Хвостатые воришки
«Гляньте, гляньте! Ворона танцует!» – закричал сидевший недалеко от меня рыбак. И действительно: метрах в двадцати от нас черно-серая бестия устроила настоящее шоу – она кружилась, опираясь то на одно, то на другое крыло, притоптывала… Как тут не заглядеться?! Почуяв неладное, я оглянулся назад. А там происходило то, что я и предполагал…
Товарка нашей плясуньи, а точнее было бы ее назвать соучастницей преступления, аккуратно воровала у засмотревшихся на «шоу» рыбаков окуньков да сорожек, споро перетаскивая рыбешек одну за одной в укромное местечко. Такой фокус, может, многих и удивит, но только не тех, кто хорошо знаком с поведением серых разбойниц. Лучший, на мой взгляд, в республике знаток повадок ворон, охотник и наставник по стендовой стрельбе Гелий Базекин рассказывал мне о поразительной сообразительности этих птиц: «Они еще умеют считать до пяти. Например, отстреливая очень вредных для охотничьего хозяйства разбойниц, прибегают к такой уловке: трое, четверо или пятеро заходят в сарай. Потом все выходят, кроме одного, который остается караулить ворон. Но так они никогда не подлетят! Они подсчитали, что один остался в сарае. Так что этот прием можно использовать, если вас не меньше шести…» Коли речь зашла о воронах, вспомню такой случай. На зимней рыбалке мы с другом Игорем пообедали, после чего сменили место. Сумку же с плотно закрытой в пластиковых контейнерах едой оставили, допустив одну оплошность – сумку не застегнули. Когда мы вернулись, предвкушая чаепитие с пряниками да домашними пирогами, то застали картину маслом: пустые контейнеры были разбросаны по льду, а неподалеку на дереве сидели две вороны с кроткими, аки у невинных голубков, взглядами…
Сегодня, как вы уже догадались, речь пойдет о хвостатых воришках – бегающих и летающих. Завершая тему птиц, отметим, что главными «преступниками» традиционно считаются чайки. Да, птица эта скандальная и по характеру наглая. И мы знаем множество видеосюжетов, где чайки на морском побережье выхватывают еду прямо из рук отдыхающих. Но я никогда не видел, чтобы так себя вели наши, местные, чайки. Да, они любят погалдеть, попаниковать, но на водоемах республики в поползновениях на наглое воровство их обвинить было бы несправедливо. Конечно, если бросить уснувшую рыбку на речную гладь – рано или поздно подберут. Но воровать – не в их правилах. Когда ты ведешь блесну близко к поверхности, эти птицы нередко пикируют на приманку, принимая ее за рыбку. Но до атаки дело не доходит. Тем не менее случай, когда чайка попалась на спиннинг, я помню. Мой приятель Константин при забросе случайно перехлестнул шнур через крыло крутившейся неподалеку чайки. Пытаясь вырваться, та попалась на крючок. Как быть? Будучи уверенным, что птица, которую выручают, клеваться не будет (а так обычно и бывает), я посоветовал смело взять бедолагу в руки. Костя послушался и тут же завопил от неожиданности и боли: чайка, у которой были свои соображения по поводу случившегося, цапнула за руку от всей души…
Если же говорить о млекопитающих, то самыми наглыми здесь являются норки, куницы, выдры, горностаи. Последний – зверек маленький, изящный, но мы знаем, что этот хищник смело нападает на жертв, многократно превосходящих его по размеру. И потому неудивителен такой сюжет – маленький пушной зверек волочит по льду щуку в разы длиннее его самого, не обращая никакого внимания на крики рыбаков.
Нередко браконьеры обнаруживают в своих сетях одни рыбьи головы. Это дело рук не хищных рыб, как думают некоторые. Это напроказила выдра. Ее еще называют деликатным воришкой – она не рвет сети, а аккуратно выедает из них рыбу.
В последнее время рыбаки все чаще сталкиваются с красавицей норкой, которая не прочь утащить добычу буквально из-под носа. Как-то на Белой местный рыбак мне сказал: «Видишь коряжник на берегу? Там спряталась норка. Уйдешь и оставишь рыбу на льду – как пить дать утащит!»
