$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Мэтры музыкальной педагогики

Зильберг - это вечное движение вперёд!


 Зильберг - это вечное движение вперёд!

В эти дни известный педагог Ольга Петровна Зильберг, жизнь которой теснейшим образом связана с Детской музыкальной школой № 1 имени Наримана Сабитова, отмечает славный юбилей. А может быть, это ошибка?! Ведь о какой солидной дате может идти речь, когда Ольга Петровна все так же молода, энергична и вновь вынашивает интереснейшие планы... Чтобы понять суть ее неуемной натуры, давайте вместе познакомимся с этапами большого пути этого уникального наставника музыкально одаренных детей.

Показательные факты

Хотите, чтобы я назвала официальные регалии виновницы торжества и упомянула голые факты? Пожалуйста! Итак, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан (1993), обладатель знака Министерства культуры СССР “За отличную работу” (1978), награждена Почётной грамотой РСФСР (1978) и Почётной грамотой городского округа город Уфа Республики Башкортостан (2010). Участник педагогических чтений (1972, 1974, 1975), организатор ежегодных методических и практических семинаров для педагогов ДМШ (с 1997 по 2012). Руководитель инициативной группы и ответственный за выпуск учебника по предмету “Башкирская музыкальная литература” для детских музыкальных школ. Автор и организатор инновационных олимпиад по музыкально-теоретическим дисциплинам. А еще она работает педагогом ДМШ № 1 имени Наримана Сабитова вот уже сорок пять лет. Согласитесь, очень красивая цифра!

Улыбка Джоконды

Мне очень хотелось к Ольге Петровне в гости. И вот, благодаря случаю - нынешнему её юбилею - мне это удалось. Первое, на что обратила внимание, - портрет Джоконды... с лицом моей героини!!! Есть такая “фишка” - взять фото ныне живущего человека и приспособить его к шедевру. Прошу прощения у Леонардо да Винчи - я вначале не заметила подмены. Потом хозяйка дома достала фотопортрет (тот самый, в молодости)... Короче, негатив перевернули зеркально и чуть “подбрили” лоб. А взгляд оказался тот же - загадочный, таинственный...

Человек-загадка?

Ольга Петровна, кажется, вовсе не человек-загадка. Она - педагог по теории музыки, сольфеджио, музыкальной литературе, с 1968 года (момента окончания Уфимского училища искусств) - в своей профессии. Зильберг - известнейший учитель-методист, и признание не ограничивается Уфой или Башкирией. О ней знают в Ростове, где её инновационными методиками музыкального образования заинтересовалась кандидат искусствоведения Галина Рубеновна Тараева; в Москве, в Магнитогорске, в группе знаменитого педагога-новатора Шалвы Александровича Амонашвили, проводящего свои курсы-семинары по гуманно-личностной педагогике сотрудничества... Труды Ольги Петровны оценены и специалистами из Швейцарии. В присланном из-за границы документе написано: “Публикация биографии в энциклопедии из коллекции Hubners Who is Who означает признание Ваших профессиональных заслуг на международном уровне”.

Океан питомцев

Её ученики - и известные исполнители (среди них окончившие Московскую государственную консерваторию - пианист Антон Мельниченко, а также объект вечного восхищения автора сих строк, виолончелист Антон Павловский), и мои коллеги. В частности, кандидаты искусствоведения: специалист по башкирскому песенному фольклору Резеда Галимуллина, исследователь русского музыкального импрессионизма Алия Садуова, защитившаяся по жанру симфонической поэмы педагог Уфимского училища искусств Ирина Аппалонова, композитор-музыковед Майя Фаттахутдинова, автор обработок башкирских песен Светлана Минибаева... Катя Кузьмина - математик, живёт в Америке. А еще среди ее питомцев особенно много людей самой гуманной профессии - врачей.
Семейные ценности
В небольшой квартирке Ольги Петровны сразу обращает на себя внимание чёрная, как смоль, блестящая фисгармония-органчик музейной, “эрмитажной” красоты (купил ее Оленьке дедушка, мамин отец, чтобы занималась музыкой дома). Рядом - отличное пианино “Петроф”, более позднее достояние. А на стене между ними - португальская гитара с двенадцатью струнами. На ней играл папа - латыш, чудом вырвавшийся из сталинского ГУЛАГа, знакомый с Александром Исаевичем Солженицыным. Ещё один важный факт, касающийся папы, - в 1920-е годы он участвовал в политических диспутах, проводимых в Петрограде, и дважды, по признанию толпы слушателей, выиграл спор у наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского. Доказал: свершившаяся революция без революции духа ничего не даст - пока люди не поймут, что все равны перед Богом. Согласитесь, читатель, подобные постулаты актуальны и ныне. Очевидно, что ораторские способности отца передались дочери - и слушать её рассказы-воспоминания, словно сказки Шехеразады, можно бесконечно. Хватит на собрание сочинений...

