Палитра
Лекарство от повседневности
В муниципальном учреждении дополнительного образования «Стиль» педагог Лилита Ахметова второй год ведет авторский курс «Дневник художника». Ребятам, которые посещают ее занятия, можно позавидовать – даже в первом приближении планка, заданная педагогом, очень высока. Речь о том, что немногие специалисты, работающие со школьниками, отваживаются выйти за рамки общепринятой системы. Лилита Васильевна делает это мало того что очень грамотно и аккуратно, она выстраивает собственную методику.
Родители одной из воспитанниц Лилиты Васильевны так отзываются о курсе: «Милана наконец-то открыла свой мир, в котором свободна. Занятия для неё - это отдых, заряд эмоций, свежий воздух. Она научилась мыслить нестандартно. Каждый день - это новое вау! Появилась тяга к экспериментам. Уходит страх: «Вдруг я не смогу?” Для нашей семьи «Дневник художника» - лекарство от повседневности».
Впрочем, лучше самого педагога об авторской программе никто не расскажет. Слово – Лилите АХМЕТОВОЙ.
Рисовать умеют все!
- Чаще всего, спросив у взрослого, рисует ли он, получаешь ответ: «Нет, не умею». Главная идея курса «Дневник художника» - рисовать умеют все. Я полагаю, что самое важное – предоставить детям свободу творить в формате листа и развивать у них креативность. Последнее вроде бы звучит абсурдно. Ведь дети в начальной школе должны быть свободны от предрассудков. Но нет: система делает своё дело.
Я окончила художественную школу, продолжала рисовать, готовясь поступать в вуз. И все годы учебы интенсивно рисовала. Потом работа, декретный отпуск, второй… Необходимость самовыражаться на листе бумаги пропала. Второе высшее образование получала по специальности модельер-конструктор. На одной из самых творческих установочных сессий педагоги из Перми, Казани, Мюнхена и Минска в один голос твердили нам: «Надо рисовать!»
Я полагала, что не имею особых способностей к рисунку, но как круглая отличница слушала и следовала рекомендациям. С правилами внутри системы справлялась отлично. Задания, требовавшие выйти за рамки, вызывали внутреннее «скукоживание». Так что курс «Дневник художника» возник как решение моих собственных внутренних задач.
Слёзы капали…
В 2017-2018 учебном году примерно 120 детей начальной школы (преимущественно первоклашки) прошли курс «Дневник художника». Состоялось более 150 занятий, и на каждом уроке кто-нибудь плакал.
Одни плакали потому, что кто-то что-то сказал, другие, потому, что не получилось, третьи оттого, что у Маши лучше (ребенок сам так решил)… Но самыми неожиданными и пугающими для меня как мамы были слезы тех детей, которые четко понимали задания, но не справлялись с упражнениями на креативность. Отдельные задачи, думаю, им даже казались абсурдными. Некоторые родители также считали часть заданий странными.
Оценки на курсе не выставляются. Есть единственная, в виде наклейки: портрет художника, который можно раскрасить. Ее получает каждый, кто пришел на занятие и работал. Для меня эти «разукрашки» служат индикатором эмоционального состояния ребенка.
Равнение на мастера
«Дневник художника» не только воспитывает внутреннюю свободу, учит работать с эмоциями и искать способы самовыражения в изобразительных техниках. Это еще и курс о той части современного искусства, которая отходит от академических правил.
Теоретический материал неизменно заканчивается вопросом, за которым следует короткое обсуждение, в ходе него каждый получает возможность высказаться, увидеть проблему другими глазами. Затем следует приглашение в творчество и раскрепощение в виде короткого (часто шутливого) задания на креативность.
Основное время отдано практической работе, которая включает изучение работ мастера и главного задания.
Изучение работ мастера – это не теория. Это особая форма видения. Рассматривая работы художников, дети знакомятся с манерой подачи, внутренним багажом картины, часто принимая на заметку: оказывается, и так можно. Работы профессиональных мастеров кисти, с одной стороны - расширяют воображение, с другой - направляют на творческую волну. Работая над основным заданием, дети как бы попадают в мастерскую художника.
Ах, вернисаж
Ребята учатся работать и поодиночке, и в парах, и группой. Я очень люблю коллективные работы. Например, заключительной курсовой работой для двух групп стал портрет, выполненный в технике валяния, он послужил основой для карманных календарей.
И, наконец, итоговая выставка. Здесь можно взглянуть на свою работу со стороны. Отметить ее сильные и слабые стороны. Увидеть, как друзья решили поставленную задачу. Общий просмотр обучает целостному восприятию образа. Каждая работа получает свою порцию внимания и похвалы. Для юных художников это крайне важно.
18-12-2018 (0) Просмотров: 1 293 Номер: 101(13281) Версия для печати