Сейчас не редкость увидеть возле себя лису. Рыжие плутовки быстро понимают, что рыбаки – не охотники, и смело наведываются на лед или бережок. Они, как правило, не наглеют подобно выдрам или норкам. Обычно Патрикеевна располагается поодаль в надежде на подачку. И своего добивается: рыбаки – народ не жадный, лиса, как правило, удаляется плотно пообедавшей. В этой ситуации может настораживать вот что: как известно, та же лиса перестает бояться людей и становится агрессивной, будучи зараженной бешенством. И как знать: рыжий зверек, который к вам смело приблизился, просто очень доверчив или…
Есть воришки, которые норовят стащить у вас улов, иные не прочь покопаться в ваших вещах в поисках иного съестного. О мышах и говорить излишне: и ребенок знает, как от них уберечь продукты при ночевке или просто пребывании на природе. Но я же хочу предупредить вот о чем. Эти грызуны не прочь полакомиться и… пластиком. Это в случае, если материал был в контакте с продуктами. Ладно, если они до кучи погрызли контейнер для еды. У меня был более неприятный случай. Серые наглецы сорвали мне утреннюю рыбалку, проделав дыры в днище пластиковой надувной лодки. Дело в том, что там оставались остатки каши, используемой для прикормки и насадки. И участки дна в тех местах, где лежали последки еды, были благополучно скушаны.
Недосчитавшись поутру печенья или иной еды, мы не задумываясь обвиняем в неблаговидном деянии мышей. Забывая, что есть еще одна внешне очень милая нахалка. Это белка. И многие рано поутру наблюдали, как очаровательная героиня русских сказок шарится по сумкам и рюкзакам. И как не стырить забытую на виду печенюшку!
К числу главных воришек рыбаки причисляют и кошек. Но я ни в коем случае не стал бы очернять всю усатую братию. Если кошка знает, что ей перепадет, то на преступление она не пойдет. Я много раз видел картину: сидит иной барсик возле хозяина и ждет угощения. Даже если рядом окажется трофей другого рыболова – не тронет. А зачем? Помню, на Инзере с нами повадился ходить на реку бездомный котенок. Он сидел возле самой воды и ждал, когда ему бросят очередного пескаря. Как-то я увидел, что мой друг Женя задумчиво вертит котенка в руках, разглядывая брюхо малыша. «Ты чего там смотришь?» – поинтересовался я. «Да в толк не возьму, как в него столько пескарей помещается…»
А вот кошки, которые на водоеме без хозяина – это уже другое дело. Порой они наглеют похлеще норок! Я неоднократно видел, как мурлыка, секунду назад безмятежно сидевшая на берегу, буквально с крючка срывала пойманную рыбу и пускалась наутек.
Лучшие друзья рыбаков – собаки. Дабы своровать, втихаря они на водоеме не появляются. Любой бездомный бобик обязательно обозначит свое присутствие – хвостом помашет, позаискивает. И конечно, будет накормлен. Именно эти четвероногие вызывают у рыбацкой братии самые положительные эмоции – ни один деревенский пес голодным со льда не уйдет. Меня умиляет, как накормленный тобой свежеиспеченный друг начинает тут же еду отрабатывать – охранять тебя… Были случаи, когда к нам приходили явные потеряшки. Одного такого мы забрали домой, дали в газете объявление, и, к нашей радости, хозяин вскоре нашелся. Спаниелька потерялся в районе Нижегородки, а приблудился к нам аж в Новоалександровке. Ладно рыбаки неделю бедолагу подкармливали…
Надо признать: воришки в наших краях достаточно безобидны. Ну, стащит ворона ершика, унесет выдра окунька… Вон, на Камчатке медведи, кинувшись в воду, прямо со спиннинговых приманок добычу вырывают. Вот это экстрим так экстрим! Нет уж, лучше мышки…
Артем МАКСИМОВ.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
23-08-2024 (0) Просмотров: 14 Номер: 59(13803) Версия для печати