$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Как занимаются дети в других странах?


Как занимаются дети в других странах?

Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) справедливо относит Россию к пятерке стран с лучшими выпускниками школ, потому что в нашей стране аттестат с высоким средним баллом и получение высшего образования принято считать залогом успешного будущего. Не будем углубляться в подробности полярных мнений, где одни эксперты считают ЕГЭ провальной системой проверки знаний, а другие утверждают, что единый экзамен взращивает лучших специалистов. Общаясь с друзьями, которые живут в разных странах, я узнаю много нового о самых различных системах образования – где-то вполне нормальным считается ударить указкой ученика, у других первый класс начинается с четырех лет…

Давайте сравним, как устроена система школьного образования за рубежом и у нас, в чем их отличия и схожесть.
Как известно, на западе главный принцип в обучении – инклюзивность, развитие у ребенка индивидуальности, самостоятельности.
В российских же школах от детей зачастую требуют максимального усвоения пройденной обширной программы. Однако, по результатам исследования, 15-летние школьники в России демонстрируют знания на равных со сверстниками из США и Великобритании.

Елена Одриан, мама пятиклассницы, Канада, провинция Квебек:

«Если говорить об отличиях, которые меня беспокоят, - тут принципиально иной подход к образованию. В России, например, литература - это, скорее, история литературы, там проходят разные периоды ее развития и дают сведения разных авторов; русский язык — это грамматика. В Канаде же это объединенный предмет – Languageart, где на примерах произведений современных авторов частично проходят теорию литературы, приемы, жанры, средства языка. Грамматику изучают мало. В старшей школе есть предмет на выбор - English Grammar. Но выбирают его далеко не все. Это печально для меня - я филолог и очень преданно отношусь к литературе.
Когда дочка еще не ходила в среднюю школу, я переживала, что детей в школе исключительно развлекают и, как мне казалось, мало чему учат. Мы даже не знали, что такое домашнее задание. С одной стороны, это хорошо и приятно: и школу они любят, и никто их там не обижает, и много всяких праздников, и ходить по классу можно. Но все-таки было опасение: а не выйдут ли они после такого обучения счастливыми, но не особо подготовленными к университету? После того как дочь пошла в среднюю школу, это опасение почти прошло. Тут уже все гораздо серьезнее, и требования другие».

Снежанна Азуле, мама третьеклассницы, Франция, Ницца:
«Дочка посещает государственную школу. В начале года мы сдаем деньги на досуг детей. Они с классом ездят по экскурсиям, ходят с учителем в кино. На уроках пользоваться гаджетами запрещено. За это даже штраф полагается, но на моей памяти таких случаев не было. На большой перемене всех детей выводят на улицу. Если ребенок учится неважно, в его же интересах остаться на второй год. Но в нашем классе такого примера пока не было».

Дмитрий Байтимиров, папа четвероклассника, Китай, Гуанчжоу:
«Наш сын учится в государственной школе. Он сейчас в четвертом классе. В местную школу сначала надо поступить, то есть пройти тестирование, без этого никак. В конце начальной школы уже сдаем экзамен. Получишь высокий балл – попадешь в среднюю школу. Главными предметами у нас считаются математика и китайский язык. В принципе, как в России - только у вас русский. Уроки в китайской школе идут по 8 часов в день. Нагрузка колоссальная. Плюс репетиторы и дополнительные занятия. Особая сложность почти у всех - китайский язык. И если разговорный ты можешь освоить достаточно быстро, то научиться правильно писать, произносить слова, обозначаемые иероглифами, вообще не каждому под силу (тем более, когда жили на родине, сын до четырех лет ходил в обычный российский садик).
Самое неприятное - однажды, когда наш ребенок баловался на уроке, учительница подошла и стукнула его указкой по плечу. Мы пошли к директору, пожаловались, но нам ответили примерно следующее: «Учитель всегда прав»… В Китае это считается нормальным».

Мария Бауэр, мама первоклассников, Шри-Ланка, деревня Удаппу:
«Когда мы сюда приехали, то долго не могли привыкнуть к тому что ланкийцы без спроса обнимают и целуют наших детей. Мальчишки оба блондины, и, видимо, это всем особенно нравилось. Иногда совершенно незнакомые люди давали им какие-то конфеты…
В деревне, где мы живем, в ланкийских семьях традиционно много детей. Трое - это мало, а вот пятеро-семеро - в самый раз. Они растут дружными и трудолюбивыми. С 4 до 7 лет почти все дети в нашей деревне ходят в так называемые «Монтессори» - это детские сады при храме. Не понимаю, при чем тут система «Монтессори», потому что никто этой методики не придерживается, просто дети поют, рисуют, танцуют и раз в полгода устраивают отчетные концерты для всей деревни. Форму мы начали носить сразу, с четырех лет, но для каждого возраста она разная. У меня мальчишки, а вот для девочек обязательной считается прическа - в детский сад ходят с двумя хвостиками, а в школу - с двумя косами. Местные родители с рождения ребенка копят деньги на его образование, хотя университеты и колледжи для граждан бесплатные. Но чтобы попасть в вуз, нужно сдать серьезный выпускной экзамен, поэтому лет с 12 ребенка готовят к поступлению».
…Образование нельзя рассматривать в отрыве от местного менталитета, культурных, исторических особенностей. Специфика отдельных европейских моделей обучения, когда школьникам ничего не навязывают, оставляют на самоконтроль выполнение домашних заданий или вообще их не задают, кажется в наших реалиях совершенно немыслимой, но идея о более персонализированном подходе к ребенку – вполне хороша. На фоне запредельных нагрузок у детей из развитых стран Азии подготовительные курсы к ЕГЭ и репетитор по английскому кажутся чем-то обыденным. Не стоит забывать, что самое главное в учебе - не оценки, а вдумчивый подход к изучению предметов.

Подготовила Марианна ДАВЛЕТОВА.
НА СНИМКЕ: учитель с учениками на занятиях в парке в Исламабаде (Пакистан).
Фото из открытых источников.

Дата создание новости 15-05-2020   Комментарии (0)   Просмотров: 982     Номер: 33(13412)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.