“Делай добро и не унывай!”

Эта фраза была любимой поговоркой деда. Так он отвечал своей жене, когда та жалела его, уставшего от бесконечных работ: то забор соседям починит, то крышу чужую залатает - постоянно помогал, чем мог, всем нуждающимся. Ни мама, по профессии зубной врач, ни папа, техник рентгеновских аппаратов, ни дедушка - никто из них не предполагал, что девочка, следуя дедовскому кредо, будет нести такой же крест, - бескорыстно помогать людям. И именно из-за этого желания помочь Ольга Петровна войдёт в мир профессиональной музыки, музыкальной педагогики. Был такой случай: незадачливая подружка - трусиха - надеялась, что Оля “неопознанно” сдаст за неё вступительные экзамены (на дирхор) в Уфимское училище искусств. Но члены приёмной комиссии неожиданно сакцентировали своё внимание на необыкновенно одарённой девчонке и убедили её переложить документы с дирижёрско-хорового отделения на теоретическое. А до того Ольга всего-навсего около двух лет посещала кружок домры-мандолины (тот же дедушка, кроме фисгармонии, купил ей недорогую мандолу, на ней она солировала в любительском оркестре русских народных инструментов. Какие на пальцах нарастали мозоли - из-за жёсткости четырёх пар металлических струн! Примерно столько же времени Оля пела - и не где-нибудь, а во вторых сопрано Башкирской хоровой капеллы, у Михаила Петровича Фоменкова, где и обрела ту подружку. Так, неожиданно не только для родни, но и для себя, она пришла в музыковедение.

Московский “питательный бульон”

Учиться в УУИ было ни с чем не соизмеримым счастьем - здесь работали гнесинцы (параллельно с вузом - Уфимским учебно-консультационным пунктом Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных), “добавлявшие” учебную нагрузку в училище. Это были легенды! Татьяна Евгеньевна Лейе, Сергей Петрович Панкратов, Зоя Ивановна Глядешкина... И настоящим праздником стали многочисленные, почти ежевечерние, незабываемые концерты четы пианистов Стародубровских, Александра Игоревича Саца и многих других. От них тянутся нити высокого профессионализма и ответственного отношения к подопечным - будь то малыши или взрослые, обучающиеся музыке.
Отсутствие подготовки в ДМШ не мешало Ольге Зильберг. Наоборот, свежее, незашоренное восприятие музыковедческих наук накладывалось на взрослую, присущую ей логику, характерную для физико-математического склада ума. Окончившая полную одиннадцатилетку престижной школы № 39, Оля была там одной из лучших по физике и электротехнике. А выставочные работы слесарной и столярной школьных мастерских принадлежали именно ей (навыки владения стамеской и рубанком, наверное, генетически передались девочке от деда по отцу - авторитетного строителя мостов, а также от других родственников - мастеров на все руки).

