Тайны уникального музея
Летопись Башкирского государственного художественного музея имени М.В.Нестерова хранит немало историй.
Одна из них произошла в 1979 году. Тогда на заднем дворе музея стали ломать старые деревянные постройки - сараи. Среди всякой всячины рабочие обнаружили там пять холстов на подрамниках с сильно загрязненной живописью. Они сообщили о находке нам с реставратором Юрием Тимофеевичем Игнатьевым. Мы вцепились в эти холсты и под слоем пыли обнаружили старые музейные номера. Под ними числились списанные ранее работы Давида Бурлюка, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова.
Мы постепенно их отмывали и вновь заносили в инвентарь музея, сегодня они являются украшением не только нашей коллекции, но и собрания русской живописи начала ХХ века в нашей стране. В последующие годы в составе выставок русского авангарда они объехали полмира.
Этот факт – к чести бывших сотрудников музея, в частности, бывшего хранителя Людмилы Васильевны, у которой не поднялась рука выполнить впрямую указание вышестоящих начальников о списании произведений, не укладывающихся в рамки соцреализма. Она спрятала их в сарай. Несмотря на жуткие условия, в которых работы хранились многие годы, их красочный слой сильно не пострадал, после кропотливой реставрации картины удалось вернуть к полноценной жизни.
…Известно, что наш музей обладает большим собранием полотен одного из ярких представителей русского авангарда Давида Давидовича Бурлюка – у нас 37 его работ. В экспозиции их запрещено было выставлять. И только в конце 1970-х годов мы получили такую возможность. Но мы сделали открытое хранение работ Бурлюка в хранилище и показывали его тем, кто знал об этой коллекции и очень хотел ее увидеть. Мы делали это с удовольствием, тем более что посетителями были интеллигентные люди – художники, писатели, поэты, артисты со всей страны, и часто очень знаменитые, даже из зарубежья (искусствоведы). Таким образом, благодаря Давиду Бурлюку мы общались с очень интересными людьми, впитывали в себя их рассказы, впечатления. Сегодня работы Бурлюка постоянно представлены в экспозиции Нестеровского музея и выставлялись во многих музеях страны и зарубежья.
…Еще одно лирическое воспоминание моей молодости. Коллекция фарфора у нас долгое время хранилась в стенных шкафах непосредственно в залах, закрытая, опечатанная. Среди нее были фарфоровые часы саксонской работы «Четыре времени года» (на снимке). Мы при сверке много раз брали этот предмет в руки, пытались услышать их звон, но увы… Вдруг однажды во время экскурсии из шкафа раздался очень мелодичный звон, никто не мог понять, откуда идет эта красивая мелодия.
Видимо, от сотрясения пола что-то сдвинулось, соединилось вдруг в механизме, и он «запел». Конечно, мы вскоре достали эти часы, опытный мастер их почистил. В итоге мы сделали выставку старинных часов, которую каждые 15 минут одухотворял звон этого неповторимо прекрасного экспоната.
…Однажды я зашла в музей и, в который раз залюбовавшись на красивые лепные украшения во втором зале, сказала вполголоса: «Спасибо, Михаил Артемьевич, за то, что вы создали такую красоту, которая уже сто лет радует людей». И чудо: вдруг на лепных амурчиков под потолком садится синичка. Непонятно, как она зимой залетела сюда, но я себе сказала – это душа Лаптева, который построил сие прекрасное здание в стиле модерн в 1913 году. Нам пришлось потрудиться, чтобы помочь синичке вылететь на волю. А имя Михаила Артемьевича Лаптева (1845-1919) мы чтим, прямо в залах был совершен молебен в его память.
Валентина СОРОКИНА,
хранитель коллекции «Живопись» Башкирского государственного художественного музея имени М.В.Нестерова, искусствовед, заслуженный работник культуры России.
Фото предоставлено автором.
хранитель коллекции «Живопись» Башкирского государственного художественного музея имени М.В.Нестерова, искусствовед, заслуженный работник культуры России.
Фото предоставлено автором.
Сегодня, 07:00 (0) Просмотров: 0 Номер: 4(13839) Версия для печати