, постоянно. Даже в дни, когда со мной не было уроков, заметив меня в коридоре, подходил и поправлял мне спину, напоминая об осанке. И это не только потому, что хорошая осанка необходима в профессии. Он понимал, что родители далеко и подсказать некому.
Был случай, когда мой экзамен перенесли, назначив час пораньше. Мобильных телефонов не было, а мои родители жили в Чесноковке. Александр Абрамович приехал за мной, буквально вытащил из речки и повез на экзамен!
Ильзира КУДАШЕВА, артистка Камерного оркестра и квартета Philarmоnica Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахетова:
- Александр Абрамович Шисман для нас, без преувеличения, как второй папа. В это трудно поверить, но я шла на его уроки как на праздник. Семь лет учебы в институте и ассистентуре-стажировке утвердили меня в правильности выбора профессии и инструмента.
Я разговаривала с Александром Абрамовичем 30 декабря и хотела поделиться новостью о том, что мне в филармонии купили новую скрипку. А потом решила повременить и сразу прийти к нему с новым инструментом, как только скрипка будет у меня в руках. Как оказалось, надо, наоборот, торопиться радовать…
Александр МАЛОМОЖНОВ, солист и участник SimpleMusic Ensemble, участник OpenSoundOrchestra (Москва):
- Наш класс у Александра Абрамовича Шисмана был достаточно сильным. Мы учились в одно время с Русланом Ишмаевым, Айсылу Сайфуллиной, Лилей Нигаметзяновой. Все очень талантливые и ответственные. Мы собирались в классе, слушали друг друга, и в этой атмосфере было видно, что Александр Абрамович планомерно и неустанно растит из нас честных профессионалов. Он не давал поблажек не только нам, но и, в первую очередь, себе. Жизнь показала, что с этим багажом не страшны никакие вершины.
Конечно, в классе всякое бывает, но если вдруг не все получалось, самой «жесткой» фразой учителя было: «Ну, так дело не пойдет»…
Если бы мне сейчас довелось сказать что-нибудь, это звучало бы примерно так: «Всегда буду благодарен Вам за то, что Вы вкладывали часть своего сердца в нас и оставили ее там навсегда».
Айгуль МУСЛИМОВА, артистка оркестра Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури, солистка Музыкально-литературного лектория Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова:
- Александр Абрамович безупречен как профессионал и человек. Со стороны кажется, что его сдержанность, элегантность, изысканность манер должны держать на расстоянии. Но годы учебы показали, что за внешней оболочкой – чрезвычайно добрый и отзывчивый человек, с ним можно было поговорить по душам, услышать драгоценный совет.
Он никогда не повышал голос, но прийти к нему на урок не подготовившись было настолько стыдно, что мы себе этого не позволяли. Он настаивал, чтобы в произведении каждая нота звучала, и мог бесконечно работать над фразой.
В день, когда не стало Александра Абрамовича, мы возвращались с гастролей. Ослепительно светило солнце. И в тот час, когда мы с ним попрощались, погода была почти весенняя, в одной тональности с личностью Учителя.
Александр АНИСИМОВ, кандидат искусствоведения, профессор консерватории Лонг-Айленда по классу скрипки, композитор, США:
- Начну с удивительного совпадения. В 2012 году я приехал в Америку учиться дирижерскому мастерству у Альберта Александровича Маркова, выдающегося скрипача, в 1962 году ставшего лауреатом конкурса Чайковского, вместе с Борисом Гутниковым, Ириной Бочковой, Эдуардом Грачом. Таким образом, на другом континенте я встретил педагога моего Учителя, Александра Абрамовича. Шисман был одним из первых студентов Маркова в Гнесинском институте, и получается, что я вернулся к истокам, закольцевав линию педагогической преемственности!
Если же определить самое характерное качество Александра Абрамовича одним словом, то это слово – достоинство. Даже когда он хвалил за исполнение, то лучшим комплиментом было: «Это звучало достойно».
Мне кажется, будто он завел нас как часовой механизм. Мы давно самостоятельные музыканты, но «шисмановские часики» идут до сих пор. И как примагниченные, где бы ни были, мы тянулись к нему, спешили поделиться радостями и печалями. Я присылал ему видео с записями своих произведений, отправлял на правку и утверждение главы своей новой книги и ловил себя на мысли о том, что через страницу цитирую Александра Абрамовича. На титульном листе я написал: «Посвящаю своим учителям».
Я рад, что при жизни Александра Абрамовича я успел обменяться с ним благодарностями. Преподавая в консерватории, я знаю, насколько это важно для учителя. Бесконечно сожалею о том, что уже, увы, не смогу надеяться на встречи…
Виктория СИМОНОВА.
20-01-2023
(0) Просмотров: 2 054 Номер: 4(13657) Версия для печати