“Выручалка”: цепь доказательств

Центральная идея её жизни - помогать тем, кому это необходимо. Доказательство предстаёт в ещё одной истории. Фидус Ямалтдинов, будучи мэром нашего города, затеял фронтальную проверку кадров ДМШ. В комиссию по музыкально-теоретическим дисциплинам ввели Зильберг. Анализируя таким образом работу коллег, Ольга Петровна воспользовалась моментом, чтобы передать опыт своих московских наставников, подсказать, поддержать, предостеречь соратников, улучшить дело - и никому не навредить нечаянными “запретительными” шагами. Поэтому, очевидно, её так и зауважали, избрав чуть позднее заведующей музыкально-теоретической секцией городского методического объединения. И “протрубила” Ольга Петровна на этой общественной должности четверть века - тоже знаковый юбилей! Автоматически, как руководитель секции, стала экспертом аттестационной комиссии, где и пригодилось знание, касающееся работы теоретиков всех школ Уфы. И как всегда, объективно оценивая труд коллег, болела за каждого.
...Описывать случаи, когда Ольга Петровна становилась “выручалкой”, можно, что называется, дённо и нощно. Однажды на “смотр педагогического мастерства” в Москву отправили от Башкирии именно её текст - “О некоторых методах и формах работы подготовительного класса ДМШ” - а ведь в то время таких классов в “музыкалках” ещё не существовало... Опыт Зильберг произвёл впечатление и... пошло-поехало по всей стране - есть теперь у нас “подготовишки”. В другой раз на Всесоюзный конкурс телепередач в Вильнюс отправили снятый о её клубе юных композиторов ролик - и таковой принёс республиканскому телевидению главный приз, несколько раз его показывали по Центральным каналам. Методический доклад “Клуб юных композиторов в ДМШ № 1 города Уфы” оказался необходимым в Казани, где происходил обмен опытом педагогов из сферы детского музыкального образования...
А вот иной пример. В Сабитовской ДМШ учился мальчик, и так здорово пел, что был желанным артистом аж у самого главы региона. Но случилась трагедия - оба родителя погибли в автокатастрофе. Зильберг взяла над ним и его сестрой шефство, опекала их, словно родных детей...
И ещё одно, недавнее дело. Никому, кроме Зильберг, не удалось в кратчайший срок - фактически за одну ночь - подготовить от Сабитовской школы великолепное панно из миллионов листиков, приколотых полутора тысячью булавочек, к Дню цветов - помните этот чудесный праздник, развернувшийся на улицах Уфы?
А республиканские детские конкурсы? В них за творческие задания отвечала именно Зильберг. Примеры можно продолжать практически бесконечно. Решая “всеобщие” проблемы, Ольга Петровна не жалела себя, вкладывая в это всю душу.

Учиться надо весело!

Но, наверное, большую часть души вложила она в свои инновационные олимпиады. Сколько их было? Семь? Или больше? Частью, если находились средства, - такие широкие, что слава неслась по всей Башкирии и за ее пределы. Другие - только для своей, родной музыкальной школы номер один, Сабитовской. Мне посчастливилось “отметиться” в нескольких из них, участвуя в работе жюри.
В общем, информация для тех, кто не представляет, что это такое... Альбомные листы, разрисованные самой Ольгой Петровной яркими красками, расписанные весёлыми стихами её авторства, обращённые к детям: “Помоги зайчику, белочке, цыплёнку или утёнку - без твоей помощи он просто погибнет - ответь на вопросы по теории, сольфеджио! Разгадаешь загадки - и зайчик поскачет, утёнок поплывёт, а белочка выздоровеет (или что-нибудь подобное). А ты наберёшь хорошие баллы и победишь в этом состязании музыкальных эрудитов”. И всё - сочинит, оформит, размножит, найдёт соратников-союзников - сама. И сабитовцы, и теоретики из других школ - помогали, готовили ребят, проверяли выполненные задания, расчерчивали таблицы результатов. И дети, проведя день за картинками - кроссвордами, шарадами, загадками, становились счастливее, талантливее, успешнее. Заметьте, в финале всегда звучал вопрос: “А когда следующая такая олимпиада?”
Убеждена: воспитательный процесс не может быть навязанным, слишком заметным. Он должен естественно “вытекать” из всего, что педагог делает совместно с учениками. Образцовым примером такой естественной любви к своему детищу, к ребятне, любви не навязываемой, а исходящей из желания помочь всем, и является Ольга Зильберг.

Письма юбиляру

Прежде чем завершить этот разговор, дорогие читатели, предлагаю вам прочесть присланные мне обращения к нашему юбиляру...
Алия Садуова, кандидат искусствоведения, старший преподаватель УГАИ имени Загира Исмагилова:
“Это сегодня маршрутные такси и городской транспорт курсируют постоянно. А тогда, в начале 1990-х, добраться из одной части Уфы в другую было не так-то просто. Транспорт ходил редко, и в него было не попасть. Но регулярно нужно было ездить на занятия в музыкальную школу. Не бросить её помогала только любовь к музыке, которую неустанно прививали учителя - Николай Иванович Рубцов, Зоя Владимировна Соломоник, а в их числе и Ольга Петровна Зильберг.
Заниматься у Ольги Петровны я начала в пятом классе. Ярко помню первые уроки у нее. Для меня стало открытием то, что перед сольфеджированием мы делали мимическую гимнастику. Оказывается, эти упражнения помогают не только настроить голосовой аппарат для пения, но и вообще ставят голос. Этот навык мне пригодился, когда нужно было готовиться к устным выступлениям. Ораторское искусство не мой конек, но упражнения эти мне и сегодня помогают. Помню, что дирижировала я при пении иначе, чем это принято, приходилось переучиваться... Терпеливая Ольга Петровна поправляла, подавала пример, рассказывала интересные истории из жизни и творчества композиторов... Именно в те годы я решила связать свою судьбу с музыкой, пойти учиться на теоретика. Ещё помню, что в годы, проведенные в училище, мы проходили практику в музыкальной школе. И волею судеб я попала в класс Ольги Петровны. Общение с ней происходило уже совершенно на другом уровне. Как она давала практические советы по выстраиванию урока, по одновременной работе с детьми разного уровня подготовки!.. Советы наставника неуклонно ложились в копилку моего, тогда ещё маленького, педагогического опыта. Отрадно, что такие люди передают своё мастерство молодым. Что по-прежнему трудятся, занимаются с детьми, растят поколения будущих профессионалов и любителей музыки”.
Резеда Галимуллина, кандидат искусствоведения, доцент УГАИ имени Загира Исмагилова:
“С огромной теплотой вспоминаю уроки Ольги Петровны. Она заложила в нас творческое начало. Самое интересное - она вела у нас клуб композиторов. В то время это было необычно. Ей хотелось, чтобы ученики раскрывали свой творческий потенциал. Мы сочиняли с большим увлечением. Я, признаюсь, писала песенки. Ольга Петровна устраивала встречи с нами - юными композиторами. Зал Сабитовской ДМШ бывал переполнен - дети, педагоги, родственники... И главное - мы, обычные школьники, вместе с нею выступали по телевидению. Это была внеклассная работа, ей за это не платили...
Ольга Петровна - человек очень деликатный, никогда не повышала голоса, спокойная, с чувством юмора. Она всегда верила, что мы справимся с любыми заданиями, у нас получится. Глядела далеко вперёд, делая акцент именно на творческом начале. Справедливо утверждение: “Музыка учит быть лучшими в своей профессии”. Не все ученики Ольги Петровны стали музыкантами, но творческий заряд помогает в любом деле.
Прекрасно, что традиция занятий композицией в Детской музыкальной школе №1 продолжается. Желаю Ольге Петровне здоровья, всего самого хорошего, светлого!”.
Василина Горбенко, ныне занимающаяся бизнесом (Санкт-Петербург):
“Трудно даже представить, как много сделали для меня моя незабываемая любимая школа, моя дорогая Ольга Петровна! Наверно, она и сама об этом не подозревает... Но те уроки любви к музыке, внимание к деталям выработали во мне привычку видеть красивое и замечательное во всём. Она научила меня слышать не только музыку, но и людей, которые человека окружают... Ольга Петровна и другие педагоги Сабитовской школы привили мне, наверное, самое главное - неутолимый познавательный рефлекс, который помогает жить, чувствовать, любить, дружить, развиваться... Помню всегда! Люблю и уважаю бесконечно!!!”
Вместе с редакцией “Вечёрки” автор этих строк присоединяется к поздравлениям в дни славного юбилея Ольги Петровны Зильберг - семидесятилетия со дня рождения. Новых учеников Вам, Ольга Петровна!
Разгадать загадки Ольги Петровны Зильберг стремилась
Светлана ПЛАТОНОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Дата создание новости 9-10-2014   Комментарии (0)   Просмотров: 2 506     Номер: 194(12592)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.